Изборник Святослава 1073 - одна из старейших древнерусских рукописей , одним из писцов был дьяк : написа иwаннъ диак изборьникъ
Сообщения перенесены из проекта Валах .
эта традиция - рекрутировать чиновников из числа младшего духовентсва - сохранится и в 16,17,18 веках, даже в 19)))
в сущности это и было единственным приемлемым путем - ведь образование обязано было быть духовным, религиозным - ценность просто технически грамотного - в разы ниже человека многознающего но и духовно крепкого.
в сущности это и было единственным приемлемым путем - ведь образование обязано было быть духовным, религиозным - ценность просто технически грамотного - в разы ниже человека многознающего но и духовно крепкого.
Я думаю , что это был и единственно возможный путь . Светски образованных людей людей тогда практически не было , недаром первым светским писателем называют опять же дьяка Федора Курицына . А Нил по поводу нарождающей светской литературы , не что б осуждал , но сетовал : Суть бо писания многа , но не вся божественна суть .
Какое именно отношение тот же Курицын или Беклемишев имеют отношение к церкви мы не знаем , очевидно лишь сама среда - чтецы , пономари , поповичи , певчие и пр . - младшие члены церковного причта те кого готовят к принятию духовного сана - диакон . То что чтец уже носит фелонь(подрясник, стихарь - правка кержака) надеюсь известно . Примеры :
ПЕВЧИЙ ДЬЯК — певец в рус. церк. хоре высших служителей церкви (патриарха, митрополита) или в придв. хоре рус. царей. Патриаршие П. д. впоследствии были переименованы в синодальных певчих, хор государевых П. д. преобразован Петром I в придворный хор (будущую Придв. певч. капеллу). БЭ .159 .
Князь Курбский (XVI век) пишет , что доверенные царские дьяки его времени избирались царем - "не от шляхетского рода, ни от благородна, но паче (по преимуществу) от поповичев или от простого всенародства".
Авраамий Палицын (начало XVII века) : "Чин убо церковный, иже разум имущеи, не восхотеша по отцех служити алтарю Господню, но бывающе судии и книгочия (дьяки и подьячие) земстии; невежда же и не научении, тии церковное правление восприемляху".
Итак те кого готовили на священство пошли в бюрократию , а в священство вынужденно ставили невежд и новоуков .
Разумеется в более позднее время 16-18 века за словом закрепилось то значение , что и указано в вики .
Я не обижался , просто предположение , что слово дьяк может не иметь отношение к церковному чину повергло меня в смущение .
Дьяк Микита Беклемишев за время карьеры был разьездчиком , судьей , воеводой , послом - куда пошлют одним словом .
Нередко мне приходилось читать о "гуманизме" Нила Сорского на том основании , что он и другие старцы противились казням еретиков . Я считаю , что это никакой не гуманизм , а позиция христианина .
Из послание великому князю Ивану Васильевичю .
Послание старца Иосифа, иже на Волоце, своего ему монастыря, самодръжца Рускыя земли, государю, великому князю Ивану Васильевичю о том, еже грешника или еретика руками убити, или молитвою, едино есть; понеже Моисей скрижали руками разбил, Илиа пророк четыреста жрець закла, и Финеос братана с мадиамлянынею блудяща, прободе, и апостол Петр Симона волъхва молитвою разби, при Нероне цари и Павел апостол Елиму волхва молитвою ослепи, и Лев епископ Катаньски Леодора вълъхва петрахилию связа, и созже, и донеже Леодор сгоре, а епископ из огня не изыде, а другаго вълъхва Исидора тойже епископ молитвою созже при гречестем цари; и сих ради свидетельств аще грешника или еретика убити молитвою или руками, едино есть, и молимся тебе, государю, о том, чтоб ты, государь, своим государьским судом искоренил злый плевел еретический в конець.
Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого .
А что, господине старець Иосиф, Моисей скрижали руками разбил, то тако и есть, но егда бог хоте погубити Израиля, поклоньшася тельцу, тогда Моисей ста въпреки господеви, и рече: «Господи, аще сих погубиши, то мене преже сих». И бог не погуби Израиля Моисеа ради. Видиши, господине, яко любовь к согрешающим и злом превъзможе толити гнев божий. Такоже, господине, Илиа пророк, ревнуя по господе бозе вседержители, закла четыреста жрець Валовых, понеже не каяшася. А инии же покаяшася, сих приа на покаяние, от них же бысть Авдей пророк, и пророческаго дара сподоблен бысть. А Финеос, господине, пробол оружием братана блудяща с мадиамлянынею, понеже на всем тогда Исраиле грех той бысть, и того ради вменися ему въправду.
Еще же ветхый закон тогда бысть, нам же в новей благодати яви владыко Христос любовный съуз, еже не осужати брату брата о том, но единому богу судити согрешениа человечя, рече: «Не судите, не осуждени будете». И егда приведоша к нему жену, яту в любодеянии, тогда премилостивны судья рече: «Иже не имать греха, да връжет на ню первие камень». Потом же сам преклонь главу, и писа коегождо их съгрешениа, и тако възрази убийственую руку жидовъскую. Кождо по своим делом прииметь от бога в день судный. Аще же ты повелевавши брата брату согрешивъша убити, то въскоре и суботство будеть, и вся ветхаго закона, их же бог ненавидить.
А Петр апостол Симона вълхва молитвою разби; понеже прозвася прелукавый злодей сыном божиим при Нероне царе, и тогда достойный суд приат от бога за превеликую лесть и злобу. И ты, господине старець Иосиф, сотвори молитву, да иже недостойни еретици да грешници, то земля их пожреть. Аще же приемлеть бог еретика да и грешника на покаянне, то не услышан будеши .Разумеем бо разбойника, исповеданием спасена, и мытаря милостию очищена, и блудницу плачющуся помним прощену, и дщерию владыка прозва ю; и Павел апостол Елиму вълхва молитвою ослепи, понеж искаше развратити Антипата от веры, а сам апостол Павел пиша: «Аз бых был анафема от Христа моего, сиречь проклят, токмо бы братья моя спаслися израилтяне». Видиши ли, господине, душу свою полагает за соблазнившуюся братию, дабы спаслися, а не молвил им, дабы их огнь пожегл, или земля пожерла, а могли сиа от бога приати. А Лев, господине, Катански епископ Леодора волхва петрахилыо связа и созже и другаго вълхва Сидора такоже молитвою созже при гречестем цари. И ты, господине Осифе, почто не испытаешь своей святости, не связа Касиана архимандрита своею мандиею, донележе бы он сгорел, а ты бы в пламяни его связана держал? А мы б тебя, яко единого от трех отрок, ис пламени изшедша приняли!
Болдом я выделил особенно язвительную часть смиренных старцев об уже казненном еретике игумене Кассиане .
Я думаю , что это был и единственно возможный путь . Светски образованных людей людей тогда практически не было , недаром первым светским писателем называют опять же дьяка Федора Курицына .
Quote (curser)
Ну хотя бы сначала можно почитать свою же ссылку . Там где то указано , что дьяки к духовенству никакого отношения не имеют ? Таки нет , тогда с чего вывод ?
Ну, к примеру, дьяк Степан Бородатый заведомо никакого отношения к духовенству не имел.
Насчет первого светского писателя - большой вопрос. Владимира Мономаха или Даниила Заточника куда девать? А то что монастырским (и вообще церковным) собраниям литературных произведений было в те времена уцелеть намного легче - так это неоспоримый факт. Соответственно, и делаем вывод о направленности дошедшей до нас литературы.
Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях .И. Е. Забелин .
Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии спальников и стряпчих, подавал государю платье и одевал его. Умывшись, государь тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причем государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву; в то же время один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день.
Крестовым дьяком (дьяконом) был монах Григорий Отрепьев и помимо участия в церковной службе выполнял обязанности скорописца - секретаря .
В древней России к клирикам причислялись дьяки, поддъяки, дьячки, пономари и другие "церковнии людие"; назывались они общим именем "причетников", которое удерживается и доселе. - Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь .
— Я хотел бы знать, чему у вас в бурсе учат: тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?
— Не спрашивай! — говорил протяжно резонер, — пусть его там будет, как было. Бог уже знает, как нужно; Бог все знает.
— Нет, я хочу знать, — говорил Дорош, — что там написано в тех книжках. Может быть, совсем другое, чем у дьяка. - Николай Гоголь . Вий .
Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! - Вечера на хуторе ...
Quote (PKL)
Владимира Мономаха или Даниила Заточника куда девать?
Что сильно светские произведения ?
Quote (PKL)
Ну, к примеру, дьяк Степан Бородатый заведомо никакого отношения к духовенству не имел.
Разумеется я не могу отвечать за каждого , я пишу о генезисе русской бюрократии . А почему знаток летописей заведомо не имеет отношение к церкви я не знаю , надеюсь просветят .
Соответственно, и делаем вывод о направленности дошедшей до нас литературы.
Я предпочитаю делать выводы исходя из того что есть . Я вовсе не против светской литературы в средние века , но примеры Мономаха и Заточника показывают что и она пишется по образу и подобию литературы духовной .
curser, немного поясню свою бездоказательную позицию.
Значит вот мое утверждение -
Quote (Каури)
Дьяк не имеет отношения к духовенству.
Заметь - я писала "духовенство", а не "церковь".
Духовенство, в моем представлении - это круг лиц, участвующих в церковной службе, точнее Священнослужители.
Есть монахи и белое духовенство.
Про белое духовенство - это священнослужители, к которым относятся диаконы и священники.
Надеюсь не надо объяснять - что диакон и дьяк вещи совершенно разные!
Мне четко представлялось - что дьяк - это светская должность, служители не веры, а государства. Возможно все они были люди верующие и активно посещали церковь и приходились родственниками духовным лицам, но сами духовными лицами не являлись, то есть не имели прямого отношения к духовенству. Возможно путают с дьячком, который прислуживал в церкви, но позднее такая должность упразднилась.
Другое дело, что в дьяки могли брать чтецов, к примеру или дьячков, хотя вовсе не обязательно. Но чтецов и дьячков я бы не стала называть духовенством.
ДИАК, дьяк м. стар. письмовод, письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. Быть тому так, колипометил дьяк (или; как пометилдьяк). Быть делу так, как пометил дьяк. Быть было так, дапомешал дьяк. Таков, сякое, а все лучше приказных дьяков. Дьяк у места, что коту теста: а дьяк на площади (т. е. у казны), так Господи прости (или: Боже помози)! Как дьяк уместа, таквсем от него тесно, а как дьяк на площади, так Господа пощади! |
| Дьячок, церковник, церковнослужитель. |
| Ряз. земский, волостной или сельский писец. || Твер. учитель грамоты. Дьяков, ему принадлежащий. Дьячий, им свойственный, дьяческий. Дьячья ж. стар. изба, где дьяки занимались делами; канцелярия. Дьячья спесь: наголове чирей, а ногой храмлет! То недьячество, коли не бывал в подьячестве. Думный дьяк, письмовод при государственной думе. Дворцовый, при дворце, при дворцовом приказе. Дьяк митрополин, письмовод при митрополите. Дьяк вечный, при народном вече, в Новгороде и Пскове. Дьякземский, волостной или сельский писарь, ныне просто земский.
Дьякон м. низшее духовное звание или сан, помощник священника при служении. Дьяконица ж. жена его. Из попов да в дьяконы. Вот худо, как муж дьякон, а жена попадья! т. е. владеет им. Дьякон, дьякон, не все бы ты вякал! Диакониса ж. в древней христианской церкви, вдова или дева, исправляющая при храме некоторые женские службы. Дьяконов, дьяконицын, ему, ей при надлежащий. Дьякокский, относящ. к этому званию. Дьяконская ж. ектении и возгласы, читаемые дьяконом, и вообще вся церковн. служба его. Дьяконство ср. звание, должность эта. Дьяконство боярство, а поповство холопство.Дьяконник м. ектения, произносимая дьяконом во время церковной службы. || Ризница, особое место, отдел в церкви, где хранятся облачение, одежда и утварь. Дьяконствовать,дьяконить, дьяконовать, отправлять должность дьякона; читать или возглашать ектению. Дьячитькур. заниматься церковным пеньем, петь на клиросе. Дьяконовщина ж. собират. дьяконово согласие, дьяконов соглас, раскольничий толк поповщины, новокадильники; они требуют, чтобы кадили во время службы не по трижды, а по дважды накрест; принимают и осьми, и четырехконечный крест и пр. Дьяконовка ж. ранняя, небольшая, сладкая порода яблок, идущая только на лакомство, в свежем виде.
Дьячок,дьячек м. церковнослужитель, причетчик. Дьячиха ж. жена его. И дьячкасеномне кормят. Что попу не мило, то дьячку в кадило. говор. и наоборот: Чтодьячку не мило, то попу вкадило. Дьячок не служит, все по девушкетужит; пономарь не звонит, на нее же глядит.Дьячков, дьячихин, ему, ей принадлежащий. Дьячковский, относящ. к званию, должности дьячка. Дьячить, отправлять должность дьячка. Он и дьячит, он ипономарит, все про все. || Твер. петь церковния песни; || толмачить, толковать, объяснять.
... хотя ... Даль ... конешно...
Quote (curser)
То что чтец уже носит фелонь надеюсь известно .
curser, я прошу прощения, но фелонь (ризу) носят только священники!!! Даже не диаконы!!!
А псаломщики, чтецы и алтарники, по благословению священника, могут носить стихари и подрясники.
Церковь
Священнослужители
П
о примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.
Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.
В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на две категории - "белое" (женатое) и "черное" (монашествующее). Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы - только монашествующими.
Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.
В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью "Святейший патриарх Московский и всея России".
В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием, т. е. наместником.
Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.
Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.
Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера.
Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.
Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает: служитель. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.
Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.
Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом.
Иерархию духовенства можно представить в виде таблицы:
Иерархическая степень
"Белое" (женатое) духовенство
"Черное" (монашествующее) духовенство
Диакон
Диакон
Протодиакон
Иеродиакон
Архидиакон
Священство
Иерей (священник)
Протоиерей
Протопресвитер
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
Архиерейство
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх
Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.
Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно.
Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужениюколокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.
Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.
За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.
Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.
Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.
На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.
На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.
На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.
При подготовке материала использовались следующие труды:
Кержак, curser, мне кажется, что немного подменяются понятия.
Дьяк и Диакон(дьякон) разные вещи. Дьяк - это чиновник, Дьякон - уже духовенство. Так что не все дьяки имеют отношение к церкви . Почему схожие названия? Наверное, слово Дьяк происходит от дьякон, взято скорее всего из-за схожести обязанностей. Но термины имхо разные.
А что - сильно церковные? Тогда ведь еще можно "Слово о полку Игореве" вспомнить или Афанасия Никитина с его "Хождением за три моря". Так что не может быть Федор Курицын первым светским писателем, никак не может.
Оно в своем жанре единственное и неповторимое , поэтому для примера плохо годится .
Quote (PKL)
или Афанасия Никитина с его "Хождением за три моря"
Тут все в порядке текст вполне светский , только сам Никитин писатель ли хотя я не против - пусть будет Афанасий .
Ваще для поисков светской культуры и в литературы надо найти группу людей деятельность которых не имеет религиозной компоненты . Это не так просто поскольку в средние века любое серьезное общественное движение такую компоненту имеет , но возможно . На мой взгляд наилучший пример - это двор Алиеноры Аквитанской ( 1122 - 1204 ) матушки Ришара Плантажене .
Я где то утверждал , что приказные дьяки не являются чиновниками ? Я же как раз наоборот писал что выполняли все необходимые государству - государю функции ( вплоть до политических убийств ) .
Quote (Каури)
Надеюсь не надо объяснять - что диакон и дьяк вещи совершенно разные!
Таки надо . Не стоит сегодняшние нормативы переносить в 15 век . Докажите , что тогда диакона в просторечьи не называли дьяк .
Quote (Каури)
curser, я прошу прощения, но фелонь (ризу) носят только священники!!!
Не готов оспаривать просто приведу источник который я использовал :
Чин посвящения во чтеца .
О чине посвящения чтецов упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (IV век). В наше время хиротесия чтеца бывает перед началом литургии на середине храма, во время чтения часов. Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. В Чиновнике архиерейского служения Русской Церкви хиротесия эта называется «чином на поставление чтеца и певца». Вот как она происходит:
«Имеяй быти свещеносец» приводится на середину храма. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить свещеносца нескверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни. Затем арxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь.
http://www.svt-innokentiy.ru/life_raznoe_sccc.htm
Ну а основной моей мыслью было то , что основным источником кадров Российского государства была церковь . Мои источники ( Авраамий Палицын к примеру ) Вам есть есть чем опровергнуть ? Сколько среди них точно было священнослужителей и сколько церковнослужителей выяснить полагаю непросто . Мой корпус источников о том ,что слово дьяк изначально однозначно церковного происхождения Вы ничем не опровергли и Даль ничем не помог .
Таки надо . Не стоит сегодняшние нормативы переносить в 15 век . Докажите , что тогда диакона в просторечьи не называли дьяк .
Попробую, но нужно немножко времени!!!
Quote (curser)
Затем арxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь.
возможно ключевые слова здесь - малый фелонь - казалось бы незначительная деталь - а значит на самом деле ИМХО очень много. Возможно - если бы приведено было сразу в таком виде, я бы не стала возражать. Ведь стихарь могли называть раньше малой фелонью - вобщем, это я вполне допускаю. Единственное возражение - против -
Quote (curser)
То что чтец уже носит фелонь надеюсь известно
совершенно неизвестный мне факт был Так что спасибо за приведенный материал.
Quote (curser)
Ну а основной моей мыслью было то , что основным источником кадров Российского государства была церковь . Мои источники ( Авраамий Палицын к примеру ) Вам есть есть чем опровергнуть ?
Сейчас точно нечем, да вроде я это и не собиралась опровергать.
Единственное, что мне действительно хотелось опровергнуть - это то, что дьяк Курицын имел отношение к духовенству. Несимпатичная мне историческая личность!
Quote (curser)
Мой корпус источников о том ,что слово дьяк изначально однозначно церковного происхождения Вы ничем не опровергли и Даль ничем не помог .
Ого, хорошо, попробую поискать материалы, если дадите мне время. Если не смогу доказать обратное, готова признать, что была не права!
круто у вас дискуссия развернулась
насчет не симпатичности курицына - ну это вопрос личных пристрастий)))
в Церкви была масса куда более высоких чинов с куда менее благовидным образом мыслей и тд.
так что....
А эта ж блин википедия утверждает что
Стихарь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами .
И сборник словарей туда же
http://alldict.ru/index.p....8%D0%B5
Певчие . ( в тексте П. )
При патриаршем служении П. дьяки и поддьяки патриарха облачались в стихари золотые, серебряные, белые или черные. В обыкновенное, неслужебное время одежда патриарших П. дьяков и поддьяков ничем не отличалась от одежды современных диаконов.
И как отличить дьяка церковнослужителя от дьякона священнослужителя ? Получается путаница просто неизбежна .
Граффити XI в. из Киевского Софийского собора в Киеве:
Пищан писал, к дьякам ходил выучеником.
Открыватель граффити С. А. Высоцкий пишет: «Автор надписи Пищан (несомненно, это его мирское, а не крестильное имя) сообщает, что он написал граффито, когда ходил учеником к дьяку в Софии» [11, с. 42]. Однако Пищан употребил слово «дьяк» во множественном числе — «к дьякам», т.е. его учил не один, а несколько учителей. Словом «дьяк» в то время называли и церковнослужителя, и учителя, который обучал детей. Характерно, что в ряде славянских стран дьяком называли школьника: словенское dijak — «школьник», «студент»; болгарское дякь — «школьник»; сербохорватское giak — «школьник», «писец»; польское diak, zak — «школьник» [36, с. 224—245]. На Украине дьячком называли учителя до середины XIX в., а школы грамоты — дьяковками.
http://www.sedmitza.ru/text/443925.html
При патриаршем служении П. дьяки и поддьяки патриарха облачались в стихари золотые, серебряные, белые или черные. В обыкновенное, неслужебное время одежда патриарших П. дьяков и поддьяков ничем не отличалась от одежды современных диаконов.
Это откуда?
Quote (curser)
И как отличить дьяка церковнослужителя от дьякона священнослужителя ? Получается путаница просто неизбежна .
Quote (Каури)
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Quote (Каури)
Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.
Quote (Каури)
"Закон Божий", протоирей Серафим Слободской.
Если отличить хотите внешне, то по орарю и поручам, которые церковнослужители не имеют права носить.
Насчет того - что дьяк и диакон - не одно и то же - уже согласны?
Каури писал(а):Надеюсь не надо объяснять - что диакон и дьяк вещи совершенно разные! Таки надо . Не стоит сегодняшние нормативы переносить в 15 век . Докажите , что тогда диакона в просторечьи не называли дьяк .