Поможите, люди добрые!
|
Gergen
|
Дата: Пятница, 18.03.2011, 13:32 | Сообщение # 31
|
подъесаул
Группа: Джигиты
Сообщений: 899
Награды: 5
Статус: Offline
|
Quote (Кержак)
вполне - есть подраздел по 12 веку http://druzjina.ucoz.ru/forum/110
Я там создам тему,если надо Вы ведь сможете переименовать и скинуть наше обсуждение этой темы туда?
Давайте спокойно подумаем!
Сообщение отредактировал Gergen - Пятница, 18.03.2011, 13:35
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Пятница, 18.03.2011, 13:36 | Сообщение # 32
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
конечно
|
все сообщения
|
|
|
|
АлеСкандр
|
Дата: Четверг, 24.03.2011, 11:44 | Сообщение # 33
|
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 697
Награды: 4
Статус: Offline
|
Ищу красивые фото шаровых звездных скоплений.
М.б. кто знает где найти, что-то по красивее вот этого:
Прикрепления: 5272396.jpg(163Kb)
"Ты хотел порог дома моего бородой своей обмести и притчу об Истине поведать - я не мешал тебе в этом. Мне же более всего хотелось на лысину твою плюнуть. Так и ты мне в этом не мешай."
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Четверг, 24.03.2011, 12:06 | Сообщение # 34
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
В яндексе набираете "звездные скопления" - жмете картинки и выбираете понравившиеся
Я надеюсь из тысяч картинок можно чего-нибудь отыскать.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
АлеСкандр
|
Дата: Четверг, 24.03.2011, 12:23 | Сообщение # 35
|
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 697
Награды: 4
Статус: Offline
|
Quote (PKL)
В яндексе набираете "звездные скопления" - жмете картинки
24 страницы в гугле уже просмотрены. Лучше того, что вывесил нет. Яндекс лучше ? Посмотрел - те же самые.
"Ты хотел порог дома моего бородой своей обмести и притчу об Истине поведать - я не мешал тебе в этом. Мне же более всего хотелось на лысину твою плюнуть. Так и ты мне в этом не мешай."
Сообщение отредактировал АлеСкандр - Четверг, 24.03.2011, 12:24
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Четверг, 24.03.2011, 12:34 | Сообщение # 36
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
АлеСкандр, понятие "красивее" у каждого свое.
Кроме того можно походить по астрономическим сайтам, откуда эти картинки взяты, скажем - http://www.astronet.ru/
Но только ведь вы можете оценить - подходит картинка под ваши задачи или нет.
Поэтому максимум, чего смогут предложить вам остальные форумчане - адреса астрономических сайтов.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
АлеСкандр
|
Дата: Четверг, 24.03.2011, 12:38 | Сообщение # 37
|
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 697
Награды: 4
Статус: Offline
|
Quote (PKL)
Поэтому максимум, чего смогут предложить вам остальные форумчане - адреса астрономических сайтов.
Кто знает? То что в открытом достпе и на виду, я уже просмотрел. Но вдруг, у кого-то есть уникальные и красивые фото или рисунки...
"Ты хотел порог дома моего бородой своей обмести и притчу об Истине поведать - я не мешал тебе в этом. Мне же более всего хотелось на лысину твою плюнуть. Так и ты мне в этом не мешай."
|
все сообщения
|
|
|
|
al1618
|
Дата: Понедельник, 28.03.2011, 20:32 | Сообщение # 38
|
Зубр
Группа: Авторы
Сообщений: 3771
Награды: 25
Статус: Offline
|
подскажите ресурс куда можно выкладывать музыку чтобы можно было спокойно проигрывать с помощью
"Паровой каток параноидальной логики изящным пируэтом обвивает нежный росток настоящего чувства" (с) Калашников С.А.
Сообщение отредактировал al1618 - Понедельник, 28.03.2011, 20:33
|
все сообщения
|
|
|
|
Каури
|
Дата: Понедельник, 28.03.2011, 20:38 | Сообщение # 39
|
Хранительница
Группа: Хранительница
Сообщений: 14466
Награды: 153
Статус: Offline
|
al1618, http://www.webfile.ru/ плиз - выкладывай)))
|
все сообщения
|
|
|
|
al1618
|
Дата: Суббота, 02.04.2011, 10:34 | Сообщение # 40
|
Зубр
Группа: Авторы
Сообщений: 3771
Награды: 25
Статус: Offline
|
собственно Тут
"Паровой каток параноидальной логики изящным пируэтом обвивает нежный росток настоящего чувства" (с) Калашников С.А.
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 12:14 | Сообщение # 41
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Добрый день!
Разыскиваются книги
автор: Кашляк Сергей Георгиевич
наименование:
Православие и профессиональные воинские сообщества Византии
Профессиональные воинские сообщества византийского пограничья в IX-XII вв
Сообщение отредактировал pythonwin - Воскресенье, 17.04.2011, 12:16
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 13:41 | Сообщение # 42
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
pythonwin, это не книги. Это небольшие статьи. Их надо в сборниках БГУ искать.
Православие и профессиональные воинские сообщества Византии. Проблемы истории христианства: Сб. науч. статей. Мн.: БГУ, 2001, с. 31-34.
Профессиональные воинские сообщества Византийского пограничья (XI-XII вв.). Праблемы гісторыі старажытнага свету і сярэдніх вякоў: Матэрыялы навуковай рэспубліканскай канферэнцыі памяці акадэмікаў М. М. Нікольскага і У. М. Перцава, 15-16 лістапада 1999 г., Мінск. – Мн.: БГУ, 2000, с. 117-121.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 13:45 | Сообщение # 43
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ СООБЩЕСТВА ВИЗАНТИИ
Кашляк С.Г.
Quote
Православие, являясь объединительным стержнем всего общества, оказывало огромное влияние на профессиональные воинские сообщества.
Одним из символов православного воина, его “идеальным” образом, в Византии был Святой Георгий Победоносец. “Чудо Святого Великомученика Георгия о змие” нашло отображение и в византийских легендах, и в православной иконографии. Когда жители города Ласия не могут справиться с чудовищным змеем, к ним на помощь приходит Святой Георгий. Он усмиряет змея молитвой, связывает его, приводит в город и, после уверования жителей Ласия, язычников, поражает змея мечом (1; с.206-207). Сюжет иконы несколько иной: там показана напряженная борьба с силами зла. На некоторых иконах, описывающих “Чудо Святого Георгия о змие”, встречается такая деталь: рука, держащая копье, разжата, при этом, копье, уходящее за поле иконы, просто лежит на ладони святого – вложено в руку воина. По настоящему поражает змия Кто-то другой, воин же лишь оружие в его руках.
Чтобы воин мог исполнять свой долг, ему необходимо знать, что он имеет право убивать. В восьмом и тринадцатом правилах Св. Василия Великого говорится: “Совершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее есть то, что делается … в неприятельских нашествиях … находящиеся на войне идут на поражение сопротивных с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных; убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство …, но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения токмо Святых тайн.” А в “Послании Св. Афанасия Великого к Аммуну Монаху” говорится: “…Не позволительно убивать; но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно.” (Цит. по 2; с.108). То есть убийство, совершенное на войне, достойно похвалы, но остается грехом и требует духовного очищения.
Но чтобы воин мог сражаться, он должен преодолеть смерть и страх перед нею. “Помня о Боге, помни и о смерти”, – поучает Св. Феодор Студит (3; т.IV, с.399). А Патриарх Каллист выразил главную идею православного “воина Христова”: “За за-поведи живодательные и веру Господа нашего Иисуса Христа должны мы, когда потребует время, охотно погубить и саму ду-шу свою, то есть не пощадить и самой жизни своей: “Иже кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю.” [Мр., 8. 35]”. (3; т.V, с.334-335). “Ныне ангелы записывают вас в свое воинство и имена умерших заносят в свои списки, не равную цену им предоставляя, но многократно превосходящую величиной дара.” (4; с.91). Воин, разделяющий эту веру, знает, что смерть его на поле брани не будет напрасной, а будет приравнена к мученичеству. Избавление от страха смерти Церковь давала верующим через Таинства и молитву.
Конечно, воины могли воспользоваться и общецерковными молитвами, но, видимо в ответ на чаяния воинского сословия, появляются специальные воинские молитвы: “Молитва Св. Мученика Феодора Стратилата”, “Молитва Св. Мученика Евтропия в ранах и страданиях”, “Молитва Святому Архистратигу Божию Архангелу Михаилу”. Воин мог вознести молитву к святым воинам: Св. Иоанну Воину, Св. Георгию Победоносцу, Св. Димитрию Солунскому и многим другим. Воин мог помолиться Богородице или воспользоваться Псалмами 40 и 90. Герои византийского эпоса уверены, что в битве им помогают святые воины: Св. Георгий Победоносец, Св. Димитрий Солунский, Св. Феодор Стратилат, Св. Феодор Тирон (5; 700-703, с.103). Агафий Миринейский пишет, что воины “направляя свои взоры ввысь, взирая на небо и так умилостивляя бога, понемногу, казалось, уменьшали свой страх и душевное смятение” (6; с.173).
Накануне сражения византийские полководцы стремились своими речами привести войско в необходимое психологическое состояние, часто используя религиозные мотивы. Важность духовно-нравственного компонента в армии прекрасно понималась военачальниками Византии. В какой-то мере это отразилось в трудах византийских историков, как духовная традиция того времени. Так Никифор Фока обращался к своим войскам на Крите: “Воины, братья мои и соратники! Подумайте о страхе Божьем, сразимся, чтобы воздать за оскорбления бога. Будем доблестно противостоять … врагам, вооруженным нечестием. Будем держаться веры, убивающей страх … и Христос бог поможет нам и погубит наших врагов.” (7; с.104).
Военная реформа, приведшая к созданию фемного строя в Византии и изменению этно-социальной структуры армии, превратившейся из конгломерата наемных контингентов в национальную, вынудило провести более детальную разработку мероприятий по формированию морального фактора в армии. Если во времена Вегеция место для Христа находилось лишь в воинской присяге, где императору уделялось больше места и внимания (8; с.170), то уже в трактате Псевдо-Маврикия, который начинается с обращения к Богу и Святой Троице, содержатся подробные описания религиозной жизни армии: день начинался с обязательных молитв и Трехсвятия и заканчивался ими же; накануне сражения в лагере служились молебны, освящались знамена и оружие, перед выходом из лагеря стратиг, священники и командиры провозглашали: “Господи помилуй!”, на что войско отвечало троекратно: “С нами Бог!”; перед боем стратиг обходил войско с иконой, после чего обращался с речью к воинам. Выстраивается схема, совпадающая с “самогипнозом на основе якорной техники” Эриксона, позволяющая включить механизм эмпатии – феномена частичной идентификации индивида с другим, через воспринимаемое или созидаемое поведение. При правильном вхождении вместо сознания воина начинает действовать тот “идеальный образ”, который был выбран воином. Схема состоит из следующих этапов – “якорей”: 1) речь стратига – общий эмоциональный настрой на битву; 2) “кинестетический якорь” – Крестное знамение; 3) “аудиальный якорь” – краткая общая молитва и звуки труб; 4) “визуальный якорь” – икона, как емкий зрительный образ. Воспользоваться таким вариантом схемы могли лишь верующие православные воины – члены профессиональных воинских сообществ.
Одним из таких сообществ являлись пограничники–акриты, опиравшиеся на систему крепостей–клисур. Они представляли собой сообщество со своей культурой, обычаями, воинским искусством. Своего расцвета акриты достигли в Х в., а в Х–ХI вв. появился настоящий культ акритов в народе и армии. Рядом с ними находятся апелаты–разбойники (численностью по 40–100 человек в отряде). Константин Багрянородный, упоминая об апелатах, имеет в виду легковооруженных воинов для набегов на земли противника. Об акритах и апелатах, и их взаимоотношениях повествует эпос “Дигенис Акрит” (5; 1055–1058, 1070–1078, с.47–48). Именно акриты ассимилировали перебежчиков на византийскую территорию. Так, отец Василия Дигениса Акрита, главного героя эпоса “Дигенис Акрит”, арабский эмир, принявший христианство.
Таким образом, в Византии существовало два основных образа “идеальных воинов”: Св. Георгий Победоносец, как символ высшего совершенства, и Дигенис Акрит – обычный человек, хоть и герой, он грешит, но всегда искренне кается в этом (5; 240-256, с.81).
В итоге, роль Православия в обороноспособности Византии была следующей: во-первых, консолидация народа и армии в единую общность ромеев; во-вторых, проведение “воспитатель-ной работы” в армии по формированию ее морально-нравственного уровня (в Византии в религиозном воспитании воинов не насаждался такой фанатизм, как у ее соседей); в-третьих, велась постоянная полемика с исламом на восточной границе, что обуславливало терпимое отношение к мусульманам персонально, но не как к членам религиозной общности; в-четвертых, была создана своеобразная система психологической подготовки воинов, позволявшая подключать резервы организма в бою.
Литература:
1. Чудеса святого Георгия // Византийские легенды, М., Ладо-мир, 1994.
2. Добротолюбие, тт. 4-5, СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, 1993.
3. Ильин И.А. Путь к очевидности, М., Республика, 1993.
4. Феофилакт Симокатта. История, М., Арктос, 1996.
5. Дигенис Акрит. М., Наука, 1994.
6. Агафий Миренейский. О царствовании Юстиниана, М., Арктос, 1996.
7. Лев Диакон. История, М., Наука, 1988.
8. Вегеций Флавий Ренат. Краткое изложение военного дела / Греческие полиоркетики. Вегеций, С.Пб., Алетейя, 1996.
Думал это кусок из книги, а насчёт приграничья - пока не нашел.
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Вторник, 24.05.2011, 13:44 | Сообщение # 44
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Добрый день!
Разыскивается книга:
Воронин Н.Н.. Андрей Боголюбский
Москва: Водолей, 2007
Аннотация:
Книга выдающегося ученого Н. Н. Воронина (1904-1976) посвящена биографии крупнейшего деятеля Руси XII в. князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Автор представляет ее на широком фоне истории Владимирской земли и Руси XI-XIII вв., показывая как источники политики Боголюбского, так и судьбу его политического наследства при его преемниках. Таким образом, содержание книги значительно шире ее заглавия и дает, по существу, целостное освещение культуры Владимирской Руси XII-XIII вв. Автор широко привлекает и интерпретирует памятники литературы, живописи, архитектуры, данные археологии, что позволяет ему впервые в нашей литературе дать многогранную, свежую и исчерпывающую характеристику как самой личности Андрея, так и значения его политической и культурно-созидательной работы. Книга, наткну
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Суббота, 02.07.2011, 22:47 | Сообщение # 45
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
Вопрос к специалистам по славянскому фольклору.
Есть ли еще какие-нибудь чисто ДЕВИЧЬИ языческие славянские праздники помимо Лельника (22 апреля) ?
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 07:17 | Сообщение # 46
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
троица пятидесятница - июнь
кузьминки - 14 ноября
а лельника не существовало.
это врака -фигняка.
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 07:38 | Сообщение # 47
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
Quote (Кержак)
троица пятидесятница - июнь
Это разве языческий праздник?
Quote (Кержак)
а лельника не существовало.
И закликания весны на Красную Горку - тоже не существовало? Девки хороводы не водили?
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
Anakonda
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 07:47 | Сообщение # 48
|
хорунжий
Группа: Джигиты
Сообщений: 351
Награды: 8
Статус: Offline
|
PKL, троица (6го июня) - девичьи гулянья накануне
в ночь перед Купала - 23 июня или 7 июля (зависит от приняторого религией календаря) - он же Иоанна Крестителя - ночные бдения и девичьи гуляния на берегах водоёмов в венках, с песнями и хороводами - туда хлопцам ход закрыт. На следуюший вечер и ночь общие гуляния.
Ночь Ярилы - чисто дамские экзорциссы.
Начало сенокоса - дамы отдельно, мужчины отдельно, после сенокоса - все вместе.
31 авгута - возведение Богородицы в Храм и конец сенокоса - с одной стороны чисто дамские гуляния в целомудрии, с другой - разгул раости и веселья скопом и парами )) кому верить?)))
Что-то было в сентябре-октябре, но влёт не помню. Как спомню, напишу )))
как всегда, имхо
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 07:53 | Сообщение # 49
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
Quote (PKL)
И закликания весны на Красную Горку - тоже не существовало? Девки хороводы не водили?
это другое дело.
Quote (PKL)
Это разве языческий праздник?
русалия
Quote (Anakonda)
в ночь перед Купала - 23 июня или 7 июля (зависит от приняторого религией календаря) - он же Иоанна Крестителя - ночные бдения и девичьи гуляния на берегах водоёмов в венках, с песнями и хороводами - туда хлопцам ход закрыт. На следуюший вечер и ночь общие гуляния.
на Купалу женское а не девичье.
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 07:58 | Сообщение # 50
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
исчо раз - 2 троица и кузьминки
красная горка - это для всех, дети, молодежь - это общий праздник, точнее, веснянки поют... печенье пекут в виде птичек...
короче - никакой не девичий праздник
в помощь Проппа - русские аграрные праздники и Соколова - весенне-летние праздники славян... примерно так Виноградова - зимняя календарная обрядность
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:10 | Сообщение # 51
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
Quote (Кержак)
это другое дело.
Другое это как?
Quote (Кержак)
это врака -фигняка.
Но в Лелю-то верили хоть? Или это фантазия Рыбакова?
И если не верили, то кто именно олицетворял ВЕСНУ в языческом пантеоне?
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:12 | Сообщение # 52
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
Quote (PKL)
Другое это как?
красная горка релаьное дело но не лельник и не девичий
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:12 | Сообщение # 53
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
Quote (PKL)
Но в Лелю-то верили хоть? Или это фантазия Рыбакова?
фантазия
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:16 | Сообщение # 54
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
под редакцией Толстого - восточно-славянские древности
а ваще - так рассуждать сложно - ты пойми скока времени прошло...
но лели не было а весна кем олицетворялась - это не более чем гипотетично все - нету достоверных вариантов.
героем праздника могла быть березка - которую украшали и тд.
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:33 | Сообщение # 55
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
Quote (Кержак)
но лели не было а весна кем олицетворялась - это не более чем гипотетично все - нету достоверных вариантов.
Пусть гипотетично. В конце-концов я что - пишу научную диссертацию? Или все-таки художественный текст?
Кто там еще остается - Кострома? Или, может, Додола?
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:39 | Сообщение # 56
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
ПКЛ не шути так...
почитай сам то что накидал тебе - и разберись.
а то ...
тебе надо именно весну?
чего вообще?
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 08:41 | Сообщение # 57
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
pythonwin, http://www.rus-obr.ru/idea/700
Н.Н. Воронин. Андрей Боголюбский. М., Водолей Рublishers, 2007.
Есть обычай утешать авторов книг по тем или иным причинам не вышедших в печать - не нашедших издателя, не пропущенных цензурой, зарубленных коллегами, говоря им, что ничего страшного - книга отлежится и выйдет как раз вовремя, как раз тогда, когда она больше всего нужна. Именно так пытался утешить историка Н.Н. Воронина филолог Д.С. Лихачев, когда неожиданно была торпедирована его уже набранная книга «Андрей Боголюбский». «Я уверен, что пройдет 2-3 года и Вы сможете напечатать своего Андрея, а сейчас лучше подождать» - писал Лихачев.
Судьба книги Воронина - лучшее предостережение против всех подобных утешений. Книга выдающегося исследователя Северо-Восточной Руси о создателе этого исторического и культурного феномена князе Андрее Боголюбском пришла к читателю через 62 года после её написания, через 59 лет после её фактического запрета, через 31 год после смерти автора и через 18 лет после провалившейся попытки издать книгу посмертно. Самое это издание стало возможно только благодаря тому, что после опубликования в книге петербургского историка Ю.С. Кривошеева «Гибель Андрея Боголюбского» материалов, раскрывавших историю рассыпанного набора книги Воронина, неиздание её выглядело совсем уж историографическим скандалом.
Представляя себе судьбы исторической науки в России ХХ столетия и перипетии официальной, сословной и корпоративной цензуры, открывая книгу Воронина ждешь разочарования, которое часто посещает при знакомстве с некогда «запрещенными» вещами. Удивляешься - ну чего тут было запрещать? «Андрей Боголюбский» явно не тот случай. Книга и сегодня может шокировать ясностью, цельностью, прямолинейностью и бескомпромиссностью той позиции, с которой она написана и которая не может быть определена иначе как русский православный национализм. Охватывает даже некоторое удивление - как автор мог думать, даже в 1944-45, когда писалась книга, что её можно будет издать? Еще большее удивление вызывает тот факт, что патриархом советских историков Б.Д. Грековым она была встречена благожелательно, рекомендована издательству, прошла, пусть и с боями, редактора воинствующего атеиста, и была «зарублена» уже после набора, в ноябре 1948 года, экстренно сочиненным (как можно думать с подачи самого же Грекова) отзывом другого крупного историка - В.Т. Пашуто. Очевидно, что в 1945, после тоста «за великий русский народ» и на волне сталинского примирения с Церковью у книги были хорошие шансы, а к концу 1948, когда идеологические чистки пошли по принципу «смешались в кучу кони, люди» академик Греков испугался оказаться ответственным за «идеализм и поповщину». К тому же, одна из глав воронинской книги стала прямо-таки опасной - не имея возможности, разумеется, предугадать грядущую в 1947 политическую канонизацию Юрия Долгорукого Воронин охарактеризовал этого борца за киевский стол весьма жестко как политического авантюриста, противопоставив ему его сына - подлинного создателя Владимиро-Суздальской Руси.
Так или иначе, книга Воронина об Андрее Боголюбском, которая должна была встать в одном научно-популярном ряду с знаменитой книгой Р.Ю. Виппера об Иване Грозном и книгой академика А.С. Орлова о Владимире Мономахе света не увидела. И главной причиной тому была, конечно, её идеология. Яростный антихристианин Виппер характеризовал Ивана Грозного как евразийского вождя, выдающегося ренессансного государя, и этот облик был во многом созвучен сталинской эпохе. Академик Орлов сосредоточился в основном на анализе «Поучения» Мономаха и превратил образ великого князя в не самую яркую главу из истории литературы. Воронин подошел к делу совсем иначе. Его Андрей - гениальный провидец, политик, и, как бы мы сказали сегодня, смыслократ - пролагающий новые пути истории на столетия и тысячелетия вперед, умеющий не только сражаться с непревзойденной храбростью, не только повелевать, держа в страхе всю Русь, но и создавать новые идеи, образы, исторические мифы, - едва ли не творить чудеса.
Икона явление Богородицы св. прав. Андрею Боголюбскому
Впрочем, почему «едва ли»? Рассказ Воронина о жизни Андрея Боголюбского и о его делах - это рассказ о чудесах и знамениях, о покровительстве Богородицы, устанавливаемом Андреем над Владимирской Русью через её Владимирскую икону, об учреждении им праздника Покрова, создании службы и похвалы празднику (авторство службы и синаксаря Воронин не без оснований пытается атрибутировать самому Андрею). Фактически перед нами удивительная для 1945 года попытка представить советскому читателю историческую работу об основах русской агиополитики в формировании которой роль Андрея Боголюбского была огромна.
Этот рассказ лишь слегка (да и то после вмешательства агрессивно-атеистического редактора «копоеда» как называл его сам Воронин) завуалирован заключением в кавычки слов «чудо», «покров», безобразным написанием со строчной буквы имени собственного: «богородица» (непонятно почему современные издатели сохранили это безобразное уродование авторского текста, хотя были в курсе, что оно исходит не от Воронина). Но общий дух рассказа был настолько определенным, что обвинения В.Т. Пашуто в «поповщине и фидеизме» в его «убойной» рецензии были, по совести сказать, вполне объективными - никак иначе, умевший читать между строк советский читатель, эту книгу понять бы и не мог (это, все, кстати, тем более удивительно, что сам Воронин, по всей видимости верующим не был и относился к числу тех, кого мы сегодня назвали бы «православными атеистами»).
Другое дело, что для нас сегодня это обвинение говорит в пользу Воронина, бесстрашно осмелившегося заговорить о православной, христианской основе древнерусской культуры, о том богатстве, которое она дарила душе русского человека, о том значении, которое молитва и чудо играли в жизни наших предков. Он сумел освободить свое повествование от пошлого экономоцентризма, совершенно непригодного для объяснения исторического поведения людей той эпохи, и увидеть в агиополитических мероприятиях Андрея Боголюбского «меч обоюдоострый», ставший залогом прочного возвышения русского Северо-Востока.
Подобную смелость Воронин проявлял не впервые. В том же 1945 году в «Историческом журнале» он опубликовал статью «О восстановлении древнерусских городов», указав не только на важность восстановления разрушенных нацистами древнерусских памятников, но и на «грубые ошибки» совершенные при реконструкции Москвы в 1930-е годы, когды были разрушены замечательные памятники архитектуры.
До конца жизни Н.Н. Воронин нес на себе подвиг восстановления интереса русских людей к Древней Руси, к Владимиро-Суздальской Руси. Он писал брошюры и книги о значении древнерусских памятников, о важности их сохранения. Он пытается воспользоваться «оттепелью», чтобы начать кампанию по возрождению древнерусского наследия: 23 августа 1956 г. в «Литературной газете» обращение «В защиту памятников прошлого». Текст составил Воронин, а подписали И.Э. Грабарь, М.Н. Тихомиров, Л.М. Леонов, И.Г. Эренбург, П.Д. Корин и другие. В 1958 году вышла воронинская книга-спутник «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской», заложившая основы туристического подхода к древнерусским памятникам, вылившегося в итоге в создание знаменитого «Золотого кольца» в отборе памятников для которого Воронин принимал деятельное участие. В 1960 вышла его брошюра «Любите и сохраняйте памятники древнерусского искусства».
А в 1965 году, после падения Хрущева, удалось добиться постановления ЦК о добровольных обществах охраны памятников истории и культуры. Для 1960-80-х годов ВООПИК стал важнейшей точкой сборки для русского национализма и православного патриотизма в СССР. Начался имевший колоссальное историческое значение национальный поворот значительной части советской интеллигенции, поворот к русскости, к осознанию своих корней и своей истории. Не будь этого поворота - еще неизвестно, выстояли бы русские в 1990-е, или согнулись бы и сломались. Так или иначе, вклад Воронина в этот поворот был, опять же, огромен. Именно он приложил огромные усилия к созданию визуального мифа, смыслообраза русскости - популяризации храма Покрова на Нерли. Одиноко стоящая посреди бескрайнего заливного луга церковь, небольшая, скромная, тонкая, устремленная ввысь, подобная свече на ветру, лучше всего подходила для передачи того теплого, ориентированного на единство с природой, на некоторый поэтический сентиментализм национального чувства, к которому стремились люди той эпохи. Воронину удалось создать один из эталонных образцов, икон русскости.
В последовательности национальных убеждений самого Николая Николаевича так же не приходится сомневаться. В книге об Андрее Боголюбском он даже, порой, хватает через край, рассуждая о борьбе последнего за церковную независимость от Византии и лукавых греков. Один из рецензентов книги - С.О. Шмидт, - когда Воронин предпринял попытку переработать и все же издать книгу, специально рекомендует заменить в его тексте слово «национальный» на «общерусский», - настолько часто и определенно автор говорит о русских национальных идеалах великого князя.
Очевидно и то, что Воронин в той или иной степени разделяет идею о северорусском происхождении русского народа, о том, что именно с «выбора пути», осуществленного Боголюбским, начинается история великорусской нации в собственном смысле слова. Отсюда постоянные у Воронина заостренные выпады против Киева, очевидный даже невооруженным глазом антикиевский пафос книги. Лишь здесь, на севере, во Владимире самим Боголюбским и продолжателями его дела Всеволодом Большое Гнездо, Юрием и Ярославом Всеволодовичами, создается новая гегемония, новая русская империя, сменившая павшую в междуусобицах «торговую империю Рюриковичей». Идеи и деяния Андрея Боголюбского и в самом деле были светом "во тьме разделения нашего" (слова из похвалы празднику Покрова, атрибутируемой Ворониным князю Андрею).
Во многом с этим можно согласиться, поскольку не будь Андрея, не было бы и Всеволода, а значит и Ярослава и его сына Александра Невского, воссоздавшего на северо-востоке общерусскую идею, развитую и утвержденную московской линией его наследников. Не будь Андрея, не было бы и подробно разбираемой Ворониным связки «Владимир-Новгород», укреплявшейся с каждым столетием и приведшей в итоге к созданию Иваном III великого объединенного государства. Не будь Андрея и его политики последовательного церковного возвышения Владимира в ущерб Киеву, не было бы и русификации владимирского духовенства при Всеволоде, не было бы русификации митрополичьей кафедры при святителе Кирилле, переноса митрополичьего стола во Владимир, а затем Москву и создания московской агиократии, осуществившей то, что намечено было Андреем.
Есть в книге Воронина, конечно, и немало спорных моментов, например яростный и явно иррациональный антивизантизм. Его Андрей постоянно борется за уравнение себя в правах с Византией, борется за отделение от византийской церкви, противопоставляет западное, романское влияние на северорусскую архитектуру южному, ромейскому. В данном случае Воронина явно подвел вкус и чутье историка, либо недостаточное знание византинистики. Иначе бы он увидел бы удивительный параллелизм между Андреем Боголюбским и его современником императором Мануилом Комниным. И тот и другой отважные рыцари, и тот и другой явно интересовались Западом эпохи высокого средневековья, и тот и другой имели обширные и амбициозные имперские планы. И не случайно, что в установлении праздника Спаса 1 августа имена князя Андрея и императора Мануила тесно переплелись, здесь не только дерзкое притязание Андрея на равенство с императором, но и ощущение действительной общности в смысле деятельности и судьбах двух государей, бывших самыми яркими представителями православной цивилизации перед её временным, но страшным затмением в 1204 и 1237 году.
Резиденция князя Андрея в Боголюбово. Реконструкция Н.Н. Воронина
О том, что византизм в русской политике не противоречил, а совпадал с устремлениями Андреевой политики, можно судить хотя бы по тому, что наиболее верным продолжателем дела Андрея стал его сводный брат Всеволод. Ромей по матери, высланный Андреем в Византию, где получил от Мануила богатый удел, выросший в атмосфере одного из самых блестящих византийский царствований, побывавший при дворе Фридриха Барбароссы, Всеволод повел именно «андрееву» политику укрепления Владимирской Руси. Воронин сам не может скрыть восхищения перед тем, как методичный политически тонкий византиец преуспевал там, где его импульсивный брат был слишком прямолинеен. К Андрееву смыслократическому творчеству Всеволод присовокупил политическое мастерство. Разница их стилей, как разница стилей Успенского собора и Покрова на Нерли и собора Дмитровского. Первое - гениальный творческий порыв, одинокие (доминирующий мотив книги Воронина - одиночество, возможно в чем-то автобиографичный) и светящиеся потусторонним светом создания. Второе - удивительное произведение человеческого мастерства, методично украшенное мелкой пластикой с вниманием к деталям, прилежанием и отсутствием страха «сделать красиво».
Реконструкция вида Успенского Собора Владимира при Андрее Боголюбском
В книге Воронина есть и ряд других моментов, которые выдают при всей его страстной любви к древней Руси, её культуре, её духу и чудесам, человека светского, например нелепая гипотеза, что канонизация святого праведного Андрея была ответом духовенства на перенос Петром Великим мощей св. прав. Александра Невского из Владимира в Петербург, мол церковники не хотели терять доходов от святого и заменили одного князя другим. Самый парадоксальный и анекдотический случай, совершенно абсурдная гипотеза о том, что Всеволод якобы простил убийц Андрея Боголюбского. Предположение это делается на том основании, что надвратная церковь владимирского детинца была посвящена Всеволодом Иоакиму и Анне, а одного из убийц Андрея - Кучковичей звали Яким. Факт посвящения Всеволодом церкви Иоакиму и Анне конечно объясняется гораздо проще - почти все церкви Владимира и окрестностей, в соответствии с программой самого Андрея, были посвящены Пресвятой Богородице и, конечно же, «вход» в удел Богоматери - Владимирский детинец мог быть посвящен только её праведным родителям, Иоакиму и Анне, и больше никому.
Удивляет и излишняя восторженность такого тонкого исследователя как Воронин к довольно произвольной реконструкции внешнего облика князя М.М. Герасимовым, искусственно придавшем Андрею мнимые "половецкие" монголоидные черты (смешение тюрков по языку и монголоидов по расе - вообще очень характерная ошибка и до сего дня).
Этапы реконструкции облика Андрея Боголюбского М.М. Герасимовым, позволяющие оценить степень искусственности тюркизации его внешности.
Однако говорить о таких ошибках Воронина как-то не очень хочется. Его книга достойна была в 1945 и достойна сейчас занять выдающееся место в русской историографии. Её неиздание в конце 1980-х было попросту подлостью. В послесловии Ю. А. Кривошеева рассказывается о сорвавшей переиздание 11-страничной рецензии Ю.А. Лимонова, который обвинил Воронина в... сталинизме (оценим как поменялись ярлыки - в 1948 году «поповщина», в 1989 - «сталинизм») и следовании трафаретным марксистским схемам. Последнее, конечно, было ложью - книга Воронина просто на удивление немарксистская, практически чуждая понятию «классовых интересов» и классовой борьбы и практически свободная от социологизаторства школы Ключевского. А что до возможной устарелости, недоказанности или ошибочности отдельных её тезисов, то если у нас всерьез цитируются исследователями работы Л.Н. Гумилева, буквально напичканные гораздо более абсурдными гипотезами, если в списках цитируемой литературы успешно держатся работы И.Н. Данилевского, в перестройку исправно снабжавшего русофобствующую публику трактатами типа «Андрей Боголюбский: у истоков деспотизма», то уж можно потерпеть книгу Воронина, несмотря на её возможные недостатки. Тем более, что никто её, несмотря на прошедшие 60 лет так превзойти и не смог.
Трудно даже вообразить себе каким идеологическим поворотом мог бы обернуться выход этой великолепной книги в 1948 году, как бы она развернула русскую историографию. Легализован был бы анализ агиополитической составляющей русской истории и культуры, причем в ключе свободном от разоблачений «надувательств церковников», а ведь без анализа этой составляющей Древняя Русь вообще непонятна. В нашей истории появился бы новый ряд героев - не только князья-воители, подобные Александру Невскому и Дмитрию Донскому, но и князья-строители, князья смыслократы, а значит на гораздо более высокий исторический статус могли бы претендовать и Ярослав Мудрый, и Иван Калита, и Иван III и Василий III. История Руси не была бы сведена к воинам и богатырям, между которыми зияли бы унылые провалы. Значительно более объективная оценка была бы заложена и для XII начала XIII веков, а значит историки были бы свободны от занудной обязанности повторять мантры о «феодальной раздобленности и её негативном влиянии предопределившем татаро-монгольское иго».
Да и для советских политиков, если бы они вдруг вздумали бы читать исторические книги, Андрей Боголюбский был бы неожиданным и своевременным ориентиром. Примером политика, который раньше многих осознал важность борьбы на идеологическом фронте, на поле борьбы смыслов, идей и мистических практик. И может быть его пример подтолкнул бы советских вождей отнестись к идейному, гуманитарному фронту, ставшему для СССР с конца 1960-х основным, гораздо менее шаблонно. И. пустим сокола воображения дальше, возможно они пришли бы к мысли о необходимости дать решительный смыслократический ответ Западу раньше, чем Запад смог разрушить Советский Союз. Но, вместо этого, КГБ СССР не находило другого занятия, кроме как бомбардировать ЦК записками об идеологической неблагонадежности ВООПИК-овцев, выражавшейся в том, что те слишком много говорят о разрушении церквей и других памятников в 1920-30 е годы.
Все это было бы возможно в якобы неизвестном истории сослагательном наклонении, но ведь и та система, которая поставила книжке Воронина заслон, которая систематически иссушала, обедняла и корежила русскую историю, превращала её в жалкий кровоточащий и покрытый струпьями обрубок, прекрасно понимала опасность такого направления для своей монополии. Ведь, если говорить честно, главное, что не могли простить Воронину и редакторы-«копоеды» и хитроумные профессора и академики сороковых, и высокоумные рецензенты 80-х, чего, наверняка, не смогут простить ей и вертлявые журналисты 2000-ных, - это абсолютная чуждость книги Воронина духу русофобии, «идеализация» (как выражался в рецензии В.Т. Пашуто) автором своего героя и его эпохи. Чуждость русофобии и на словах и на деле характерна и для этой книги и для всего воронинского научного творчества. Удивительная прозрачность любви к Родине. Удивительная концентрация веры в её прошлое и её будущее, в её величие, талант и полноту сил. Такая концентрация, которая была возможна, наверное, только весной 1945-го. Книга Н.Н. Воронина об Андрее Боголюбском - это написанная удивительно простым и поэтичным языком нормальная, интересная, увлекательная, возвышающая и русский народ и его выдающихся людей русская история. Фрагмент такой истории - будь она так написана и издана целиком и мы бы не только в мечтах своих, но и на деле были бы первой национальностью мира.
И к самому Н.Н. Воронину вполне могут быть отнесены слова, сказанные им над гробом другого великого историка-патриота, никогда не стеснявшегося «идеализировать» Древнюю Русь - М.Н. Тихомирова: «Русь стала не вчера... Наше сегодня стоит на фундаменте веков... Изучение многовекового прошлого русского народа не прихоть книжного червя, а патриотический долг русского ученого-гражданина. Изучение истории Древней Руси и ее культуры вовсе не «ход в прошлое», а воскрешение этого прошлого, его возврат сегодняшнему дню».
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 09:03 | Сообщение # 58
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
|
Quote (Кержак)
тебе надо именно весну? чего вообще?
Мне нужен именно ЯЗЫЧЕСКИЙ ДЕВИЧИЙ (именно ДЕВИЧИЙ !!!) праздник.
И мифологический персонаж, который этот праздник символизирует (то есть кого девки должны встречать, славить и т.д - нужное подчеркнуть).
Непременным условием является отсутствие мужчин поблизости. И теплое время года.
По большому счету сойдут и Русалии. Но все равно - какая-нибудь вечно-юная богиня желательна - как олицетворение молодости, красоты и любви.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 09:08 | Сообщение # 59
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
уже писал
троица и кузьминки.
троица - русалии - тогда все по солнечному календарю было....
вот и используй.
|
все сообщения
|
|
|
|
Кержак
|
Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 09:14 | Сообщение # 60
|
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
|
русалии - зеленые святки. русалок пугают, они вылазят с приходом тепла и хулиганят (в Семик) а потом их надо загнать обратно.
юзай текстты которые я тебе накидал.
девичий праздник потому что начало тепла и плодородия - земля тока просыпается и еще не родит, но так же прекрасна как девушка, улавливаешь?
семик - четверг.
завивают венки на березах, символизируется что передается сила земли (веточки привязываются к травам) а береза символ девушки, юной.
девицы кумятся
венки завивают на головы уже девицам.
в воскресение уже идут в лес, хоровды идут улицей или стрелой - и закликают дождь....
короче - братуха, тут все не просто так, детсад нафиг.
хочешь разобраться, учи матчасть.
|
все сообщения
|
|
|
|