Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная| Форум Дружины
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ber5  
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » Развитие флота и кораблей
Развитие флота и кораблей
Кержак Дата: Понедельник, 28.03.2011, 19:54 | Сообщение # 1
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Корабли 15-16 веков
http://ship.pp.net.ua/History.htm

В начале XV века стали строить двухмачтовые когги. Дальнейшее развитие мирового судостроения ознаменовалось переходом в середине XV века к трехмачтовым судам. Впервые такой тип судна появился на севере Европы в 1475 году. Его фок- и бизань- мачты позаимствованы у средиземноморских венецианских судов.

Первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль "Ля Рошель". Обшивка этого корабля, имевшего длину 43 м и ширину 12 м, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - "каравелла". Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл - высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном (возможно, до 2000 т.) была трех - мачтовая двухпалубная каракка, вероятно, португальского происхождения. В XV-XVI веках на парусных судах появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей (верхних парусов) была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. В результате мореходные качества этих, так называемых "круглых" судов улучшились, что позволило совершать более безопасные дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера. Галеры строились одно- и двух- мачтовые и несли латинские паруса. Значительно большими кораблями, чем галеры, были галеасы: они имели три мачты с латинскими парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя для гребцов, верхняя для солдат и пушек), в носовой части надводный таран. Эти военные суда оказались долговечными: еще в XVIII веке почти все морские державы продолжали пополнять свои флоты галерами и галеасами. В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В первой половине 16-го века появился корабль обладающий принципиально новыми свойствами и совершенно иным назначением, чем корабли существовавшие раньше. Корабль это предназначался для борьбы за господство на море путем уничтожения вражеских боевых кораблей в открытом море артиллерийским огнем и соединял значительную по тем временам автономность с сильнейшим вооружением. Существовавшие до этого момента гребные корабли могли господствовать разве что над узким проливом, да и то, если базировались в порту на берегу этого пролива, кроме того их мощь определялась численностью войск на борту, а артиллерийские корабли могли действовать независимо от пехоты. Нового типа корабли стали называться линейными - то есть основными (подобно "линейной пехоте", "линейным танкам" название "линейный корабль" не имеет касательства к выстраиванию в линию, - они если и строились, то как раз в колонну).

Первые линейные корабли, появившиеся на северных морях, а позже и на Средиземном море, были невелики - 500-800 тонн, что примерно соответствовало водоизмещению крупных транспортов того периода. Даже не крупнейших. Но крупнейшие транспорты строили для себя богатые купеческие компании, а линейные корабли заказывали небогатые еще в то время государства. Вооружались эти корабли 50-ю - 90 пушками, но это были не очень сильные пушки, - в основном 12-ти фунтовые, с небольшой примесью 24-х фунтовых и очень большой примесью мелкокалиберных пушек и кулеврин. Мореходность не выдерживала ни какой критики, - даже в 18-м веке корабли еще строились без чертежей (их заменял макет), а количество пушек рассчитывалось исходя из ширины судна измеренной шагами, - то есть варьировалось в зависимости от длины ног главного инженера верфи. Но это в 18-м, а в 16-м корреляция между шириной судна и весом орудий не была известна (тем более, что ее и нет). Проще говоря, корабли строили без теоретической базы, только на основе опыта, которого в 16-м, начале 17-го века еще почти не было. Но главная тенденция просматривалась ясно, - пушки в таком количестве не могли уже рассматриваться как вспомогательное вооружение, а чисто парусная конструкция указывала на стремление получить океанский корабль. Уже тогда для линкоров была характерна вооруженность на уровне 1.5 фунта на тонну водоизмещения.

Чем быстроходнее был корабль, тем меньше на нем могло быть пушек по отношению к водоизмещению, так как тем более весил двигатель - мачты. Мало того, что сами мачты с массой канатов и парусов весили изрядно, так они еще и смещали центр тяжести вверх, следовательно их приходилось уравновешивать, закладывая в трюм большее количество чугунного балласта.

Линейные корабли 16-го века еще имели недостаточно совершенное парусное вооружение для плавания в Средиземном море (особенно в восточной его части) и на Балтике. Шторм шутя выдул испанскую эскадру из Ла-Манша.

Уже в 16-м веке Испания, Англия и Франция вместе имели около 60-ти линейных кораблей, причем Испания более половины этого числа. В 17-м веке к этой тройке присоединились Швеция, Дания, Турция и Португалия.

Корабли 17-18 веков

На севере Европы в начале XVII века появляется новый тип судна, похожий на флейт - трех-мачтовый пинасс (пинасса). К этому же типу судов относится и появившийся в середине XVI века галион - военное судно португальского происхождения, которое в дальнейшем стало основой флотов испанцев и англичан. На галионе впервые орудия были установлены и над и под главной палубой, что привело к строительству батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Водоизмещение крупнейших испанских галионов 1580-1590 годов равнялось 1000 т., а соотношение длины корпуса к ширине 4:1. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволяли этимкораблям ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам. Для повышения скорости были увеличены количество и площадь парусов, появились добавочные паруса - лисели и ундерлисели. В то время символом богатства и силы считались украшения - все государственные и королевские суда были роскошно отделаны. Различие между военными и торговыми кораблями стало более отчетливым. В середине XVII века в Англии начали строить фрегаты, имевшие до 60 орудийна двух палубах, и меньшие боевые суда, такие, как корвет, шлюп, бомбарда и другие.

К середине 17-го века линейные корабли существенно подросли, - иные уже до 1500 тонн. Количество пушек осталось прежним - 50-80 штук, но 12-ти фунтовые пушки остались только на носу, корме и верхней палубе, на прочих палубах размещались пушки по 24 и 48 фунтов. Соответственно, и корпус стал прочнее - выдерживал 24-х фунтовые снаряды. В целом, 17-й век характеризуется низким уровнем противостояния на море. Англия почти на всем его протяжении не могла разобраться с внутренними неурядицами. Голландия предпочитала корабли небольшого размера, полагаясь больше на их количество и опыт экипажей. Могущественная в тот период Франция пыталась навязать Европе свою гегемонию войнами на суше, - море французов интересовало мало. Швеция безраздельно господствовала на Балтийском море и не претендовала на другие водоемы. Испания и Португалия были разорены и нередко оказывались в зависимости от Франции. Венеция и Генуя быстро превращались в третьестепенные государства. Средиземное же море было поделено, - западная часть отошла к Европе, восточная - к Турции. Ни одна из сторон не стремилась нарушить равновесия. Однако, Магриб оказался в европейской сфере влияния, - английские, французские и голландские эскадры в течение 17-го века покончили с пиратством. Величайшие морские державы 17-го века имели по 20-30 линкоров, остальные - единицы.

Турция также с конца 16-го века начала строить линейные корабли. Но они еще существенно отличались от европейских образцов. Особенно формой корпуса и парусным вооружением. Турецкие линейные корабли были существенно быстроходнее европейских (особенно это сказывалось в условиях Средиземноморья), несли 36 - 60 орудий калибра 12-24 фунта и были слабее бронированы, - только от 12-ти фунтовых ядер. Вооруженность составляла фунт на тонну. Водоизмещение составляло 750 -1100 тонн. В 18-м веке Турция стала существенно отставать в отношении технологий. Турецкие линкоры 18-го века напоминали европейские 17-го века.

В течение 18-го века рост размеров линейных кораблей продолжался непрерывно. К концу этого века линейные корабли достигли водоизмещения в 5000 тонн (предельного для деревянных кораблей), броня усилилась до невероятной степени - даже 96-ти фунтовые бомбы недостаточно вредили им, - а 12-ти фунтовые полупушки на них уже не употреблялись. Только 24-х фунтовые для верхней палубы, 48-ми - для двух средних и 96-ти фунтовые - для нижней. Количество пушек достигло 130. Были, правда, и меньшие линкоры на 60-80 орудий, водоизмещением около 2000 тонн. Они чаще ограничивались 48-ми фунтовым калибром, от него же и были защищены. Невероятно возросло и количество линкоров. Линейные флоты имели Англия, Франция, Россия, Турция, Голландия, Швеция, Дания, Испания и Португалия. К середине 18-го века Англия захватила на море почти безраздельное господство. К концу века она располагала почти сотней линейных кораблей (включая и те, что не находились в активном использовании). Франция набирала 60-70, но они были слабее английских. Россия при Петре наштамповала 60 линейных кораблей, но они были сделаны в спешке, кое-как, - халтурно. По-богатому, только подготовка древесины - что бы она превратилась в броню - должна была занимать 30 лет (вообще-то, русские корабли и позже строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб). Но уже одно только их количество вынудило Швецию (да и всю Европу) признать Балтийское море русским внутренним. К концу века численность линейного флота России даже уменьшилась, но корабли были подтянуты к европейским стандартам. Голландия, Швеция, Дания и Португалия имели по 10-20 кораблей, Испания - 30, Турция - тоже около того, но это уже были корабли не европейского уровня.

Уже тогда проявилось то свойство линейных кораблей, что создавались они более всего для числа, - чтоб были, а не для войны. Строить и содержать их было дорого, а укомплектовывать экипажем, всякого рода припасами и отправлять в походы - тем более. На этом и экономили, - не отправляли. Так что даже Англия использовала одновременно только небольшую часть своего линейного флота. Снаряжение для похода 20-30 линкоров было и для Англии задачей общенационального масштаба. Россия держала в боевой готовности всего несколько линкоров. Большинство линейных кораблей всю свою жизнь проводили в порту имея на борту лишь минимальный экипаж (способный при острой необходимости перегнать корабль в другой порт) и незаряженные пушки.

Следующим по рангу за линкором кораблем был фрегат, предназначенный для захвата водного пространства. С попутным уничтожением всего (кроме линкоров), что на этом пространстве имелось. Формально, фрегат был вспомогательным кораблем при линейном флоте, но, учитывая, что последний использовался крайне вяло, фрегаты оказывались самыми востребованными из судов того периода. Фрегаты, как позже и крейсера, можно было разделись на легкие и тяжелые, - хотя формально такой градации не проводилось. Тяжелый фрегат появился в 17-м веке, это было судно имеющее 32-40 пушек, считая фальконеты, и вытесняющее 600-900 тонн воды. Пушки были по 12-24 фунта, с преобладанием последних. Броня выдерживала 12-ти фунтовые ядра, вооруженность составляла фунт на 1.2-1.5 тонны, а скорость была большей, чем у линкора. Водоизмещение последних модификаций 18-го века достигло 1500 тонн, пушек было до 60-ти, но 48-ми фунтовых, обычно, не имелось.

Легкие фрегаты были распространены уже с 16-го века, а в 17-м составляли подавляющее большинство всех военных кораблей. Для их производства требовалось дерево существенно более низкого качества, чем для строительства тяжелых фрегатов. Лиственница и дуб считались стратегическими ресурсами, а сосны, пригодные для изготовления мачт в Европе и европейской части России были сочтены и взяты на учет. Брони легкие фрегаты не несли, - в том смысле, что их корпуса выдерживали удары волн и механические нагрузки, но на большее не претендовали, - толщина обшивки составляла 5-7 сантиметров. Количество пушек не превышало 30-ти и только на самых крупных фрегатах этого класса на нижней палубе стояли 4 24-х фунтовки, - даже не занимали весь этаж. Водоизмещение составляло 350-500 тонн.

В 17-м, начале 18-го веков легкие фрегаты был просто самыми дешевыми военными кораблями, кораблями, которых можно было наделать целую тучу и быстро. В том числе и путем переоборудования торговых судов. К середине 18-го века стали специально производиться подобные корабли, но с акцентом на максимальную скорость - корветы. Пушек на корветах было даже меньше от 10, до 20 (на 10-ти пушечных кораблях пушек на самом деле было 12-14, но те что смотрели на нос и на корму классифицировались как фальконеты). Водоизмещение составляло 250-450 тонн.

Количество фрегатов в 18-м веке было значительным. Англия имела их немногим более, чем линейных кораблей, но все равно получалось много. Страны с небольшими линейными флотами имели фрегатов в несколько раз больше, чем линкоров. Исключение составляла Россия, у нее один фрегат приходился на три линкора. Дело было в том, что фрегат предназначался для захвата пространства, а с ним (пространством) на Черном и Балтийском морях было туговато. В самом низу иерархии находились шлюпы, - корабли предназначенные для несения дозорной службы, разведки, борьбы с пиратством и так далее. То есть, - не для борьбы с другими военными кораблями. Наименьшие из них представляли собой обычные шхуны тонн в 50-100 весом с несколькими орудиями менее 12-фунтов калибром. Наибольшие имели до 20 12-ти фунтовых пушек и водоизмещение до 350-400 тонн. Шлюпов и других вспомогательных кораблей могло быть сколько угодно. Например, Голландия в середине 16-го века имела 6000 торговых кораблей большинство из которых было вооружено. Путем установки дополнительных орудий 300-400 из них могли быть превращены в легкие фрегаты. Остальные - в шлюпы. Другой вопрос, что торговый корабль приносил голландской казне прибыль, а фрегат или шлюп эту прибыль потребляли. Англия в тот период имела 600 торговых кораблей. Сколько народу могло быть на этих кораблях? А - по-разному. В принципе, парусник мог иметь по одному члену экипажа на каждую тонну водоизмещения. Но это ухудшало условия обитаемости и снижало автономность. С другой стороны, чем многочисленнее был экипаж, тем более боеспособным оказывалось судно. В принципе, 20 человек могли управлять парусами крупного фрегата. Но только при хорошей погоде. Проделывать то же самое в шторм, параллельно работая на помпах и задраивая выбитые волнами крышки портов, они смогли бы незначительное время. Скорее всего, силы у них закончились бы раньше, чем у ветра. Для ведения боя на 40-ка пушечном корабле по минимуму требовалось человек 80, - 70 заряжают пушки одного борта, а еще 10 бегают по палубе и руководят. Но если корабль будет совершать такой сложный маневр, как разворот, все канонирам придется нестись с нижних палуб на мачты, - при развороте, корабль какое-то время непременно должен будет двигаться галсами против ветра, но для этого, понадобится наглухо зарифить все прямые паруса, а потом, естественно, снова раскрыть их. Если канонирам надо будет то лезть на мачты, то бежать в трюм за ядрами - много они не настреляют. Обычно парусники предназначенные для длительных переходов или продолжительного крейсирования имели на борту одного человека на 4 тонны. Этого было достаточно для управления судном и для боя. В случае, если корабль использовался для десантных операций или абордажа, численность экипажа могла достигать одного человека на тонну. Как они сражались? Если в море встречались два примерно равных корабля под флагами враждующих держав, то оба они начинали маневрировать с тем, что бы занять более выгодную позицию со стороны ветра. Один стремилось зайти в хвост другому, - так можно было в самый интересный момент отнять у противника ветер. Учитывая, что пушки наводились корпусом, а маневренность корабля была пропорциональна его скорости, ни кто не хотел на момент столкновения двигаться против ветра. С другой стороны, слишком набрав ветра в паруса можно было проскочить вперед и пропустить противника в тыл. Все эти танцы были оригинальны том плане, что маневрировать практически возможно было только направлением. Маневр скоростью осуществлялся косвенно, - путем занятия более или менее выгодного положения по отношению к ветру. Маневрировать, спуская и поднимая паруса было долго, - но приходилось. Каждый корабль стремился нацелить на противника свои пушки, но так, что бы избежать ответного залпа. Либо подставить свой корабль под этот залп в наименьшей проекции. В простейшем случае, корабли просто двигались параллельными курсами время от времени давая залпы с большой дистанции. Побеждал тот, кто лучше маневрировал, или у кого было больше пушек. Но часто такое противостояние оказывалось бесплодным, - после нескольких часов боя либо кончались ядра, либо одному из кораблей все надоедало и он уплывал. Интереснее получалось если корабли сходились на 100-150 метров. Количество попаданий и их сила возрастали многократно. Роль начинала играть скорость заряжения орудий. С такой дистанции могли быть применены картечь и цепи для разрушения такелажа. Если один из противников терял мачты (особенно бушприт) и паруса (особенно косые на бушприте) он оказывался полностью во власти другого, который, например, мог пройти по корме почти впритык и в упор разрядить орудия. Корабль не имеющий скорости мог только надеяться, что противник сам сунется под его пушки. На дистанции 100-150 метров в ход шли и фальконеты. Так как с такого расстояния один залп мог решить исход боя, то побеждал тот, кто успевал дать его первым. Если попадал, конечно. Особенно жестоким был бой, если корабли сходились на пистолетный выстрел, - то есть как раз так, чтобы не сцепиться такелажем. В этом случае, каждая пушка действовала за себя. Как только в нескольких метрах от ее дульного среза появлялся вражеский порт, она стреляла. Ну, а поскольку в том порте тоже была пушка, то у канонира имелись все шансы получить ядро прямо в глаз. Хотя с такой дистанции ни какого снаряда и не требовалось, - одной ударной волны от выстрела было достаточно. Тут уж - у кого очко раньше сыграет. Кроме того, то что корпус такого-то корабля выдерживал такие-то ядра не значило, что он выдержит их в упор. От страшных ударов мачты расшатывались, реи обрушивались, борта трескались, давая течи, трапы и палубы проваливались, пушки срывались с креплений. Бывало что от мощного залпа в упор корабль разваливался на части в буквальном смысле. Еще бывало, что он разваливался от собственного залпа. Короче, когда корабли сходились на пистолетный выстрел, побеждал более прочный и с более мужественным экипажем. Или тот, который к моменту сближения в упор сохранил пушки заряженными. Пушки на таком расстоянии от противника, естественно, не заряжались. Корабли и не могли долго идти в упор один от другого, - скорость то у них не могла быть одинаковой. Для того, что бы не обогнать, более быстрый должен был время от времени отворачивать от ветра, - то есть менять направление движения. Корабли то сближались, то расходились. Если сражались эскадра на эскадру, то каждый корабль прикрывал впередиидущего от обхода сзади. Но замыкающего не прикрывал ни кто. По этому, если пехота опасалась охвата с флангов, то корабли избегали охвата с головы и хвоста колонны, особенно хвоста, так как это осуществить было проще. Опасен был также и прорыв колонны, когда какая-то ее часть отсекалась противником. Фишка была в том, что когда хвост оказывался обрублен, голова эскадры не могла развернуться ему на помощь, - возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, а такой позиции они оказались бы уязвимы как прибитые гвоздями. Отрезанные же корабли вынуждались сбросить скорость, - сзади у них отнимали ветер, спереди блокировали, - в прямом смысле блокировали, подставляя борт. Это галеры стремились ударить противника носом, а парусный корабль опасался сломать при таком ударе бушприт и превратиться в утиль. Более столкновение, кстати, ни чем не грозило. Скорости были маленькими, а постройка кораблей прочной, - так, посуда на камбузе побьется, - и все. Потерявшие же скорость (а следовательно и способность маневрируя наводить орудия) корабли расстреливались в упор. Впервые такие приемы морского боя применили в 17-м веке голландцы против англичан. К великому унижению последних, Де Ритер толпой легких фрегатов и немногими тяжелыми уничтожал сильнейшие британские эскадры. Голландцы даже врывались в Темзу. Однако, позже, англичане поняли в чем фишка, а кроме того стали строить линкоры ни отнять ветер у которых, ни заблокировать которые, ни прострелить ядром подъемной для их кораблей пушки, голландцы уже не могли. Верфи же самих голландцев находились в глубине их страны и максимальный тоннаж кораблей был ограничен глубиной каналов. Другим способом одержать великую победу на море было подловить вражеский флот на стоянке. Особенно, если большая часть экипажей находилась на берегу. Громить неподвижные корабли можно было безнаказанно. Так Нельсон уничтожил французский флот при Абукире. Французы не только отпустили большую часть экипажей на берег, но и беспечно встали так, что англичане свободно проходили между берегом и французской линией. Два или четыре английских корабля обходили французский с дух сторон и вставали на якорь за пределами его сектора обстрела. Когда корабль вел бой стоя на якоре, подле него всегда дежурила пара баркасов, для того чтобы при необходимости изменить ориентацию его корпуса. По этой же причине сравнительно легко удалось Петру с Меньшиковым захватить пару шведских легких фрегатов на якорной стоянке. Поднять якоря шведы не могли, так как их снесло бы течением на мель, а ветра, видимо, не было. Так что шведы могли отбиваться только фальконетами. Другой вопрос, что залезть со струга на борт фрегата было проблематично. Кроме огня артиллерии, распространенным способом нападения одного корабля на другой был абордаж. В боях между линкорами и тяжелыми фрегатами он, однако, почти не имел применения. Во-первых, эти корабли создавались для артиллерийского боя. Такие корабли часто захватывались, но это происходило иначе, - исчерпав возможности к сопротивлению корабль просто сдавался, - тогда на него и высаживалась абордажная команда. Либо же они маневрируя таки сталкивались и перепутывались такелажем, - ситуация получалась глупейшая, но бой как-то надо было продолжать. Во-вторых, крупные фрегаты и линкоры были слишком велики, чтобы абордаж оказался осуществим физически. Даже если два линкора и становились в притык, то борта у них были завалены внутрь, и между палубами оставался промежуток, слишком большой, чтобы его можно было преодолеть прыжком. Перепрыгнуть на вражеский корабль раскачавшись на свисающем конце, или пролезть из порта в порт, или забросить кошку и забраться шагая по внешней стороне борта было осуществимо. Но так можно была атаковать только при наличии подавляющего численного перевеса и прочной сцепки судов. А со сцепкой так же были проблемы, - корабли весом тонн по 200 стянуть кошками было несложно, большие корабли с огромной инерцией и парусностью - нереально. Прочно пришвартовать их один к другому было бы непросто даже усилиями обоих команд, а если бы это не было сделано, то могло получиться как у принца Гамлета. Кто помнит: во время абордажа он перепрыгнул на борт вражеского судна, и, поскольку был единственным психом со справкой на корабле, оказался там один. Но пираты решили, что и один - со справкой - уже слишком. И свалили. В смысле, - у того, кто таким образом попадал на борт вражеского корабля были все шансы оказаться голым на берегу какого-нибудь отстойного королевства. Это в лучшем случае. Абордаж равного корабля должен был осуществляться так, чтобы свести бонусы обороняющихся к минимуму. Иначе - смысла нет. Галера 16-го века имела на носу широкую приподнятую площадку которая надвигалась на низкий борт другой галеры. В такой ситуации атакующие даже имели преимущество, так как вражеские силы оказывались разрезаны пополам. В 18-м веке скампавеи уже не имели такой площадки, так как для борьбы с другими плоскими как камбала галерами не предназначались. Нефы и когги 16-го века также имели на носу приподнятую площадку. Она находилась выше и ее можно было надвинуть на высокий борт корабля северных морей. Если припомнить, то римляне, как цивилизованные люди переходили на вражеский корабль по мостику. А вот на кораблях 17-го 18-го веков не было ни каких приспособлений для абордажа, - они стали не актуальны. Небольшие парусные корабли 17-го 18-го веков, вплоть до легких фрегатов, действовали иначе. Огневой бой между ними был не так эффективен, как между крупными кораблями, поскольку пушек они имели меньше и сами представляли меньшую по размеру и более подвижную цель. Хотя в случае попадания ядра несли больший урон. Еще в большей степени это касалось торговых и пиратских кораблей. Тут абордаж был вполне применим и возможен, - корабли сходились вплотную и кошками стягивались борт к борту. С палубы на палубу перепрыгивали, если не перешагивали. Сложнее было брать абордажем более высокий корабль с более низкого. Тут нельзя было придумать иного, чем забросить кошки на высокий борт и карабкаться с кортиком в зубах. Плюс еще по борту корабля часто натягивалась специальная противоабордажная сеть, - ее надо было прорезать, что, имея кортик в зубах, сделать было довольно сложно. К такому абордажу прибегали только в случае большого численного перевеса экипажа. Или при равных силах, но в состоянии безвыходного героизма. Так что, кстати, заваленный внутрь, неоправданно высокий борт кораблей той эпохи возник отнюдь не случайно. В целом абордаж был более пиратским, чем военным приемом. Линейный корабль или крупный фрегат мог быть взят на абордаж только после основательной артподготовки, которая уничтожала большую часть его экипажа или лишала его воли к сопротивлению. Либо, если его окружала сплошная масса суетливых скампавей. Но, допустим, ближний бой начинался. При сближении кораблей подключалось новое оружие - мушкеты. Мушкетеры залпами пытались поразить офицеров на мостике и вообще любой народ на палубе вражеского судна. Сколько могло быть этих мушкетеров - вопрос отдельный. Команда корабля в бою была слишком занята пушками и парусами. Стреляла морская пехота, количество которой могло быть очень разным. Ее могло быть и вчетверо меньше, чем моряков, и вчетверо больше. На кораблях 16-го века вместо мушкетеров могли быть лучники и арбалетчики. Круче всего считалось посадить мушкетеров на реи, - один стрелял, а еще четверо или пятеро занимались тем, что заряжали мушкеты и передавали стрелку. Так можно было обстреливать вражескую палубу сверху, что было особенно полезно, если противник собирался идти на абордаж, а судно у него было не меньше высотой. В частности Нельсон был убит пулей, когда его корабль расходился с вражеским. Но стрелковое оружие могло сыграть заметную роль только в бою между слабо вооруженными кораблями. Когда события приобретали абордажный оборот, мушкеты теряли свое значение, - на палубу вражеского корабля их не тащили. Морской пехотинец вооружался с таким расчетом, что ему может быть придется сначала лезть по борту как муха по стеклу, а потом еще сражаться в тесных внутренних помещениях корабля. Ружье со штыком было слишком длинными неудобным для такого применения. Оружием морпеха была шпага, или сабля, или кортик. В 18-м веке широко применялись пистолеты. Бой был индивидуальным. В 17-м веке пистолеты еще были редкостью. Например, на четырех мушкетеров по Дюма не приходилось ни одного пистолета (это в фильме у них есть пистолеты, причем, - кремневые). Пара колесцовых пистолетов стоила как 4 мушкета - самое меньшее. Кирасы употреблялись только морской пехотой и офицерами, - лазить в доспехах по реям было бы трудно. Но и морская пехота не особо налегала на доспехи - абордаж был связан с риском свалиться в воду. Особой формой боевых действий флота была поддержка сухопутных операций. Поддержка пехоты огнем была затруднительна, так как ядра морских орудий давали рикошеты только при стрельбе на 500-600 метров. При сражении на Кинбурнской косе турецкие корабли обстреливали во фланг пехоту Суворова, но это был редкий случай, - когда кораблям удавалось подобраться так близко к вражеской пехоте. Во время умиротворения Магриба английские и французские корабли заходили в гавань Алжира и обстреливали город, - до 1500 метров ядра могли разрушать не слишком прочные постройки. Во время штурма острова Корфу русские корабли становились на якорь вблизи французской крепости и осыпали ее ядрами. Так можно было подавить крепостную артиллерию, но если крепость была основательной требовалось не менее 10 морских пушек против одной крепостной (считая только один борт корабля и не считая крепостных фальконетов). Кроме того, корабль еще должен был подойти к крепости на минимальное расстояние. В общем, 24-х фунтовые пушки были достаточно опасны для укреплений, но только вблизи. Иногда, во время десантных операций часть артиллерии с корабля могла сниматься. В основном это были фальконеты, так как лошадей для буксировки тяжелых пушек на корабле не было. Фальконет в 3-6 фунтов вполне мог сойти за полковую пушку, если к нему имелся колесный лафет, - но его-то чаще всего и не было, - разборные лафеты тогда были редкостью. Обычно моряки, если хотели использовать пушку на суше делали для нее импровизированный лафет, похожий на лафеты бомбард 15-го века, - деревянную колоду, к которой фальконет крепился скобами. Пушку калибром в 12 фунтов вполне реально было снять с корабля и перевезти на берег, но ее "морской" лафет возможности перевозки по суше не предусматривал. Далеко в глубь материка ее утащить было нельзя. При стрельбе с якорной стоянки особенно ясно становилось почему черный порох по совместительству называют и дымным, - дым чугунные пушки выделяли в немыслимом количестве, - через два-три залпа корабль полностью скрывался в нем, - только мачты торчали. Видимость падала до нуля. Даже при стрельбе в движении, а следовательно при наличии ветра, это было проблемой. Сухопутная артиллерия также страдала от задымления в результате частой стрельбы, но на суше батарея могла иметь наблюдательный пост насколько в стороне, а на море капитанский мостик был в нескольких метрах от ближайшего ствола. Кроме того, на море цель была подвижной и малоразмерной. По этой причине мостик и оказывался на корме судна (откуда, кстати, в сторону носа ни хрена не было видно, - вот и требовались впередсмотрящие). Ветер в бою обычно дул в корму и мостик очищался от него раньше всего. Что же самое невероятное в современных представлениях о морских боях той эпохи? Ну, некоторые моменты связанные с карибскими пиратами - само собой, но о них - ниже. Абордажные схватки между линкорами? Случались, - как и таран в танковом бою. Это, конечно, не метод использования танка, но - бывают обстоятельства. Если вдуматься, какие ассоциации вызывают слова "битва эпохи парусного флота"? Дым, огонь, бушующее море, бриг "Меркурий" на всех парусах выходит победителем из битвы с двумя турецкими линейными кораблями. Ну, по поводу победы брига (небольшой вооруженный корабль гражданского образца) над двумя линкорами и двумя корветами, - замнем. Может и победил бы, если б они его догнали. Только ведь, - не догнали басурманы. Но что не вписывается конкретно, - так это бушующее море. Все боевые действия на море в тот период происходили при хорошей (сравнительно) погоде. Маневрируя в бою, корабль неминуемо в какие-то моменты оказывался бы бортом к волне. А порты находились на высоте метр, реже полтора от ватерлинии. Дальнейшее вообразить легко, - остойчивость военных кораблей того времени была очень плохой. Кроме того, корабли, исключая гигантские линкоры, размерами не превосходили современный траулер. В шторм не убранные в трюм ядра летали бы по палубам своими любимыми рикошетами. Да и двигался при сильном ветре корабль не быстрее, а медленнее, чем при умеренном, причем, только в одном направлении - галсами против ветра. Кстати, и по ветру многомачтовый парусник двигался с уловкой. Если ветер дул точно в корму, то задняя мачта затеняла передние, так что выгоднее оказывалось идти под некоторым углом к ветру.

 все сообщения
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » Развитие флота и кораблей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Главная · Форум Дружины · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA · Д2
Мини-чат
   
200



Литературный сайт Полки книжного червя

Copyright Дружина © 2020
где купить диплом купить диплом института где купить диплом купить диплом о высшем образовании купить диплом в москве http://diplomsagroups.com купить диплом колледжа купить диплом института купить диплом колледжа купить диплом нового образца купить диплом врача купить диплом занесенный реестр купить диплом с внесением в реестр купить диплом нового образца купить диплом магистра купить диплом без занесения в реестр купить аттестат где купить диплом купить диплом с занесением в реестр купить диплом ссср http://rudiplomirovanie.com купить диплом вуза с занесением в реестр купить диплом техникума http://aurus-diploms.com купить диплом с реестром цена москва купить диплом университета https://premiums-diploms.com купить диплом пту с занесением в реестр купить свидетельство о браке купить диплом нового образца диплом купить с занесением в реестр москва купить диплом фармацевта https://diploms-asx.com купить диплом с занесением в реестр цена купить дипломы о высшем https://diploms-asx.com купить диплом с занесением в реестр купить свидетельство о браке http://diplomrussian.com купить диплом с реестром цена купить диплом о среднем специальном купить диплом о среднем специальном купить диплом с реестром купить диплом специалиста купить диплом колледжа купить диплом колледжа с занесением в реестр купить диплом техникума купить диплом специалиста купить диплом колледжа с занесением в реестр купить диплом вуза купить дипломы о высшем купить диплом с занесением в реестр цена купить диплом специалиста купить диплом автомеханика купить диплом техникума с занесением в реестр купить свидетельство о браке https://russiany-diploman.com/ купить диплом с реестром купить диплом автомеханика https://premialnie-diplomas.ru купить диплом без занесения в реестр купить диплом о среднем образовании купить диплом колледжа где купить диплом с реестром где купить диплом http://diploms-service.com купить диплом с внесением в реестр купить диплом врача https://anny-diploms.com купить диплом с реестром спб купить диплом ссср https://kyc-diplom.com купить диплом высшем образовании занесением реестр купить диплом фармацевта https://originaly-dokuments.com купить диплом занесенный реестр купить диплом института купить диплом нового образца купить диплом реестром москве купить диплом специалиста https://diplomy-grup24.com/ купить диплом с внесением в реестр купить диплом бакалавра http://aurus-diploms.com/obrazovanie/kupit-diplom-goznak.html купить диплом с реестром купить дипломы о высшем https://diplomansy.com/kupit-diplom-chelyabinskкупить диплом врача с занесением в реестр купить диплом бакалавра http://diploms-service.com/diplomy-po-gorodam/chelyabinsk купить диплом о высшем образовании реестр купить свидетельство о браке https://diploms-asx.com/kupit-attestat-za-9-klass купить диплом реестром москве купить диплом специалистаhttps://russdiplomiki.com/diplomyi-speczialista.html где купить диплом с реестром купить диплом магистра купить диплом о высшем образовании недорого купить диплом с реестром купить диплом в москве купить диплом техникума купить диплом колледжа с занесением в реестр купить диплом магистра купить диплом гознак купить диплом занесенный реестр купить аттестат за 11 класс https://diploms-goznak.com диплом купить с занесением в реестр москва
купить диплом кандидата наук
https://okdiplom.com/
купить диплом нового образца
https://nsk-diplom.com/
купить свидетельство о браке
https://ry-diplom.com/
купить диплом института
https://diploms-vuza.com/
купить диплом бакалавра
https://diplom-bez-problem.com/
купить диплом о среднем специальном
https://kazdiplomas.com/
купить диплом специалиста
https://diplomoz-197.com/
купить аттестат за 11 класс
https://kupit-diplomyz24.com/
купить диплом
https://prodiplome.com/
купить свидетельство о рождении
https://diplom5.com/
купить диплом университета
https://10000diplomov.ru/
купить дипломы о высшем
https://1magistr.ru/
купить диплом вуза
https://diplom-insti.ru/
купить диплом автомеханика
https://kdiplom.ru/
купить диплом колледжа
https://diplom45.ru/
купить аттестат
https://diplom-zakaz.ru/
купить диплом магистра
https://peoplediplom.ru/
купить диплом института
https://diplom-profi.ru/
купить дипломы о высшем
https://bisness-diplom.ru/
купить диплом нового образца
https://kupite-diplom0024.ru/
купить диплом института
купить диплом нового образца
купить диплом о высшем образовании
купить диплом врача
диплом о высшем образовании
купить диплом в москве
диплом о высшем образовании
купить свидетельство о рождении
диплом о высшем образовании
где купить диплом
купить диплом
купить свидетельство о браке
диплом о высшем образовании
купить диплом автомеханика
купить диплом старого образца
купить диплом о среднем образовании
купить диплом кандидата наук
https://diploman-asx.com
купить диплом о среднем специальном
купить диплом магистра
https://rudiplomirovany.com
купить диплом автомеханика
https://premialnie-diploms.com
купить диплом кандидата наук
https://diplomans-doc.com
где купить диплом
https://russiany-diplom.com
купить диплом ссср
https://diplomy-gruppa.com
купить диплом специалиста
https://rudiplomis.com
купить диплом кандидата наук
https://rudiplomisty.com/
купить диплом ссср
https://lands-diploms.com
купить диплом врача
купить диплом
https://originality-diplomiki.com
купить диплом нового образца
https://russdiplomag.com
купить диплом бакалавра
https://rudiplomisty.com
купить аттестат за 9 класс
https://premialnie-diplomany.com
купить диплом о среднем образовании
https://frees-diplom.com
купить аттестат
https://gosznac-diplomy.com
купить диплом кандидата наук
https://diploms-originalniy.com
купить дипломы о высшем
https://lands-diploms.com
купить аттестат за 11 класс
http://diploman-spb24.com
купить диплом вуза
http://kazdiplom.com
купить диплом о среднем образовании
http://volga-diplomy.com
купить диплом
https://originality-diploman.com
купить диплом магистра
http://aurus-diploms.com/diplom-tekhnikuma.html http://aurus-diploms.com/obrazovanie/kupit-diplom-s-zaneseniem-v-reestr.html http://aurus-diploms.com/diplom-o-srednem-obrazovanii.html http://aurus-diploms.com/geography/kupit-diplom-v-samare.html
купить диплом в москве
http://radiploma.com/kupit-diplom-s-reestrom http://radiploma.com/kupit-diplomy-tehnikuma-kolledzha http://radiploma.com/kupit-diplom-o-vysshem-obrazovanii http://radiploma.com/kupit-diplom-kosmetologa
купить диплом нового образца
www.aurus-diplomans.com diplomas-asx.com diplomana-asx.com http://www.rusd-diplom.com rusd-diploms.com https://aurus-diplomany.com www.aurus-diplomik.com aurus-diplomas.com https://diplomans-asx.com https://diplomany-asx.com diplomys-asx.com https://diploman-servise.com www.radiploms.com https://radiplom.com http://www.radiplomy.com radiploma.com rudiplomisty24.com/диплом-техникума http://rudiplomisty24.com/диплом-специалиста-российского-вуза www.rudiplomisty24.com/купить-диплом-волгоград http://www.rudiplomisty24.com/купить-диплом-воронеж
купить диплом специалиста
originality-diploman.com/аттестат-школы http://originality-diploman.com/отзывы-клиентов originality-diploman.com/купить-диплом-университета http://originality-diploman.com/купить-диплом-екатеринбург
купить диплом в москве
http://russdiplomik.com/diplom-s-reestrom-o-vyisshem-obrazovanii.html www.radiploma.com/goroda/diplomy-v-novosibirske www.radiploma.com/goroda/diplomy-v-pskove http://radiploma.com/goroda/diplomy-v-volgograde https://aurusdiploman.ru/
купить аттестат
www.frees-diplom.com/kupit-attestat/attestat-11-klassov https://frees-diplom.com/kupit-diplom-farmacevta https://frees-diplom.com/sanktpeterburg frees-diplom.com/bryansk
купить диплом о высшем образовании
https://gosznac-diplomy.com/attestat-shkoly www.gosznac-diplomy.com/kupit-diplom-v-rostove-na-donu www.gosznac-diplomy.com/kupit-diplom-v-kazani
купить диплом в москве
http://www.diploman-asx.com/kupit-diplom-moskva diploman-asx.com/kupit-diplom-o-srednem-obrazovanii https://diploman-asx.com/kupit-diplom-psihologa https://diploman-asx.com/kupit-diplom-chelyabinsk
купить диплом фармацевта
купить диплом бакалавра
http://www.diplom-belarus.com
купить диплом врача
www.diplomi-price.com
купить диплом о среднем специальном
www.edu-digest.ru
купить диплом техникума
http://www.proobzh.ru
купить диплом бакалавра
http://www.edu-nt.ru/
купить аттестат за 11 класс
http://student-madi.ru
купить диплом вуза
www.dof-edu.ru
купить диплом в москве
http://www.proobzh.ru
купить аттестат
www.krsk-school47.ru https://russdiplomik.com/diplomyi-bakalavra.html russdiplomik.com/diplom-farmaczevta.html https://russdiplomik.com/kupit-diplom-sankt-peterburg.html https://russdiplomik.com/kupit-diplom-v-novosibirske.html https://russiany-diplomans.com/kupit-diplom-moskva http://www.russiany-diplomans.com/kupit-diplom-vracha http://www.russiany-diplomans.com/kupit-diplom-ekaterinburg https://russiany-diplomans.com/kupit-diplom-farmatsevta diplomsagroups.com/kupit-svidetelstvo-zags.html https://arena-diplom24.com/diplomy-po-spetsialnosti/diplom-yurista ryazan.arena-diplom24.com/ http://www.krasnodar.arena-diplom24.com www.diploms-goznak.com/attestat-vechernej-shkoly купить диплом днепропетровск купить диплом житомир http://diploms-goznak.com/kupit-diplom-v-zaporozhe www.diploms-goznak.com/kupit-diplom-v-ivano-frankovske купить диплом кировоград www.diploms-goznak.com/kupit-diplom-v-kieve http://diploms-goznak.com/kupit-diplom-v-odesse http://www.diploms-goznak.com/vrach diploms-goznak.com/ купить диплом медицинского училища купить диплом ссср купить диплом техникума, колледжа www.diploms-goznak.com/farmatsevt www.diploms-goznak.com/yurist diploms-goznak.com/meditsinskij-diplom купить свидетельство о рождении купить свидетельство о смерти купить свидетельство о браке купить свидетельство о разводе
купить аттестат
купить диплом техникума
купить диплом вуза
купить диплом нового образца
education-ua.com/kupit-legalnyij-diplom-v-ukraine.html
купить диплом бакалавра
www.education-ua.com/attestat-diplom.html
купить диплом техникума
http://education-ua.com/zaporozhe.html
купить диплом техникума
http://www.education-ua.com/kieve.html
где купить диплом
education-ua.com/odesse.html
купить диплом нового образца
http://education-ua.com/summah.html
купить диплом вуза
http://education-ua.com/ternopole.html
купить диплом в москве
education-ua.com/diplom-o-mediczinskom-obrazovanii.html
купить диплом кандидата наук
education-ua.com/diplom-vyisshee.html
купить диплом фармацевта
http://www.education-ua.com/kupit-nastoyashhij-diplom-goznak.html
купить диплом колледжа
http://education-ua.com/
где купить диплом
education-ua.com/diplom-texnikuma-kolledzha.html
купить диплом техникума
http://www.education-ua.com/diplom-magistra-ukrainskogo-vuza.html
купить диплом вуза
http://education-ua.com/diplom-o-mediczinskom-obrazovanii.html
купить свидетельство о рождении
http://education-ua.com/diplom-medsestry.html
купить диплом специалиста
www.education-ua.com/diplom-nedorogo.html
купить диплом о высшем образовании
http://www.education-ua.com/kupit-diplom-novogo-obrazca.html
купить диплом о среднем образовании
education-ua.com/otzivi-pogelania.html
купить диплом о среднем образовании
http://education-ua.com/diplom-vyisshee.html
купить диплом о среднем образовании
education-ua.com/diplom-uchilishha.html
купить диплом кандидата наук
http://www.education-ua.com/diplom-s-registracziej.html
где купить диплом
http://education-ua.com/kupit-diplom-s-provodkoj-v-ukraine.html
купить диплом о среднем образовании
education-ua.com/diplom-specialista-ukrainskogo-vuza.html
купить диплом фармацевта
http://www.education-ua.com/diplom-uchilishha.html
купить диплом института
http://education-ua.com/kupit-diplom-sssr-na-nastoyashhem-blanke.html
купить диплом кандидата наук
education-ua.com/svidetelstvo-o-rozhdenii.html
купить диплом о высшем образовании
education-ua.com/svidetelstvo-o-smerti.html
купить свидетельство о браке
http://education-ua.com/svidetelstvo-o-brake.html
купить диплом специалиста
http://www.education-ua.com/svidetelstvo-o-razvode.html диплом купить купить аттестат купить диплом запорожье купить диплом киев купить диплом одесса купить диплом сумы купить диплом тернополь купить диплом врача купить диплом вуза купить диплом высшее купить диплом гознак купить диплом института купить диплом колледжа купить диплом магистра купить диплом медицинского училища купить диплом медсестры купить диплом недорого купить диплом нового образца купить диплом отзывы купить диплом о высшем образовании купить диплом о среднем образовании купить диплом с занесением в реестр купить диплом с проводкой купить диплом специалиста купить диплом средне специального образования купить диплом ссср купить свидетельство о рождении купить свидетельство о смерти купить свидетельство о браке купить свидетельство о разводе rudiplomisty24.com/аттестат-11-классов https://diplomy-servise.com http://dipplomy.com http://www.diplomansy.com/diplom-spetsialista http://www.diplomansy.com/diplom-magistra www.diplomansy.com/kupit-diplom-s-reestrom https://diplomansy.com/diplom-tekhnikuma-ili-kolledzha diplomansy.com/kupit-diplom-o-srednem-obrazovanii https://diplomansy.com/kupit-diplom-sankt-peterburg diplomansy.com/kupit-diplom-ekaterinburg www.diplomansy.com/kupit-diplom-kazan http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-volgograd http://www.diplomansy.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-s-reestrom http://www.diplomansy.com/diplom-tekhnikuma-ili-kolledzha diplomansy.com/attestat-za-11-klass www.diplomansy.com/kupit-diplom-moskva https://diplomansy.com/kupit-diplom-novosibirsk diplomansy.com/kupit-diplom-ekaterinburg www.diplomansy.com/kupit-diplom-samara https://diplomansy.com/kupit-diplom-kazan http://www.diplomansy.com/kupit-diplom-volgograd https://eonline-diploma.com eonline-diploma.com http://www.eonline-diploma.com eonline-diploma.com/kupit-diplom-medicinskogo-kolledzha www.eonline-diploma.com/diplom-tehnikuma-v-rostove-na-donu
купить диплом о высшем образовании
http://gameswinx.ru/ http://rosglavstroy.ru/ www.ooo-gotovie.ru www.izhstudent.ru www.shantarsk.ru http://http://turbodom.ru/ www.samiu.ru www.genolink.ru http://radamed.ru/ yromed.ru https://originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-9-klass www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii http://www.originaly-dokuments.com/gorod/nizhnij-tagil http://www.originaly-dokuments.com/gorod/vologda www.originaly-dokuments.com/gorod/saratov http://www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/yurist originaly-dokuments.com/spetsialnosti/povar originaly-dokuments.com/gorod/krasnodar https://originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-11-klass http://www.originaly-dokuments.com/gorod/ekaterinburg https://originaly-dokuments.com/attestaty http://www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/bukhgalter www.originaly-dokuments.com/gorod/omsk http://www.originaly-dokuments.com/gorod/novosibirsk www.originaly-dokuments.com/gorod/sankt-peterburg originaly-dokuments.com/gorod/chelyabinsk https://originaly-dokuments.com/gorod/orjol originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-bakalavra https://originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-magistra https://originaly-dokuments.com/spetsialnosti/menedzher originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii/diplom-kolledzha https://originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii
купить диплом бакалавра
olimp-alfa.ru http://http://direct-press.ru/ http://freeplaneta-news.ru/ www.nb12.ru http://http://uniteddesigners.ru/ http://knowledgestream.ru/ http://http://medspravka66.ru/ http://http://sonumorya.ru/ www.textedu.ru http://http://moysamogon.ru/ www.argo-hotel.ru hotel-vkorable.ru http://realpravo.ru/ inter-medical.ru doshcolniki.ru vestnikedu.ru originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-9-klass https://originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii www.originaly-dokuments.com/gorod/nizhnij-tagil www.originaly-dokuments.com/gorod/vologda http://www.originaly-dokuments.com/gorod/saratov https://originaly-dokuments.com/spetsialnosti/yurist www.originaly-dokuments.com/spetsialnosti/povar http://www.originaly-dokuments.com/gorod/krasnodar http://www.originaly-dokuments.com/attestaty/attestat-za-11-klass https://originaly-dokuments.com/gorod/ekaterinburg https://originaly-dokuments.com/attestaty https://originaly-dokuments.com/spetsialnosti/bukhgalter http://www.originaly-dokuments.com/gorod/omsk www.originaly-dokuments.com/gorod/novosibirsk originaly-dokuments.com/gorod/sankt-peterburg originaly-dokuments.com/gorod/chelyabinsk https://originaly-dokuments.com/gorod/orjol originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-bakalavra http://www.originaly-dokuments.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii/diplom-magistra originaly-dokuments.com/spetsialnosti/menedzher originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii/diplom-kolledzha www.originaly-dokuments.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii
купить диплом в москве
купить диплом сантехника купить диплом в благовещенске купить диплом киев купить диплом в волгограде купить диплом кандидата наук купить диплом о высшем образовании реестр купить диплом провизора купить диплом стоматолога купить диплом в туапсе купить диплом во владивостоке купить диплом педагога купить диплом альчевск купить диплом в черногорске купить диплом во владимире купить аттестат школы купить диплом фельдшера купить диплом в набережных челнах купить диплом купить свидетельство о браке купить диплом в ишимбае купить диплом в омске купить диплом в кирове купить диплом гознак купить диплом историка купить диплом стоматолога купить диплом в сосновом бору купить диплом в саратове купить диплом повара-кондитера купить диплом инженера механика купить диплом в твери купить диплом тренера купить диплом в тольятти купить диплом в перми купить диплом в череповце купить диплом в владивостоке купить свидетельство о разводе купить диплом юриста купить диплом учителя купить диплом черкасы купить диплом в томске купить диплом в кургане купить диплом воспитателя купить диплом в воронеже купить диплом в ярославле купить диплом энергетика купить диплом парикмахера купить диплом преподавателя купить диплом массажиста купить диплом кривой рог купить диплом в томске купить диплом бурильщика купить диплом в азове купить диплом в воронеже купить диплом менеджера купить диплом маляра купить диплом с занесением в реестр куплю диплом кандидата наук купить диплом геодезиста купить диплом в нижним тагиле купить диплом в калуге купить диплом в кургане купить диплом в минеральных водах купить диплом сварщика купить диплом в махачкале купить диплом с внесением в реестр купить диплом в архангельске купить диплом медбрата диплом купить с занесением в реестр москва купить диплом занесенный реестр купить диплом в красноярске купить диплом николаев купить диплом в первоуральске купить диплом штукатура купить диплом автомеханика купить диплом в ставрополе купить диплом запорожье купить диплом энергетика купить диплом в ярославле купить диплом магистра купить диплом юриста купить свидетельство о рождении купить диплом одесса купить диплом винница купить диплом в чите купить диплом в череповце купить диплом врача купить диплом техника купить диплом в ульяновске купить диплом днепропетровск купить диплом в балашихе купить диплом в новосибирске купить диплом в ростове-на-дону купить диплом в серове купить диплом фармацевта купить диплом фармацевта купить диплом в севастополе купить диплом в волжском купить диплом в астрахани купить диплом в казани купить диплом в смоленске купить диплом в курске купить диплом в кызыле купить диплом ссср купить диплом в чите купить диплом в краснодаре купить диплом врача купить диплом в уфе купить диплом в волжском купить диплом в курске http://https://premialnie-diplomansy.com/отзывы-клиентов/ www.premialnie-diplomansy.com www.premialnie-diplomansy.com www.originality-diploman.com http://https://originality-diploman.com/купить-диплом-строителя https://originality-diploman.com/купить-диплом-юриста originality-diploman.com originality-diploman.com originality-diploman.com http://https://originality-diploman.com/купить-диплом-красноярск https://originality-diploman.com/купить-диплом-ссср http://https://premialnie-diplomansy.com/купить-диплом-фармацевта/ www.originality-diploman.com www.premialnie-diplomansy.com www.premialnie-diplomansy.com premialnie-diplomansy.com http://https://premialnie-diplomansy.com/купить-диплом-волгоград/ www.premialnie-diplomansy.com premialnie-diplomansy.com www.originality-diploman.com
купить диплом колледжа
http://https://gosznac-diplomy.com/diplom-s-reestromkupit-kupit www.gosznac-diplomy.com gosznac-diplomy.com www.gosznac-diplomy.com https://gosznac-diplomy.com/diplom-farmatcevta gosznac-diplomy.com gosznac-diplomy.com https://gosznac-diplomy.com/diplom-feldshera http://https://gosznac-diplomy.com/kupit-diplom-sssr gosznac-diplomy.com
купить дипломы о высшем
Купить диплом в Брянске https://frees-diploma.com/ https://originality-diploman24.com/диплом-бакалавра Купить диплом в Москве https://originality-diploma24.com/купить-диплом-медсестры Купить диплом строителя http://https://russdiplomiks.com Купить диплом в Воронеже http://diplomsagroups.com/diplomy-po-specialnosti/diplom-vracha.html http://https://saratov.arena-diplomi24.com/ http://https://rostov-na-donu.arena-diplomi24.com/ http://https://originality-diplomik.com/купить-диплом-красноярск originality-diplomiki.com http://https://premialnie-diplom24.com/купить-диплом-с-занесением-в-реестр/ premialnie-diploms24.com www.premialnie-diplomx24.com http://https://premialnie-diplomix24.com/купить-диплом-с-занесением-в-реестр/ купить свидетельство о рождении купить свидетельство о разводе купить диплом ссср Купить диплом специалиста Купить диплом института Купить диплом в Москве http://https://radiploms.com/goroda/diplomy-v-sankt-peterburge https://radiplom.com/kupit-diplom-s-reestrom http://https://radiplomy.com/kupit-diplom-stroitelya http://https://radiplomas.com/kupit-diplom-universiteta https://frees-diplom.com/rostov-na-donu купить аттестат школы Купить диплом строителя Купить диплом повара Купить медицинский диплом Купить диплом с занесением в реестр bitcoin casinos for usa players https://russiany-diplomix.com/diplom-sssr http://https://russiany-diplomx.com/diplom-kandidata-nauk www.russiany-diplomana.com russiany-diploman.com russiany-diplomany.com https://russiany-diplomas.com/diplom-kandidata-nauk купить диплом в москве Купить диплом Челябинск Купить диплом Воронеж Купить диплом в казани купить диплом института Купить диплом кандидата наук diploman-doci.com www.lands-diplomy.com купить диплом в воронеже купить диплом стоматолога https://ru-diplomirovans.com/купить-диплом-воронеж https://ru-diplomirovana.com/купить-диплом-краснодар http://https://ru-diplomirovany.com/дипломы-по-профессии/диплом-инженера-купить ru-diplomirovanay.com ru-diplomirovannie.com gosznac-diplomy.com Купить диплом инженера Купить диплом колледжа Купить диплом бухгалтера Купить аттестат за 9 классов Купить диплом Томск Купить свидетельство о браке https://gosznac-diplom.com/kupit-diplom-v-nizhnem-novgorode http://https://gosznac-diplom24.com/diplom-bakalavra gosznac-diploms.com Купить диплом с реестром Купить свидетельство о разводе Купить диплом о среднем образовании www.diplomsagroups.com купить диплом в екатеринбурге Купить диплом медучилища Купить диплом с реестром Купить диплом с реестром Купить диплом в Воронеже Купить свидетельство о разводе Купить аттестат 11 классов Купить диплом в Челябинске Купить диплом института http://https://goznakov-diplom.com/kupit-diplom-volgograd www.goznakov-diploms.com https://goznakov-diplomy.com/svidetelstvo-o-rozhdenii http://https://goznakov-diploma.com/svidetelstvo-o-rozhdenii https://goznakov-diploman.com/kupit-diplom-saratov goznakov-diplomans.com http://https://goznakov-diplomx.com/kupit-diplom-kandidata-nauk http://https://diploman-doci.com/diplom-vracha blockchain casino game development online casino bitcoin platform blockchain casino software top australian online waterwheel casinos best rated gold ira companies undress ai nude ai generator deepnude ai ai nude nudify online https://comfortdeluxe.com.ua/sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avtomobiliv-naykrashchi-varianty-na-rinku https://graal.org.ua/masky-dlya-linz-stylni-ta-funkcionalni-rishennya https://tops.net.ua/vashe-avto-zaslugovuye-na-krashche-sklo-korpusi-ta-fari-vid-lideriv https://companion.com.ua/yak-vibrati-idealne-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avto https://kvn-tehno.com.ua/yak-vibrati-idealne-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avto https://v15.net.ua/kupyty-lintsy-dlya-far-porivnyannya-tsin-i-yak-znayty-vyhidni-propozitsiyi https://kvartet.org.ua/yak-vybraty-masky-dlya-linz-avto-porady-ekspertiv https://shop4me.in.ua/ekspertnyi-vybir-sklo-korpusi-ta-fary-dlia-avtomobiliv-vsikh-marok https://funhost.org.ua/idealni-komponenty-dlia-vashogo-avto-sklo-korpusi-ta-fary https://kacca.in.ua/pidvyshchte-yaskravist-ta-bezpeku-vashogo-avto-z-bi-led-linzamy-ta-komponentamy https://dumka.org.ua/kupyty-lintsy-v-fary-porady-z-vyboru-ta-de-prydbaty-yakisni-modeli https://tayger.com.ua/bi-led-linzi-ta-komponenty-suchasnyj-pidkhid-do-osvitlennya-avto https://kryla.org.ua/tekhnolohiyi-maybutnoho-linzy-v-fary-dlya-vashoho-avto https://powerfactory.com.ua/linzy-dlya-far-vidminna-vydymist-u-bud-yakykh-umovakh https://svitozar.com.ua/bi-led-linzi-ta-komponenty-suchasne-rishennya-dlya-vashogo-avto https://autostill.com.ua/kupyty-sklo-ta-korpusy-dlya-remontu-far-audi-porady-ekspertiv https://autodoctor.com.ua/onovlennya-far-bmw-najkrashchi-sklo-ta-korpusy-dlya-remontu https://pc-house.od.ua/nabory-instrumentiv-dlya-rozboru-skla-far-kompleksne-rishennyaa https://polygraph.od.ua/komplektuyuchi-dlya-led-far-shcho-potribno-dlya-onovlennya-osvitlennya https://kamen.dp.ua/yak-obraty-pichku-dlya-skla-far-gayd-dlya-pochatkivciv https://japanmania.kiev.ua/ekstruder-dlya-pidgotovky-germetyka-porady-ta-rekomendaciyi https://arlekin-dance.kiev.ua/pichka-ta-ekstruder-dlya-avto-onovit-sviy-instrumentariy https://shopsecret.com.ua/yak-obraty-idealne-sklo-korpusy-ta-fary-dlya-avto-kerivnyctvo https://babyphotostar.com.ua/najkrashchi-sklo-fary-ta-korpusy-dlya-buick-oglyad-ta-porady https://sun-shop.com.ua/suchasni-linzi-dlya-far-vasha-doroga-do-bezpeky https://adrenalinsport.dp.ua/obladnannya-dlya-xenon-far-vsi-neobkhidni-komponenty-dlya-ustanova https://decorator.net.ua/perevahy-vstanovlennya-linz-v-fary-pokrashchennya-vydymosti-ta-stylyu https://anegdot.com.ua/dekoder-led-obmanka-zamina-shtatnykh-can-bus-led-linz-bez-problem https://smotri.com.ua/onovity-osvitlennya-vashogo-avto-z-bi-led-linzami-ta-komponentami https://artprom.lviv.ua/yustyrovocna-plita-profesijne-vyrishennya-dlya-tochnoi-ustanovky-linz https://synergize.com.ua/efektyvne-osvitlennya-z-bi-led-linzamy-ta-komponentamy-scho-potribno-znaty https://bazakvartir.kiev.ua/kafuter-silikonovyi-kley-vysokoiakysnyi-hermetyk-dlya-vashogo-avto https://vivashop.com.ua/revolyutsiya-v-osvitlenni-yak-bi-led-linzi-ta-komponenty-mozhut-zminyty-vash-avtomobil https://business-trainings.kiev.ua/koito-butylovyi-termogermetyk-idealne-rishennya-dlya-hermetyzatsiyi-far https://podvoh.in.ua/kupyty-linzi-v-fary-porady-shchodo-vyboru-ta-pokupky https://chevrolet.com.ua/chomu-varto-obraty-nhk-original-koito-butylovyi-termogermetyk https://strelok.in.ua/lintsy-dlya-far-yak https://cityjeans.com.ua/yak-obraty-naykraschy-germetyk-dlya-far-vashogo-avtomobilya https://compromat.in.ua/shcho-varto-znaty-pro-sklo-korpusy-ta-fary-dlya-vashogo-avtomobilya https://05161.com.ua/materiali-korpusiv-far-shcho-obrati-dlya-vashogo-avtoкорпус фары https://degustator.net.ua/vybir-linz-dlya-far-yakist-yaka-vrazhae https://oncology.com.ua/vybir-skla-fary-dlya-inomarok https://sniteshop.com.ua/yak-obraty-idealni-linzi-v-fary-dlya-vashogo-avtomobilya https://gollos.com.ua/sklo-fary-vid-sklofar-idealnyj-vybir-dlya-inomark https://lift-load.com.ua/profesiyni-rekomendatsiyi-shchodo-vyboru-linz-v-fary https://crazy-professor.com.ua/nadiynye-sklo-dlya-fary-vsikh-svitovykh-brendiv-avtomobiliv https://kpu-kiev.org.ua/zbilshte-efektyvnist-osvitlennya-z-linzamy-dlya-far https://silvestry.com.ua/sklofar-ekspert-u-vybori-skla-fary-dlya-inomaroek-svitovykh-brendiv https://talktome.com.ua/vybir-bi-led-linz-ta-komponentiv-porady-vid-profesionaliv https://try-kolduna.com.ua/vsi-detali-dlya-avto-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-bud-yakogo-brendu https://tyres.com.ua/yak-bi-led-linzi-ta-komponenty-pokrashchuyut-osvitlennya-vashogo-avt https://para-dise.com.ua/onovitte-sviy-avtomobil-yakisne-sklo-korpusi-ta-fari https://tm-marmelad.com.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-pidvyshchennya-bezpeky-ta-stylnoho-vyhlyadu https://jokes.com.ua/profesijnij-vibirok-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-vashogo-avto https://trademart.com.ua/pokrashchit-osvitlennya-vashogo-avto-za-dopomogoyu-bi-led-linz-i-komponentiv https://yazz.com.ua/naykrashchi-sklo-korpusi-ta-fary-dlia-vsikh-modelei-avtomobiliv https://yakusha.com.ua/sekrety-idealnogo-osvitlennya-bi-led-linzi-ta-komponenty-dlya-vashogo-avto https://goprostore.in.ua/pokraschuyte-vyglyad-far-z-maskamy-dlya-linz-avto https://kievperevod.in.ua/vidchuyte-riznitsyu-onovlyuyte-osvitlennya-avto-z-novymy-bi-led-linzamy-ta-komponentamy https://fstu.org.ua/onovit-vyhlad-avto-yak-vybraty-masky-dlya-linz https://prego.in.ua/maksymum-z-bi-led-linz-polipshennya-osvitlennya-ta-dyzainu-vashogo-avto https://chile.org.ua/lintsy-dlya-far-vashogo-avto-yak-znayty-i-kupyty-naykrashchi-varyanty https://unison.kh.ua/vsi-plyusy-bi-led-linzy-chomu-vony-idealni-dlya-vashogo-avtomobilya https://direct-action.org.ua/bi-led-linzi-vysokoyakisne-osvitlennya-dlya-bud-yakogo-avto https://sholom-aleichem.kiev.ua/onovit-vyglyad-vashogo-audi-sklo-fary-premium-klasu https://smartum.dp.ua/yak-pidibraty-sklo-dlya-fary-mazda-porady-vid-profesionaliv https://megart.com.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-idealnyy-balans-stylyu-ta-funktsionalnosti https://arlekin-dance.kiev.ua/yak-vybraty-bi-led-linzy-dlya-vashogo-avto-porady-ekspertiv https://saunalux.kiev.ua/sklo-fary-dlya-audi-yak-pidibraty-idealne-rishennya https://polygraph.od.ua/chomu-varto-obraty-bi-led-linzi-dlya-vashogo-avtomobilya https://seal.dp.ua/vybir-skla-dlya-fary-audi-porady-vid-ekspertiv https://singleoil.dp.ua/pokraschtye-osvitlennya-vashoyi-mazda-z-novym-sklo-fary https://kamen.dp.ua/onovitte-fary-vashogo-avto-vsi-perevagi-bi-led-linz https://outdoor.od.ua/nadiynye-sklo-fari-dlya-audi-yakist-shcho-vidpovidaye-vashomu-avto https://start.co.ua/sklo-fary-mazda-vidnovit-idealnyy-vyglyad-svogo-avtomobilya https://pc-house.od.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-pokraschennya-vidimosti-ta-stilnyy-vyglyad https://japanmania.kiev.ua/bi-led-linzi-premium-rishennya-dlya-suchasnogo-osvitlennya-avto https://navigator.te.ua/perevtilit-osvitlennya-vashogo-avto-z-bi-led-linzami https://qs.kiev.ua/zamina-skla-fari-audi-pokrashchte-stil-i-bezpeku https://umedia.kiev.ua/yakisne-sklo-dlya-far-mazda-vybir-dlya-vashogo-avto https://tvoy-prazdnik.kiev.ua/zamina-skla-fari-mazda-yak-obraty-naykrashchyy-variant накрутка пф накрутки поведенческих купить диплом гознак купить аттестат за 9 класс https://rusd-diploms.com/diplomyi-kolledzha.html https://eonline-diploma.com/diplom-o-vysshem-obrazovanii-v-novosibirske купить диплом в нижнем тагиле купить диплом купить диплом в омске https://premialnie-diplom24.com/переводчика/ https://ru-diplomir