Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Стефанович П.С.
Боярство и церковь в домонгольской Руси
[cut=источники]1) FEDOTOV G.P. The Russian Religious Mind. Vol. 1. Cambridge, Mass. 1966, p.357; ср. также pp. 202, 346.
2) В новейшей литературе обращалось внимание, в частности, на княжеские монастыри (ЩАПОВ Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв. М. 1989, с.131 сл.), а также (с искусствоведческой точки зрения) на монументальное строительство по заказу и на средства князей (ВАГНЕР Г.К. Архитектура эпохи «Слова о полку Игореве» и ее заказчики. В кн: «Слово о полку Игореве» и его время. М. 1985. Г.П. Федотов, поставивший как научную проблему изучение религиозности Древней Руси, рассмотрел ее, в частности, на примере одного представителя династии Рюриковичей — князя Владимира Мономаха (FEDOTOV G.P. Op. cit., p.250 et seq.).
3) См., например: ЯНИН В.Л. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерусских художественных произведений. В кн.: ЯНИН В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М. 1977, с.182-192.
4) Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.1. Л. 1927, стб. 46-47. Упоминание в тексте договора церкви во имя Ильи Пророка, в которой приносили клятву послы, ввело в заблуждение составителя Повести временных лет (ПВЛ), который счел, что речь идет о церкви в Киеве. Для читателя, который может быть удивлен присутствием христиан в Киеве в то время, летописец пояснил: «мнози бо беша варязи хрестеяни» (ПСРЛ, т.1, стб. 54). Суждения летописца основаны на ошибочном понимании текста русско-византийского договора, однако данным самого договора доверять можно (МАЛИНГУДИ Я. Русско-византийские договоры в X в. в свете дипломатики. В кн.: Византийский временник. Т.56. М. 1995, с. 90; ВАСИЛЬЕВ М.А. Степень достоверности известия Повести временных лет о процедуре ратификации русско-византийского договора 944 г. в Киеве. В кн.: Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М. 2000, с. 66).
5) ШАХМАТОВ А.А. Разыскания о русских летописях. М. 2001, с. 110. Аргументы А.А. Шахматова были развиты и дополнены А.Н. Насоновым (НАСОНОВ А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. М. 1969, с.23-25).
6) ПАВЛОВА Р. Жития русских святых в южно-славянских рукописях XIII—XIV вв. — Славянска филология, 1993, София, т.21, с. 103-104 (публикация «Жития Варяга и его сына Иоанна» по болгарской рукописи XIII в.). В ПВЛ текст существенно отличается: ПСРЛ, т.1, стб.82-83.
7) А.А. Шахматов выдвинул гипотезу (на основании упоминания в проложном житии князя [56] Владимира «Туровой божницы»), что варяга звали Туры (ШАХМАТОВ А.А. Как назывался первый русский христианский мученик? — Известия Академии наук, 6 серия, 1907, май). Обсуждение этой гипотезы и подробный анализ сказания о варягах-мучениках см.: КАРПОВ А.Ю. Владимир Святой. М. 1997, с.142-150, 385-386; НАЗАРЕНКО А.В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001, с.382—385.
8) ПСРЛ, т.1. Стб. 111, 117, 106-108.
9) Там же, стб. 126-127. Эти известия собраны М.П. Погодиным: ПОГОДИН М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т.7. М. 1856, с. 33-35, 373-376.
10) Подробнее о роде Яна Вышатича см.: ПОППЭ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича. В кн.: Летописи и хроники. 1973. М. 1974; СВЕРДЛОВ М.Б. Генеалогия в изучении класса феодалов на Руси XI—XIII вв. — Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 11. Л. 1979, с. 223-226.
11) ПСРЛ, т.1, стб.175-179, 281; Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб. 1911, с.61.
12) РЫБАКОВ Б.А. Древняя Русь. М. 1963, с.127-129; МЕДЫНЦЕВА А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора. XI—XV века. М. 1978, с. 114-124.
13) ВЫСОЦКИЙ С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. XI—XIV века. Вып. 1. Киев. 1966, с.56-57.
14) ПСРЛ, т.1, стб.180-181; Памятники древнерусского канонического права. Ч.1. В кн.: Русская историческая библиотека. Т.6. СПб. 1908, стб. 18.
15) См. подробнее: ГОЛУБИНСКИЙ Е.Е. История русской церкви. Т.1. Половина 1. М. 1901, с. 344 сл.
16) Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л. 1959, с. 367.
17) ГОЛУБИНСКИЙ Е.Е. Ук. соч., с. 351-354.
18) В житии Стефана Пермского, например, говорится, что он «не ведал, яко быти ему епископом, и не добивался владычества, ни вертелся, ни тщался, ни наскакивал, ни накупался, ни насуливался посулы» (цит. по: ГОЛУБИНСКИЙ Е.Е. Ук. соч. Т.2. Половина 2. М. 1911, с. 35).
19) Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (НПЛ). М.-Л. 1950, с. 67. О социальном происхождении Арсения ничего не известно, и можно только предположить, что он был богат (если смог дать взятку князю), и обратить внимание на то, что в 1228 г., согласно летописи, поднялась на него именно «простая чадь». Ср. также осуждение летописцем поставления «на святительский чин на мьзде» в Лаврентьевской летописи под 1185 годом (ПСРЛ. Т.1, стб.391).
20) Житие помещено под 28 апреля (Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 4. Ч. 2. СПб. 1898). О датировке Жития см.: ПОНЫРКО Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. СПб. 1992, с. 164.
21) Ср.: FEDOTOV G.P. Op. cit., p. 267.
22) Ср.: ПРОЗОРОВСКИЙ Д.И. О родословии св. Антония, архиепископа Новгородского. — Известия Русского археологического общества. 1880, т.9, стб. 84-93. Антоний является автором сказания о святых местах Константинополя, написанного явно человеком образованным и высокого социального статуса (когда Антоний ездил в Византию, он еще не был архиепископом). См. предисловие Х.М. Лопарева к публикации: Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 году. — Православный Палестинский сборник. Т. 17. Вып. 3. СПб. 1899.
23) НПЛ, с. 50, 238.
24) Там же, с. 232-233, 52, 65, 79. Сын Вячеслава Константин также постригся в Хутынском монастыре (там же, с.79).
25) В 1356 г. родовая церковь 40 мучеников развалилась «от старости» (там же, с.364).
26) Повесть о Благовещенской церкви. В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т.6 (БЛДР). СПб. 1999, с.460. Повесть была написана, по-видимому, в XIV в., и в ней есть хронологические несообразности, однако сами сведения, сообщаемые ею, в принципе не вызывают недоверия (ДМИТРИЕВ Л.А. Повесть о построении Благовещенской церкви Иоанном и Григорием. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л. 1989, с. 267-268).
27) Патерик, с.76.
28) Согласно житию Феодосия, написанному Нестором, как-то в юности, когда Феодосий служил «властелину града того» (т.е. Курска), ему пришлось «предъстояти и служити» «вьсем града того велможам», собравшимся «на обеде у властелина». Понятно, что боярского отпрыска вряд ли заставили бы прислуживать на пире (Успенский сборник XII—XIII вв. (Усп.) М. 1971, с. 78-79; ср.: Патерик, с. 19). Правда, родителям Феодосия принадлежало «село» за городом и «рабы», а мать Феодосия кичится родом (упрекая сына, что, ходя в рубище, он творит «укоризну себе и роду своему»), но это можно понять как противопоставление свободного рабу (Усп., с. 75; Патерик, с. 17). Во всяком случае, Феодосий не происходил из старших дружинников-бояр. Косвенно о происхождении Феодосия говорит восклицание [57] Нестора: «Къто исповесть милосердие Божие! Се бо не избьра от премудрых философ, ни от властелин град пастуха и учителя инокыим» (под «властелинами градов», по-видимому, понимаются посадники набиравшиеся в основном из бояр) (Усп., с.73; Патерик, с. 16).
29) Например, боярин Захария, некий Михаил Тоболькович (о знатности которого говорит то, что его величают отчеством), некий Никон «от великих града» (Киева), отказавшийся, будучи в плену, принимать «искуп» от родственников, и др. (Патерик, с. 9-10, 71, 79 и др.).
30) Например, в Слове 33, повествующем об искушениях инока Феодора, нашедшего варяжский клад, и о его смерти вместе с другим иноком от рук князя Мстислава Святополчича. Слово начинается с сентенции: «Яко же речено есть (выше, действительно, уже высказывались соображения в таком же духе. — П. С.), мати всемъ благынямъ — нестяжание, тако же и корень есть и мати всемъ злымъ — сребролюбие». Далее следуют ссылки на «Лествичника» и Евангелие (Патерик, с. 113-114).
31) Усп., с. 87-88; Патерик, с. 27.
32) Патерик, с. 13.
33) ПСРЛ, т.1, стб. 278.
34) Остромирово евангелие, 1056—1057. Л.-М. 1988 (факс. изд.), л. 294-294об.
35) Запись Домки на «Милятином евангелии» см.: ГРАНСТРЕМ Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. Л. 1953, с. 22 (ср.: СРЕЗНЕВСКИЙ И.И. Древние памятники русского письма и языка (X—XIV вв.). Изд. 2-е. СПб. 1882, стб. 91-92). В НПЛ (с. 38, 55) упоминаются под 1186 г. некие Лукиничи (в связи с тем, что они заложили церковь Петра и Павла), а под 1216 г. — Гаврила Милятинич (сын заказчика рукописи?). Ср.: СТОЛЯРОВА Л.В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI—XIV вв. М. 2000, с. 38-42. Согласно записи в утраченном так называемом Шенкурском Прологе (1229 г.), этот Пролог был написан по заказу некоего Остафия Васильевича (СРЕЗНЕВСКИЙ И.И. Ук. соч., с.99).
36) ГРАНСТРЕМ Е.Э. Ук. соч., с.21-22. Ср.: СРЕЗНЕВСКИЙ И.И. Ук. соч., стб.117-118.
37) ЩАПОВ Я.Н. Новое о русском книгописце Добре, современнике «Слова о полку Игореве». В кн.: «Слово о полку Игореве» и его время. М. 1985, с. 376-378.
38) ПСРЛ, т.1. Стб. 23; НПЛ, с.107. Кроме того, что Олма был дворовладельцем, о нем ничего не сказано, однако «тот факт, что Ольма имел достаточно средств для строительства церкви, говорит в пользу его боярского звания» (ТОЛОЧКО П.П. Iсторична топографiя стародавнього Киева. Киiв. 1970, с. 73, 158-160). Неизвестно также, кто еще когда-либо жил в Угорском (см., например: ЗАКРЕВСКИЙ Н.Н. Описание Киева. T.I. M. 1868, с. 191-198).
39) Усп., с. 78. Ср.: Патерик, с. 19.
40) Патерик, с. 123.
41) Там же, с. 125.
42) НАЗАРЕНКО А.В. Немецкие латиноязычные источники IX—XI вв. М. 1993, с. 143, 199. ПСРЛ, т.1, стб. 293. О частных церквах в городских усадьбах Киева писал Голубинский (ГОЛУБИНСКИЙ Е.Е. Ук. соч. т. 1. Пол. 1, с. 471).
43) РОРРЕ A. The Rise of Christian Russia. London. 1982, p. 353.
44) См., например: ПСРЛ, т.1, стб. 392, 409, 436; НПЛ, с. 57.
45) В домонгольское время упоминается, что в 1156 г. Пятницкую церковь «на Търговищи» поставили, а в 1207 г. «съвершиша» «заморьстии» (видимо, объединение купцов, ведших «заморскую» торговлю), в 1165 г. Троицкую церковь поставили «шетициници» (НПЛ, с. 30, 31, 50). В этом ряду можно было бы упомянуть церковь Ивана на Петрятине дворище, если бы не участие князя в ее основании и проблемы с датировкой уставной грамоты церкви.
46) НПЛ, с. 20, 23, 32, 35, 37, 38, 39, 50, 44 (ср.: ПСРЛ. Т.4. Пг., 1915, с. 178), 52, 59, 63, 238. Упоминания о всех новгородских церквах до 1226 г. собрал Погодин (ПОГОДИН М.П. Ук. соч. Т.5. М. 1857, с. 383-385).
47) «Заложи Воигост церковь святого Федора Тирона» (НПЛ, с. 20). Новгородская Четвертая летопись добавляет: «...среди дву улиц Щеркове и Розважи» (ПСРЛ. Т.4, с. 132).
48) НПЛ, с.181, 219 (ср. в старшем изводе — с. 32). Борисоглебская церковь была построена боярином, но служила общественным нуждам как «вечевой храм прушан» (жителей Прусской улицы, Людина и Загородского концов). См.: ЯНИН В.Л. Очерки, с. 128, 123-135.
49) МЕДЫНЦЕВА А.А. Грамотность в Древней Руси. М. 2000, с. 156-169.
50) РЫБАКОВ Б.А. Русские датированные надписи XI—XV вв. М. 1964, с. 24. Автор также, на основе косвенных данных, предполагает, что Варвара, жена Петрилы, была ктитором Варваринского монастыря в Новгороде и заказчиком иконы Петра и Павла, сохранившейся тоже в Софийском соборе (там же, с. 25-26).
51) НПЛ, с. 22-23, 164, 207-208, 445, 472.
52) Патерик, с. 5; ПСРЛ, т.1. Стб. 176.
53) Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери. В кн.: Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М. 1996, с. 506-507. [58]
54) Ср.: ЩАПОВ Я.Н. Государство и церковь, с. 150-151.
55) Усп., с. 88, 93, 122; Патерик, с. 27, 31, 49. М.Д. Приселков отмечал популярность Киево-Печерского монастыря при Феодосии «в дружинных кругах» (ПРИСЕЛКОВ М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси. X—XII вв. СПб. 1913, с. 208).
56) Боярин с тех пор, конечно, стал «часто» приходить к Феодосию, «насыщался от него д[у]ховныихъ техъ словесъ, подаваше же и от имениа своего на състроение манастырю» (Усп., с. 105; Патерик, с. 38-39).
57) Боярин был «въ гневе велице» от князя, который грозился его «на поточение посълати», но после того, как опальный вельможа помолился Феодосию, тот ему явился во сне и обещал, что утром князь призовет его, «не ими гнева ни единого же на тя, нъ и пакы въ свое место устроить тя», что и исполнилось (Усп., с. 131-132; Патерик, с. 55-56).
58) Усп., с. 130-131; Патерик, с. 55, 61.
59) Усп., с. 105; Патерик, с. 39 (мирское имя боярина сообщают списки Жития Феодосия в составе Патерика).
60) Патерик, с. 3-5.
61) Там же, с. 7. Ср. этот же пассаж в более пространном виде в 1-й Кассьяновской редакции (там же, с. 235).
62) Там же, с. 5
63) Об этом сообщает и Ипатьевская летопись под 11ЗО г.: «Георгии Ростовьскыи и тысячкой окова гробъ Федосьевъ игумена Печерьскаго при игумени Тимофеи» (ПСРЛ, т.2, стб. 293).
64) Патерик, с. 62-63.
65) Там же, с. 64.
66) Ср.: ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ Б.А. К истории ростово-суздальских и московских тысяцких. В кн.: История и генеалогия. М. 1977.
67) Патерик, с. 10.
68) Патерик, с. 102-106.
69) Преподобные Ефрем архимандрит и Аркадий, ученик его, Новоторжские чудотворцы. Торжок, 1914. Ср. также: ДРОБЛЕНКОВА Н.Ф. Житие Ефрема Новоторжского В кн.: Словарь. Вып. 1. Л. 1987, с.148-150.
70) См., напр., комментарий А.В. Назаренко в кн.: МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ), митр. История Русской церкви. Кн. 2. М. 1995, с. 106.
71) Патерик, с. 13. Ср.: ПСРЛ, т.1, стб. 159.
72) Усп., с. 134; Патерик, с. 57.
73) ПСРЛ, т.2. Стб. 328.
74) Это правило приведено в памятнике под названием «Два правила монахам», который опубликован С.И. Смирновым по рукописи ХIII в. и, по его оценке, был составлен ранее ХШ в. (Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. В кн.: Чтения в ОИДР. Кн. 3. 1912, с. 33). В приведенных словах отражена, видимо, чисто русская практика, так как среди греческих источников, на основе которых были составлены «Два правила», именно этого правила нет (там же, с.304).
75) Чудотворная, с. 506-507.
76) ПСРЛ, т.1. Стб. 227, 371-386; т.2. Стб. 595-606.
77) НПЛ, с. 42 (ср. с. 235), 43, 44, 74.
78) НПЛ, с. 40. Косвенно о социальном происхождении Варлаама говорит также то, какие средства он вложил в свой монастырь, и тот факт, что его «духовным братом» был архиепископ Антоний, в миру боярин Добрыня Ядрейкович, которому Варлаам перед смертью поручил заботу о монастыре (см. проложное Житие Варлаама: Великие Минеи Четии. Ноябрь. Дни 1-12. СПб. 1897, стб. 226).
79) Ср.: ТОПОРОВ В.И. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.2. М. 1998, с. 17-48.
80) Сведения об Антонии см.: ЯНИН В.Л. Новгородские акты XII—XV вв. М. 1991, с. 206-207.
81) Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л. 1949, с. 160.
82) ЗАЛИЗНЯК А.А. Древненовгородский диалект. М. 1995, с. 374-377.
83) Ср. упоминание церквей «в селе» в Вопрошании Кирика (1130—1156 гг.): Памятники, стб. 29.
84) Повесть о Благовещенской церкви. В кн.: БЛДР. Т.6, с. 460-462.[/cut]
|