Древности Российского Государства. Царские регалии.
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 11:20 | Сообщение # 31
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Петлицы, пуговицы и другие украшения царских платен и становых кафтанов
Украшения царских одежд, кроме накладных ожерелий, запястьев и проч., состояли из золотых и серебряных, осыпанных драгоценными камнями кружев, нашивок, запон, запонок, узлов, пуговиц, варворок, крючков, завязок и петель.
Кружева были: низанные, плетеные и цепковые.
Низанные жемчугом и драгоценными камнями по бархату принадлежали собственно царским платнам; например, в описи 1682 г. значатся:
Кружева низанные с Царских платен.
«По червчатому бархату низаны жемчугом мелким; в них каменье — искры яхонтовые и изумрудные и бирюзы; а по осмотру пять мест порозжих. В них запоны косые» и т.д.
Кружева с становых кафтанов.
«По червчатому отласу низаны жемчюгом, с канителью и струнцалом. По белому отласу низаны жемчюгом мелким с канителью и струнцалом в травах птицы сирины».
Кружева с опашней.
«Низано жемчюгом прорезное да пятнадцать гнезд нашивки такой же. Низаны репейками струнцалом; пятнадцать гнезд нашивки; варворки низаны жемчюгом» и проч.
Кружева плетеные.
«Плетенаго широкаго золото с серебром, шириною в полпята вершка (4 1/2 вер.), без городов, мерою 11 аршин, весом 9 ф. 60 золотн. В рч`є году (1687) сие круживо нашито к завесе отлас ал травы золотые, вместо подзору, к кровати позолоченной Великаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Алексеевича, в хоромы».
Кружева цепковые.
«Золото с серебром, с зеленым да с алым же шолком. Серебряное волоченое, средина золотная пряденая с репьями. Волоченое золотное, основа шолк шемаханской» и проч.
Нашивки.
«Нашивка золотая с красным да с зеленым финифтом двенадцать гнезд, в них по десяти алмазов в гнездех, итого сто двадцать алмазов да двенадцать пуговиц золотых, в них по семи алмазов; нашита на объяри золотной; да у той же нашивки кисти золоты пряденаго золота, в них двадцать четыре лала. р`ч года (1682), июля гi` (13), да июля в к`є день(25), да августа в гi` день, по указу Великих Государей из сей нашивки одиннадцать гнезд отдано в венец меж запон и в убрус и в ожерелье к образу Пресвятые Богородицы Владимирские, что в большом Успенском соборе. Приказал записать боярин Князь Петр Иванович Прозоровской.
Девять гнезд, в них в нашивке по три репейка золоты, в репейках по яхонтику да по изумруду; круг каменья по четыре зерна кафимских; репьи обнизаны жемчюгом, подложены отласом червчатым; а по осмотру осьмнадцати зерен кафимских да трех камнев нет.
Семнадцать гнезд нашивки низано по червчатому отласу струнцалом, у ней пятнадцать кляпышей обнизаны струнцалом же.
Десять гнезд делано из волоченаго золота струнцалом репьями, в репьях и круг репьев вставлены зерна кафимские местами.
Двенадцать гнезд низано жемчюгом местами струнцалом, в ней цветки шолковые зеленые и лазоревые.
Четырнадцать гнезд низано жемчюгом, местами струнцалом; в ней цветки шолковые зеленые и лазоревые.
Пятнадцать гнезд, деланы из волоченаго золота с узлы и с кистьми, пугвицы обнизаны жемчюгом витые, греческаго дела, в них в закрепке яхонт червчатой».
Запоны. Запоны нашивались на кафтаны, на диадимы и на шапки.
«Запона золотая с розными финифты, в ней орел, у орла в грудях алмаз велик гранен, над орлом в коруне девятнадцать искр алмазных; в кресте четыре алмазца, в крыльях сорок два алмазца; под ногами в яблоке двенадцать искр алмазных; в хвосте шесть искр алмазных; круг запоны, по сторонам, двадцать алмазцов граненых. р`ч года (1682), июля в к`д день, сия запона на шапку, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Алексеевича, бархат двоеморх жаркой цвет, на переднюю прореху.
Запона золотая, круглая, прорезная, в ней в средине изумруд велик четвероуголен гранен, да по сторонам шестнадцать изумрудов в золотых гнездех. рч` года (1682), июля в г`iдень, по указу Великих Государей сия запона отдана в Приказ золотых дел в коруну к образу Пресвятые Богородицы Владимерские, что в большом Успенском соборе.
Запона золотая с кровелькою, на кровле наведено розными финифты, снизу вставлено алмаз граненой, да по сторонам двенадцать алмазцев граненых же, да шестьдесят искр алмазных граненых же; в средине запоны, за кровлею, персона Королевская.
Птица золотая в ней в зобу лал велик продолговат, около восемь алмазцов; в шее двадцать искр яхонтовых червчатых; в голове и в носу шесть искр яхонтовых червчатых, да искра изумрудная; в крыльях по алмазу, да по три искры яхонтовых червчатых, да по искре изумрудной; под крыльями два зерна кафимских; в когтях у крыла по конец два зерна кафимских на спнях; в хвосте в средине яхонт червчат, да пять алмазов, да три яхонтика червчатых, да четыре искры яхонтовых червчатых; у хвоста три зерна кафимских; на спне у птицы чепочка золотая».
Запонки.
«Запонка золотая с розными финифты, узлом, в ней сорок семь алмазцов и искр алмазных граненых. р`ч года (1682), июня в к`д день (24), сия запона нашита на шапку Великому Государю Царю и Великому Князю Иоанну Алексеевичу, бархат ал гладкой, на заднюю прореху.
Три запонки золотых круглых с белым финифтом, в них по яхонту лазоревому осмероугольному, круг их по шести искр яхонтовых червчатых. р`ч года, июля в f`iдень (19), две же запонки отнесены в хоромы Государыни Царевны и Великие Княжны Татьяны Михайловны, приняла боярыня Княгиня Анна Андреевна Мещерская».
Узлы.
«Два узла низаны жемчугом с каменьи, в них по двадцати изумрудов, по шести лалов; а по осмотру на одном узлу двух изумрудов нет. р`ч года, августа в г` день, из сих узлов камень тридцать восемь изумрудов да двенадцать лалов отданы в Золотую полату к образу Пресвятые Богородицы Владимирские, что в большом Успенском соборе.
Два узла низаны жемчугом, в них две запоны алмазных в золотых гнездех; в них шесть алмазов да две запоны в золотых же гнездех; в них по шести алмазцов да по корке алмазной; и в гнездех же по десяти яхонтов червчатых».
Пугвицы.
«Девять пугвиц золоты, прорезные, розъемные, с алмазы и с розными финифты; посреде их обручики с червчатыми яхонтики, с Царскаго платна; а по осмотру в трех пугвицах нет по два яхонтика.
Двенадцать пугвиц золоты прорезные с розными финифты, в них по два яхонтика червчатых, по два изумрудца в закрепках, по зерну гурмицкому. р`ч года, июня в к`д день, сии пугвицы нашиты Великим Государем Царем и Великим Князем
Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя Русии Самодержцем на царские платна объярь серебрена мяхкая по ней травка золоты с розными финифты.
Двенадцать пугвиц изумрудных больших на золотых спнях в закрепках по яхонту червчату. р`ч года, июня в к`д день, сии пугвицы нашиты Великим Государем на царские платна объярь серебрена по ней коруны золоты с низаными круживы.
Шесть пугвиц золоты с розными финифты, велики; в них в закрепке по алмазу граненому, круг закрепки по осьми алмазов граненых же, сняты с платна, блаженные памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Федора Алексеевича всея Великие и Малыя и Белыя Русии Самодержца, отлас веницейской по червчатой земле».
Петли.
«Четыре петли низаны жемчугом по белому отласу; в них по счету триста шестьдесят зерен; положены в коробочку.
Четыре петли низаны жемчугом, в них по счету двести восемь зерен.
Три петли низаны жемчугом, в них по счету восемьдесят три зерна».
Петли с шапок.
«Четыре петли, в них по счету двести восемь зерен. р`ч года, сии петли нашиты на шапку Вели-каго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Алексеевича — бархат лимонной цвет.
Четыре петли, в них по счету двести восемь зерен. р`ч года, июня в... день, сии петли нашиты на шапку Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича — бархат лимонной цвет».
Варворки. «Пять сот семьдесят четыре низаны жемчугом с канителью».
Крюки.
«Крюки золоты с розными финифты, в них сто четырнадцать алмазов граненых, да четыре искры алмазных же. р`iгода, июля в г`i день, по указу Великих Государей, сии крюки отданы в Золотую Палату в венец к образу Пресвятые Богородицы Владимирские, что в соборе Успения Пресвятые Богородицы.
Крюки золоты с розными финифты, в них сто восемьдесят четыре алмаза больших и малых граненых и искр алмазных. рч` года, июля в г`iдень, по указу Великих Государей, сих крюков два звена сторонних отдано в Приказ золотых дел в венец к образу Пресвятые Богородицы Владимирские, что в большом Успенском соборе.
Петля от крюка золотая с финифты, в ней шесть искр алмазных да двадцать девять яхонтов червчатых.
Звено золото от крюков, в нем двадцать алмазцов да два яхонта червчатых.
Плащ от крюка, в нем двадцать восемь яхонтов да двенадцать искр алмазных...»
Завязки ферезей.
«Пятеры золото с серебром с кистьми варворки, низаны жемчугом, рчє` года, декабря в к`г день, сии завязки поданы...
Трои золотные с кистьми варворки, низаны жемчугом.
Двои золотные с кистьми без варворок».
Образцы с кафтанов ездовых.
«Восемь низаны жемчугом кафимским, в них алмазы и искры яхонтовые червчатые.
Восемь единорогов, да гриф, низаны жемчугом скатным.
Пять гнезд шолк светлозелен с золотом, с кистьми, варворки канительные серебряные».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 11:42 | Сообщение # 32
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Часть 7. Царское место. Трон
Кресла, или трон, слоновой кости великого князя Иоанна III
По преданию, эти кресла привезены в числе даров из Греции при бракосочетании великого князя Иоанна III с царевной Софьей Палеолог.
В описи казны Государева большого наряда кресла помещены в числе царских стульев, которые хранились на Казенном дворе и отпускались в числе стряпни при выходах в храмы, на Иордань и проч.
«Стул большой костяной резной яблока серебрены прорезные через грань золочены; под стулом шесть левиков медяных золочены; верх отлас турецкой по серебряной земле золото в цветах шолк зелен, подложен бархатом червчатым гладким; тесьмы в четырех местех шолковы; шесть кистей шолк червчат с золотом, варворки низаны по камке таусинной жемчюгом; кость попорчена во многих местех и в р`м году взят тот стул в мастерскую, а из мастерской отнесен в Оружейный приказ».
После упоминаемой отдачи в Мастерскую палату, вероятно, для исправления, и потом в Оружейный приказ, костяные кресла с 1642 г. и находились там, как видно из описей Оружейной Большой палаты Оружейной казны 16872, 17013 и 1711 гг.:
«Кресла костеные резные, на них вырезано орлы двоеглавые с корунами и люди, и звери, и птицы, и травы; подушка бархатная и назади обита бархатом червчатым; около подушки и назади обито бахрамою золотною; на подношках две скобы железные золочены; под местом шесть яблочков железные ж посеребрены.
А по нынешней переписи рч`є года и по осмотру, те кресла против прежних переписных книг сошлись; на правой стороне яблоко попорчено: половина ево шшибено. Цена по сказке Оружейной полаты костеново и резново дела мастеров Петрушки да Семки Шешининых две тысячи пять сот рублев, а в прежних переписных книгах те кресла написаны по другой переписи».
Из сравнения описаний видно, что находившиеся под креслами левики заменены посеребренными железными яблоками и, вероятно, были употреблены на ножки одного из стоянцев при серебряном троне. К этому же времени должно приписать и замену попорченных резных изображений другими несоответственными по содержанию древним, ибо древние резные изображения представляли полное мифологическое сказание о подвигах Орфея, из коих сохранились только некоторые:
На рисунке Орфей, божественный певец, как выражается Овидий, удалившись после смерти Эвридики на гору Родоп, привлекает голосом своим и звуками лиры животных, камни и дерева.
Второе изображение на том же рисунке представляет Орфея в виде царя Фракийского, когда он умоляет Гименея, привлеченного его пленительным голосом и летевшего над Фракийскою страною, присутствовать при его бракосочетании. По Овидию, Гименей был облечен в ризу пламенного цвета, с невожженным светильником.
На третьем изображении рисунка Орфей поражает диких зверей, в ознаменование, что он смягчил водворенной им в Греции религией зверские нравы.
Далее Орфей, с лирой в руках, вероятно, приходит в Македонию, проповедуя целомудрие. Царь и народ в изумлении; жены в окне скрываются с ужасом.
На рисунке Орфея изгоняют, поражая копьем.
На следущем рисунке Орфей держит в руке змею, вероятно, со значением, что, проповедуя верование в Озириса и Изиду, он заговаривал страсти и исцелял от них.
Прочие изображения заменили, как кажется, недостающие сказания об Орфее и принадлежали позднейшему времени: например, на изображениях представлены сражения, лица в германских костюмах, на оградах осажденного города пушки. На рисунке видна также пушка.
На спинке кресел — двуглавый орел, посреди шестиугольника в резных цветами каймах, сбоку на оконечностях ручек также орлы. На некоторых каймах вместо узорной резьбы представлена охота. На нижних дощечках мифологические изображения Леды, Сатурна, пожирающего детей, купидонов, едущих на дельфинах, и проч.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 11:47 | Сообщение # 33
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Подробности резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III
(к предыдущему изображению)
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 11:50 | Сообщение # 34
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Царское место в Успенском соборе в Москве
Изображенный на рисунке престол, называемый по находящейся на нем резьбе, пред-ставляющей события первого царского венча-ния, Мономаховым, составляет издавна царское место в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.
По следующему сказанию одного рукописного Сборника XVI столетия это царское место устроено 1 сентября 1552 г.:
«Благоволением, иже Вездесущаго Бога в Троицы славимаго, неизреченною силою вся содержащего Содетеля Владыки всей твари, Царь царствующим и Господь господствующим, иже неизреченным Его Промыслом, и Превеликою Его Благодатью, и превысокою Его мышцею и Вседержительною десницею Господа нашего Иисуса Христа, сице благоизволением совершенныя, в Богоспасаемом православном и в великом преименитом царствующем граде Москве, во святей Соборней и Апостольстей церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Успения, преславно венчан бысть на Царство всея Руси, сия державы благочестивый и благовенчанный Царь и Государь благоверный Великий Князь Иоанн Васильевич, Владимерский и Московский, и Ноугородцкий, и Псковский, и Смоленский, всея Руси Самодержец, по закону совершеннаго Царьскаго поставленья и всесвященнаго миропомазанием, на престоле древняго достояния отеческаго благословения и прародительскаго его наследия, благословением и рукоположением первосвятителя Преосвященнаго Митрополита всея Руси кир Макария и всего, яже о нем, пречестнаго и святаго и Освященнаго Собора и преименитаго светлаго Царскаго синклита; еже бысть в лето 7055 генваря 20; шестое надесять лето от рожества его. Яко ж свидетельствует о нем в летописанье о царьском их поставленье на златоукрашенных в затворех места сего. Сие же Царьское место, еже есть престол устроен бысть в лето 7060 (1551) месяца Сентеврия в 1 день; в пятое лето державы Царства и Государства его».
«Под местом Царя и Государя и Великаго Князя зверь, а ему три имена: лютой, лев, скимент; второй зверь уена (гиэна), третий — орел, четвертый — оскроган, пятый — оскроган же».
По этому описанию и по некоторым следам под грубой окраской престола видно, что он первоначально был раскрашен цветными красками с позолотой.
По венцу престола вырезана надпись библейская, относящаяся к богоизбранному царю: «Рече Господь: Аз избрах тя в Царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми Моими, во вся дни живота твоего. Аще ходиши по заповедем моим и твориши волю Мою, дам тебе сердце смысленно и мудрость, и будеши яко не бы тако ни един в царех, преж тебе и по тебе не будет. И аще твориши суд и правду посреде земля, и слышиши воздыхание и слезы сущих в скорбех, и милость и управление твориши им вскоре, умножу лет живота твоего, и дам тебе одоление на враги, и дам гоби (обилия) на земли, на умножение плодов земных. Восставлю семя твое, и устрою царство ваше и престол ваш до века. И буду вам во Отца, и вы будете ми в сыны. К сим же еже и не просиши у Мене, дам ти славу и богатство, и покорятся ти языци. Аще приидет неправда ваша, накажу вас, милости же Моея не отъиму от вас».
На дверцах престола в четырех клеймах помещено повествование о присылке царского чина греческим царем Константином Мономахом Владимиру Мономаху.
Это повествование взято из сказания «О поставлении Великих Князей Российских на Великое Княжение святыми бармами и царским венцом, откуду бе и како начаша ставитися».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 11:58 | Сообщение # 35
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Барельефы царского места (к предыдущему изображению)
На двух боковых и на задней стенке престола это сказание изображено в резных по дереву двенадцати барельефах, с надписями:
На первом барельефе Владимир Мономах посреди палат на престоле, в шапке великокняжеской, сверх кафтана платно, в левой руке сверток. По левую руку его отрок великокняжеский; по обе стороны престола на стульях восседают князья, за ними бояре в опашнях, у бояр под шапками татарские тафьи, или такьи.
Над изображением надпись: «Благоверный и Великий Князь Владимир Киевский Манамах совет творяше с Князьми своими и с бояры, поведая им храбрость прародителей своих, како имали дань с Царя-града».
На втором барельефе великий князь Владимир Мономах выезжает из врат киевских в сопровождении бояр к войску и назначает воеводу. В Киеве виден пятиглавый храм; в войске хоругвь с ликом Богоматери; всадники в шлемах с бармицами и мисюрками, в латах и кольчугах; у некоторых сверх кольчуг плащи.
Надпись: «Благоверный Князь Великий Владимир отбирает воеводы искусны и благорассудны и поставляет чиноначальники, тысушники, сотники и пятдесятники, елика воинскому искусу подобает».
На третьем барельефе изображены всадники войска русского на походе в Грецию. На воеводе шлем с городами и с еловцем; сверх лат плащ, на шее гривна златая, или, как впо-следствии называли, золотой. При бедре колчан стрел. Хоругвь с ликом Божией Матери, знамя с крестом.
Надпись: «Великого Князя Владимира войско едут во области Фракийстии».
На четвертом барельефе рать Владимира, вооруженная копьями и стрелами, перед воротами фракийского града. На городской стене вместо войска изображена сказочная царевна со своей наперсницей.
Надпись: «Великого Князя Владимира воеводы приступиша к Фракийскому граду».
На пятом барельефе на втором плане сражение перед градом; на первом, на возу, запряженном в две лошади, гусем, управляемыми возницей, сидящим верхом на коренной, везут добычу. Воз сопровождает всадник; за возом идут пленники со связанными руками.
Надпись: «Великого Князя Владимира воеводы плениша веси Фракийския».
На шестом барельефе жи-тели умоляют победителей о пощаде, между тем как связанных пленных воинов ведут на аркане в Россию.
Надпись составляет продолжение надписи пя-того барельефа: «и возвратишася со многим богатством».
Седьмой барельеф изображает битву греческой рати перед неизвестным градом. Надпись следующая: «Тогда бе в Царьграде благочестивый Царь Костянтин Манамах, в то время брань имея с Персы и с Латыною».
На восьмом барельефе изображен Константин Мономах на троне с царским посохом в левой руке, в шапке, в бармах и наперсном кресте; по обе стороны его восседает Совет духовенства и вельмож.
Надпись: «Благоверный Царь Костянтин Манамах составляет совет мудрый Царский и отряжает послы своя к Великому Князю Володимеру Всеволодичу в Киев Неофита Митрополита от Асиа Ефесскаго, и с ним два Епископа Мелетинска и Митулинска и стратига Антиохийскаго, игумена иеросалимскаго Иеустафиа и иных своих».
Девятый барельеф представляет ограды Византии; посреди пятиглавый храм. На первом плане император Константин Мономах отпускает митрополита Неофита и послов с царским чином и дарами к великому князю Владимиру Мономаху. На изображении он передает митрополиту Неофиту Животворящий Крест с цепью.
Надпись: «Благоверный Царь Костянтин... честные дары Митрополиту Неофиту и епископам и посланникам и отпусти из Царьграда в Киев к Великому Князю Володимеру Всеволодичу».
На десятом барельефе изображены корабли, плывущие с посольством в Киев.
Надпись: «Отпущенным же им бывшим Нео-фиту Митрополиту... ины мно... посланники от Костянтина града... пловуще к Киеву».
Одиннадцатый барельеф изображает внутренность двора великого князя. Владимир встречает посольство на сенях, мит-рополит Неофит благословляет его Животворящим Крестом; епископы подносят златую шапку и св. бармы; один из послов подносит чару (сердоликовую крабийцу). Подле Владимира отрок (рынд) держит посох его и шапку.
Надпись: «Придоша посланные от Царьграда во град Киев ко Володимеру Всеволодичу и принесоша к нему царскии и ины многи дары, и прошаху у него мира».
Двенадцатый барельеф изображает венчание Владимира Мономаха перед пятиглавым храмом; митрополит Неофит возлагает на него царский сан. По одну сторону чертога (возвышения) духовенство греческое и русское, по другую — отроки княжеские и бояре.
Надпись: «Венчанье Благоверного Великого Князя Володимера Всеволодича Манамаха святым Митрополитом Неофитом».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 12:04 | Сообщение # 36
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Место царское золотое, присланное в дар от персидского шаха Аббаса
Царское место, по описям персидское, прислано в дар царю Борису Федоровичу шахом Аббасом в 1604 г. Оно, окованное червонным золотом и украшенное драгоценными камнями, заключает в себе, кроме мелких камней в каймах, 552 яхонтов, лалов и винис, 825 бирюз, 177 жемчужин и 700 половинчатых зерен жемчуга.
В делах цесарского двора сказано: «Прислал шах с послом Лачин-беком к великому Государю нашему место Царское золото с лалы и с яхонты и с иным дорогим каменьем прежних великих Государей Персидцких».
В описи 1642 г. находим: «Место Персидцкое, оправлено золотом с каменьи с бирюзами и с винисками и с жемчюжки, подволочено бархатом цветным по серебряной земле внутри и с исподи.
А из нево вынята при Государе бюрюза большая и отдана в Серебряной Приказ, да мелких камышков и жемчюжков нет во многих местах».
В описи 1676 г. значится:
«Кресла оправлены золотом с каменьем с бирюзами и с бечетами, и с жемчюгами; спереди нет двух камней с гнездами, с правую сторону нет четырех камней больших; с левую сторону нет трех камней болших; сзади нет камня болшаго; да сзади ж золота с жемчюгами и камушками нет, что было прибито по швом трех вершков скупо, да на тех же креслах жемчюшков половинчатых многих нет».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 12:08 | Сообщение # 37
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Кресла царя Михаила Федоровича, устанавливаемые в Успенском соборе и Грановитой палате при высочайших коронациях
В описи казны царя Михаила Федоровича 1640 г. упоминается о них вкратце:
«Место Царское обложено золотом с каменем с большим и малым и с искрами и с жемчуги большими; на нем влагалище суконное, сверху багрец, а снизу на страфиль червлен; у влагалища по краем снурок шолков червлен; из места из пяти гнезд каменье большие выняты и заверчены в бумашку и привязаны к тому месту; а сказал дьяк Гаврила Облезов, что те каменья вынеты по Государеву имянному приказу для осмотру Государю».
В описи 7184 г. (1676) исчислено еще больше недостающих в креслах драгоценных камней, растерянных в походах:
«Кресла оправлены золотом с каменьи с бирюзы с большими и малыми и с лалами и с бечетою; а по осмотру на правой стороне на нижнем перететивье с переднево конца золота и с каменьем нет; да на той же ножке сбоку золота с каменьем же нет на той же ножке сзади золота с каменьями ж нет, да на перететивье под подушкою с стороны каменья нет большово; с верху ручной помочи задней стоячей столбик переломлен и золотца поотодрано; да на том же столбике на верху каменя или жемчугу нет; да на том же столбике яблочко помято; да с левой стороны на нижнем перететивье с стороны двух каменей больших нет; да спереди на конце каменя нет; да с верху подушки с стороны каменя ж нет; да сзади на стоячем столбике с стороны каменя нет да изнутри на том же стоячем столбике под верхним перететивьем каменя нет; да на том же столбике наверху на яблочке каменя нет или жемчюжнаго зерна; да спереди на нижнем перететивье каменя нет; да на стоячем столбике с левой стороны двух каменей нет; да с правой стороны на стоячем столбике каменья нет».
По описи 1663—64 гг., эти кресла были в походах: «Другие кресла с каменьи с яхонты и с изумруды с червчатыми и лазоревыми и с бирюзами, да назади два камня хрусталя больших и с жемчюги, верхней правой столбик с ручные помочи сломлен, в одной ножке золото ободрано и с каменьи. Были в походах».
В сказании Петрея о короновании Марины Мнишек упоминается об этом царском месте, как о присланном в дар от персидского шаха царю Иоанну Васильевичу Грозному:
«Этот трон, на котором сияло 600 алмазов, 600 рубинов, 600 сапфиров, 600 смарагдов и 600 би-рюз, некоторые в половину голубинаго яйца, был подарен Персидским шахом Иоанну Васильевичу Грозному».
По описи Оружейной палаты 1835 г., эти кресла, издавна поставляемые во время коронования царицы в Успенском соборе, заключают в себе на золотой основе, кроме упоминаемых в описи 1676 г. недостающих камней: 1 325 яхонтов, в том числе несколько лалов, 559 бирюз, 16 больших жемчужин и раковин жемчужных, 28 сапфиров, 15 аметистов, 21 хризолитов и камней под хризолит и несколько поддельных изумрудов.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 12:12 | Сообщение # 38
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Кресла царя Алексея Михайловича
В Книге персидских приездов (под № 14) упоминается, что «7168 (1660) года Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизылбашскаго шахова ближняго человека Ихто Модевлетев купчина Армянин Захарей Сарадаров, в дарех: Кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты, и с жемчюги, по оценке 22 591 руб. 20 алтын».
В вознаграждение за эти кресла в числе других поднесенных царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении даров пожаловано государем 4000 руб. серебром и 19 000 руб. медью.
В описи 7184 г. (1676) заключается подробное изложение убранства алмазных кресел:
«Кресла большие алмазные оправлены золотом с каменьи с алмазы и с яхонты и с искры яхонтовыми; на верхней цке изнутри сто двадцать каменей алмазов и в том числе пятьдесят восемь больших да шестьдесят два маленьких, да в середине лал под верхней цкою; на перететивье двадцать четыре камени алмазы, да двадцать три яхонта; на коруне двадцать один камень алмазов; да на перететивье нижнем под коруною двадцать четыре алмаза да двадцать четыре яхонта; на коруне ж три веревочки жемчугу счетом сто одно зерно у двух человек, которые коруну держат на них по сороку по четыре зерна жемчугу, да под коруною письмо обнизано жемчюгом по счету двести семнадцать зерен; да на нижнем перететивье, где живет подушка, под подушкою на задней цке двадцать два камени алмаза да двенадцать камней яхонтов червчатых.
От подножия на передних цках по подушку сто двадцать четыре камени алмазов да семьдесят восемь яхонтов червчатых.
На правой стороне, на стоячем столбике от подножия до ручной помочи, шестьдесят восемь каменей алмазов да сорок девять яхонтов червчатых.
Да на нижнем перететивье на правой же стороне, где подушка лежит, четырнадцать алмазов да восемь яхонтов червчатых.
На ручной помочи с трех сторон сто двадцать шесть каменей алмазов да семьдесят девять яхонтов червчатых.
Да на правой же стороне на стоячем заднем столбике с двух сторон восемьдесят семь каменей алмазов да сорок три яхонта больших и малых.
На левой стороне, на стоячем столбике от подножия до ручной помочи, с двух сторон шестьдесят восемь каменей алмазов в гнездах да сорок девять яхонтов червчатых в гнездах же.
Да на нижнем перететивье, где подушка лежит, четырнадцать каменей алмазов да восемь яхонтов червчатых.
На ручной помочи с трех сторон сто двадцать шесть каменей алмазов да семьдесят два камени яхонтов червчатых.
С левой же стороны на стоячем заднем столбике с двух сторон восемьдесят восемь каменей алмазов да сорок два яхонта больших и малых.
А на тех на всех креслах на столбиках и на перететивьях золото с каменьем от дерева отстали и каменье в гнездах шатаются.
Да на тех же креслах каменья нет: на левой ручной помочи с краю стороны камени нет большаго алмаза с гнездом, да трех каменей яхонтов в гнездах нет, да двух каменей в гнездах же нет.
Да на передней цке от подножия камени алмаза нет с гнездом.
Да на правой ручной помочи с стороны нет двух алмазов да четырех яхонтов.
Да на заднем стоячем столбике большаго камени алмаза нет с гнездом.
Да на перететивье под верхнею цкою повыше коруны в гнезде нет алмаза.
Да с тех же кресел выпало пять каменей яхонтов да алмаз в гнездах золотых.
На креслах чехол объярь по алой земле струя серебряная шолк бел да рудо-жолт, на ней двадцать две пугвицы серебреных белых, подкладка киндяк лазоревой, подушка дороги желтые.
Другой чехол бархат черной подложен кумачом красным, подпущен дорогами желтыми, на нем пришито двадцать две пугвицы серебряны; великому Государю теми креслами челом ударил Кизылбашскаго шахова ближняго человека Ихто Модевлетов купчина Захарей, цена креслам и с чехлами пятнадцать тысяч восемь сот восемьдесят один рубль шесть алтын четыре деньги».
В настоящем виде в этих алмазных креслах заключается 876 алмазов разной величины, лал, 1223 яхонта, бирюзовые каймы и три нитки жемчугу, низанного по бархату вокруг следующей надписи на спинке: «Potentissimo et invictissimo Moscovitarum Imperatori Alexio, in terris feliciter regnanti, hic thronus, summa arte et industria fabrefactus, sit futuri in coelis et perennis faustum felixque omen. Anno Domini, 1659» (Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей престол, великим искусством соделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова, 1659).
На вершине спинки приделанные впоследствии литые из золота: посредине двуглавый орел, на столбиках лики апостола Петра и Николая Чудотворца.
В этих больших креслах царь Алексей Михайлович «легчился» (пускал кровь из руки и рожечную кровь). Опишем обряд этот из Выходных книг:
«Майя в 26 день (1662) Великий Государь легчился, бил у руки жилу сокол в своих Государевых хоромех, в золотой. А на Государе было платья: ферези, отлас бел, испод пупки собольи, рука подвязана тафтою алою. Сидел Государь в больших креслах, а в золотой был наряд с Казеннаго двора: на столе ковер серебрен по червчетой земле, полавошники золотные, что с разводами; на кониках ковры золотные, на двух окнах ковры шитые золотные по белому да по червчетому отласу, на третьем окне ковер Кизылбашской золотной. Да из Государевы Мастерские полаты, из черной деревянной немецкой шкатулы, поставлено было в середнем окне оптекарских сосудов: лахань лосчета золочена; миса лосчета золочена с двемя рукоятки; чарка круглая золочена с двемя пелюздки; чарка золочена с одною пелюскою; стокан на поддоне золочен; две стопы круглые невелики с кольцы, в них и кровелки золочено; две коробочки, в них и на кровелках золочено, на них же травки резные; солоночка золочена с солью; кружка с носком и с рукояткою, в ней венец и поддон золочен, стояла с уксусом ренским (вынята была из шкатулы коженой черной); две ложки золочены, стебли точеные костеные, одна с дирки; тазы мовные серебрены. Да с казеннаго ж двора поставлены были: два кувшина болших серебрены с орлами, да кружка серебрена с водою теплою; а воду взносили с Сыт-наго дворца, из выемки, в оловениках».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 12:13 | Сообщение # 39
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Царское место, находящееся в московском Благовещенском соборе
По Переписной книге соборной церкви Пресвятой Богородицы Благовещения, 1680 и 1681 гг., это место названо: «царя Федора Алексеевича». Помещаем описание, в каком виде оно было в то время:
«В соборной же церкве Пресвятые Богородицы Благовещения на правой стороне, у столпа, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Федора Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца место с шатром.
На шатре над входом вверху образ Пресвятые и Живоначальные Троицы.
По сторонам святых страстотерпцев Благоверных Князей Бориса и Глеба.
На том же Царском месте вверху образ Пресвятые Богородицы Благовещения.
Оклад и венцы серебряные чеканные, оплечья сканные с финифты позолочены.
В венцах четыре лалика, да две бирюски; на окладе по полям писаны Святые.
Подписи серебряные позолочены с чернью.
В Царском месте в киоте деревянном писаном Деисус, а в нем девять образов листовые оклады и венцы серебряны резные позолочены с чернью.
Подписи на осьмнадцати плащах серебряных золоченых.
Около того Царскаго места и в середине оклеено отласом червчатым, по нем травы золотные.
У того же места напереди два столбца медные литые с яблоки, а на них два орла медные литые.
И на них же на задней стороне шатер древян, писан золотом с искрами.
На шатре орел двоеглавой медной золочен.
Место покрыто сукном червчатым, подножие обито сукном таким же».
Со времени нашествия французов в 1812 г. в нем недостает упоминаемого в описании образа Благовещения киота с девятью образами листо-выми в окладах и венцах серебряных, резных золоченых с чернью, и восемнадцати серебряных золоченых плащей с подписями.
В дворцовую домовую церковь Благовещения цари выходили запросто, без стряпни, ни кресел, ни стульев за ними не выносилось, и, следовательно, они стояли на царском своем месте смиренными богомольцами.
В Выходной книге царя Михаила Федоровича от 25 марта 1640 г. сказано: «А стряпни у Благовещения за Государем не бывает».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 12:18 | Сообщение # 40
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Серебряный трон
К общему царствованию царей Иоанна и Петра Алексеевичей изготовлен был в несколько дней второй большой наряд царского чина и все относящиеся к оному царские утвари. Но в короткое время от избрания царевича Петра Алексеевича на общее царствование с братом невозможно было бы устроить вновь двойной престол; и потому, без сомнения, хранящийся ныне в Оружейной палате общий трон царей Иоанна и Петра переделан из бывшего при царе Михаиле Федоровиче серебряного золоченого трона, о котором упоминает Олеарий в бытность свою в России, в 1634 г.:
«Место Великаго Князя (в Золотой Палате) было у противоположной входу стены; оно возвышалось на три ступени от пола и имело с четырех сторон серебряные золоченые столбцы в три дюйма ширины и полтора аршина вышины, на вершине которых были серебряные орлы. На подобных же столбцах возвышался над троном и навес, с четырьмя башенками, на которых также были серебряные орлы. Нам сказали, что изготовляется другой трон, на который употреблено тысяча шестьсот марк серебра и сто двадцать унций червоннаго золота, и который будет стоить двадцать пять тысяч червонцев. Рисунок для онаго делал немец, уроженец Нюренберга, по имени Исай Цинкграф».
Этот трон поступил в Оружейную палату в 1706 г., до этого времени он находился в Грановитой палате. Он весь чеканный из серебра с прорезными украшениями. Главные символические изображения на нем: орел, лев, гриф и единорог, которые, вероятно, были приняты Иоанном III вместе с наследием герба Византийской империи. Подобные изображения видны на державе, присланной из Греции; на налучии и колчане царского саадака большого наряда, совершенно сходного по работе с державой; на троне из слоновой кости, привезенном в числе даров из Греции, при сочетании браком Иоанна III с Софьей, дочерью Фомы Палеолога, Порфирогенета и Деспота Аморейского и Ахайского. Те же изображения заметны на некоторых частях древнего здания Кремлевского дворца, построенного Иоанном III, между барельефными иссечениями из камня.
На задней стенке, или прислоне, трона завеса, шитая пряденым серебром и унизанная жемчугом. На ней, посредине, двуглавый орел, а по каймам, между золотыми травами, двенадцать гербов царств и областей Российских. За завесой, с левой стороны прислона, находится отверстие вроде слухового окна, за которым, вероятно, сидел наставник десятилетнего царя Петра.
По обе стороны трона прорезные серебряные стоянцы для постановления держав.
Против трона три прорезные серебряные золоченые столбца, с серебряными двуглавыми орлами на вершине, сходные с описываемыми Олеарием.
Подножие трона.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 17:52 | Сообщение # 41
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Часть 8. Кареты
Старинная царская карета
Карета, или, вернее, колымага, в описи Оружейной палаты, означенная под № 31 — «Английская»; по описной книге 1706 г. «привезена из Английской земли в рл`г году (1625), переделана на Москве
в рп`s году (1678)».
Первый экипаж под названием кареты (carriage) был прислан царю Борису Годунову от английской королевы Елизаветы. Хранящаяся в Оружейной палате описываемая здесь карета соответствует более этой эпохе, нежели 1625 г., в котором по посольским книгам о присылке кареты не упоминается. На задней части дрог изображен российский герб без московского герба, как он изоб-ражался еще при царе Борисе. Московский герб ниже, отдельно. На задней части кареты вырезано рельефом сражение с турками; витязь в золотой броне и шлеме наезжает с копьем на султана. Спереди кареты тот же витязь, в короне, на колеснице торжественно шествует с победы. Перед ним несут знамя с изображением двуглавого орла, которого одна половина красная, другая — белая. Без сомнения, этот царственный витязь представляет Бориса Годунова, которого посольство к Елизавете имело целью мысль его о новом союзе всех христианских держав для изгнания турок из Европы.
При частой переписи описей ошибка легко могла вкрасться в обозначение года буквами: ра `iс буквой i` под титлом (1603) принято за рл `г (1625).
В описи конюшенной казны 1706 г. описание кареты следующее:
«Корета большая, Аглинская, бархатная, червчатая, с плащами серебреными; в ней два креста серебряных золоченых с мощьми; на корете, по кайме, кругом всей кореты прибито двенадцать плащей серебряных, больших, сквозных; в плащах чеканены орлы двоеглавые с корунами, да птицы в травах серебреные белые пришиваны проволокою серебреные; наверху у каймы кругом всей кореты круживо золотое, по круживу прибивано гвоздье серебреное белое большое, счетом сто тринадцать гвоздей, двух гвоздей нет; на правой стороне два плаща испорчены и серебро выломлено. На левой стороне испорчен плащ, да задней плащ попорчен же, пришит проволокою медною; кайма подложена бархатом червчетым виницейским; в корете верх и передние и задние стены и подводные полы и столбцы и ящики обито, и одверье и отметные полы подложены бархатом червчатым и травчатым по золотной земле; по бархоту сверху прибиван голун серебряной с гвоздьми маленькими золочеными медными; верх на осьми столпцах деревянных, на столпцах сверху и внизу звери и птицы резные писаны золотом и красками; на столбцах по бархату прибиван голун серебряной с гвоздьми серебряными белыми, счетом на столбцах сто пятьдесят восемь гвоздей; в корете ж кругом верху подзор серебряной чеканной сквозной, чеканены птицы в травах, с плащиками, прибиваны гвоздьми медными, золочеными; под каймою прибито кругом всей кореты бахрама золотая длинная; вверху в корете в средине орел двоеглавой шит золотом да серебром волоченым, местами низан жемчугом, кругом бахрама золотная; кругом кореты подводные полы бархатные червчатые гладкие и обламы обшиты тем же бархатом; на обламах, кругом кореты и кругом столпцев, прибита бахрама золотная; повыше прибит голун серебреной с гвоздьми серебреными, счетом кругом всей кореты — двести восемьдесят пять гвоздей; на полах завязки тканые серебром с золотом, на них наконешники серебреные; одверье с лица обшито бархотом червчатым, на одверьях отметные полы того ж бархоту; на задней стене по бархоту пришито девять плащей серебреных, кругом пол по краем обшито голуном серебреным гладким; с лица прибита бахрама золотная длинная с гвоздьми большими гладкими серебреными белыми, счетом пятьдесят два гвоздя; по сторонам на одверьях и на отметных полах прибито бахрама золотная длинная с гвоздьми медными золочеными; а Государево место из той кореты поставлено в большие выходные сани; против Государева места — место боярское, подушка бархот и бахрама тако ж, что Государево место; середнее место обито бархатом червчатым гладким; кругом прибиван голун серебреной с гвоздьми медными золочеными гладкими; в корете под ногами обито сукном чевчатым, с лица у кореты по ящику резаны на конях люди и звери и травы и золочены и росписаваны розными красками; под абламами подставки железные витые золоченые; передние столпцы резные золоченые, на них резаны люди и золочены и росписаваны живописным письмом; на столпцах стоят звери с крыльем, золоченые ж; меж столпцов роспор резной золоченой, поверх роспора прибита доска резная ж золоченая и серебрена местами, на ней прорезан круг, поверх круга маковица резная золоченая; задние столпцы резаны ж, на них резаны люди и голочены и прописаны живописным письмом; меж столпцов роспор резной золоченой, поверх прибита доска резная ж золоченая ж, на ней вырезан орел двоеглавой, а по сторонам резаны люди; поверх маковка резная и вызолочена; на столпцах лев да инрог; оттужины и подпоры железные витые, золоченые; пояс, на чем корета стоит, ременье обшиты бархатом червчатым, по них нашиван голун серебряной; пряжи железные резные золоченые; колеса ободы окованы медью, ступицы и спицы и ободы резные и розцвечены розными красками; стан и дышло и боронки крашеные суриком; на корете чехол суконной красной, подложен крашениною красною. Привезена та корета из Аглинской земли во рл`г году (1625), а переделана та корета на Москве во ри`з году (1678); а по описи прошлаго рч`з года (1689), та корета первая.
А по переписи с` года, та корета с прежнею переписною книгою рч`з года (1689) сходна, а на кайме серебряной сверх прежней переписи попорчено в трех местех.
А по нынешней переписи j`з года (1707), та корета с прежнею переписною книгою с` года сходна, а по осмотру, у той кореты кругом всей кореты по кайме; на правой стороне по средине орла больши полуместа серебра нет; на той же стороне, на заднем наугольнике, около орла, серебро изломано, и серебра нет; на той же стороне напереди около такова же орла серебро изломано, а иного и нет; на левой стороне у переднего и заднего наугольников во многих местех около орлов серебро попорчено и на лицо ево нет; назади от среднего орла серебряной травы нет, назади ж у наугольнаго орла глав серебряных нет; напереди у середнего плаща от орла половины травы серебра отломлено и серебра нет, да внешняго однаго гвоздя нет. Цена той вышеописанной корете тысеча рублев».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 17:55 | Сообщение # 42
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Старинная малая карета
Хранящиеся в Оружейной палате изображенные на рисунках два маленьких возка, один на колесах, другой на полозьях, по переписным книгам назывались потешными — для катания царских детей. По преданию, эти два возка принадлежали царевичу Петру Алексеевичу. По описи 1706 г., они в конюшенной казне не состояли, но были, вероятно, в комнатах, как, например, упоминается о потешном возке, внесенном в комнаты при царе Иоанне Алексеевиче:
«Возок маленькой слюденой, потешной, верх на нем писаны орлы и люди на конях и пешие и птицы; двери на обе стороны ростворные; в нем обито кожею золоченою с травы; двух окончин нет, и в нем проломлено наверху, четыре маковицы сломлены; окорчье обшито сукном красным, полозье крашены суриком.
По переписи с` года (7200, т.е. 1692), того возка нет, а по сказке казначея Федора Селиверстова, Дорофея Микулина: тот де возок внесен в верх в комнату Великому Государю Царю и Великому Князю Иоанну Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу.
А по нынешней переписи j`з года (1707), того возка в казне не явилось же».
В описи 1706 г. упоминается также о возке на колесах царевича Алексея Петровича (лист 456):
«Возок постельной, новой, на большой конюшне Великаго Государя Царевича и Великаго Князя всея Великия и Малыя и Белыя Росии Алексея Петровича; назади и напереди того возка орлы писаны золотом по голубой земле; по сторонь по два куба с травами; верх обит кожею червчатою, а по коже писаны травы розными красками; гвоздьми обит медными пупчатыми, а каймы гвоздьми мелкими; стан и колеса крашены суриком, а в нем подбито вверху стамедом алым с голуном шолковым лазоревым, гвоздьми медными, а стороны и двери обиты кожею червчатою.
А в нынешней переписи j`з года (1707) казначей Федор Селиверстов сказал: “Тот де возок и по ныне на большой же конюшне”».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 17:57 | Сообщение # 43
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Патриаршая карета
По преданию бывшего Колымажного двора, эта карета называлась патриаршею; по описи 1706 г., она поступила в конюшенную казну после «Боярина Никиты Ивановича Романова» и, следовательно, должна была принадлежать патриарху Филарету Никитичу. В 1688 г. она переделывалась для встречи Грузинского царя Темуруза (Теймураз).
Описание этой кареты в 1706 г. с прежних переписных книг следующее:
«Корета бархотная, с голунами сверху и по сторонам и двери обиты бархатом червчатым гладким; в ней над Государевым местом крест серебряной чеканной золоченой; над боярским местом крест серебряной резной золоченой; по верху на корете возле каймы круживо кованое серебряное широкое; по карете прибивано месты голуном серебряным; на корете одиннадцать маковиц железных золоченых; по кайме сверху около кореты прибиваны гвозди медные гладкие золоченые, а под ними прибито бахрама золотная гвоздьми гладкими малыми золочеными; в корете и в дверех восемь окончин слюденых, станки писаны сусальным золотом; в дверех под окончинами две подставки медные золоченые на тесьмах шолковых; около окончин по дверям и под окончинами по корете и по столпцам прибиван голун серебряной гвоздьми медными золочеными; ниже окончин прибито гвоздочками маленькими, в серетках меж голуна нашиваны репьи таким же голуном; промеж репьев, по столбцам, набивано гвоздьем медным золоченым; в корете вверху и по столпцам и двери обиты бархотом золотным репейчатым; промеж золотных репьев, репьи серебреные с шолком червчатым, да с зеленым; вверху в средине круг, около круга бахрама золото пряденое с серебром; в корете ж под верхом бахрама шолк зелен золотом по бархоту; верх и по сторонам прибиван голун серебреной гвоздьми медными золочеными; на местах подушка того ж бархоту; у мест по краю бахрома золото пряденое; в исподи у места ж обито кожею золотною; у дверей в притворе по краем обито обьярью серебреною, по ней травки золотные шолки розных цветов; посторонними месты в исподи два тюшечка покрыты сукном червчатым; столпцы передние и задние деревянные резные золоченые золотом и серебром сусальным; оттужины и подпоры и поясы, пряжи и петли железные золоченые; напереди и назади кареты ж меж столпцов на впорках прибито железо прорезное, на нем резаны звери и травы, на обе стороны золочено сусальным золотом, на столпцах четыре маковицы железные золоченые; подъемные поясы обшиты бархотом, по них голун серебряной; стан и колеса обиты железом, чехол суконной красной. Взята та корета после боярина Никиты Ивановича Романова во рk`д году (1656), а переделана та корета, для встречи Грузинскаго Царя Темуруза во рk`з году (1658).
А по переписи с` года (1692), та корета с прежнею переписною книгою рч`з года (1689) сходна.
А по нынешней переписи j`з года (1707), та корета с прежнею переписною книгою с` года (1692) сходна, а по осмотру, у той кореты крестов серебряных да двух тюшачков, покрытых сукном, нет; цена той корете сто семьдесят рублев».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 18:02 | Сообщение # 44
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
[b]Часть 9. Седла и элементы конской упряжи[/b]
Арчак, или седло, приписываемое царю Борису Годунову
Изображенное на рисунке седло ошибочно названо Годуновским. Это так называемое Кизылбашское в описи Оружейной палаты проходит под № 7; собственно же седло царя Бориса Годунова хранится под № 1. В описной книге конюшенной казны 1707 г. оно внесено 21-м:
«Седло Царя Бориса Годунова, нареска и крыльца бархат червчат с золотом и с серебром, луки оправлены серебром золоченым с финифты; в передней и в задней луках два плаща прорезные, чеканные, с кольцы; на известях шесть плащей чеканные с петли; у всех плащей личины и обоймицы резаны фряские, на луках двадцать восемь гвоздей с личинки, подпруги и пуслища сыромятные обшиты бархатом червчатым; у подпруг и у пристуг наконешники серебряные золоченые, литые травы, на чеканное дело; тебенки писаные; без стремян.
По переписи рч`з года, то седло с прежнею переписною книгою сошлось.
А по переписи с` года (1692), то седло с прежнею переписною книгою рч`з года (1689) сходно, а по осмотру трех гвоздей нет.
А по нынешней описи j `з года (1707), с прежнею описью с` года сходна, а по осмотру, у того седла на задних известях две скобы железные, опаены серебром, да у тех подпруг три пряжи железные опаеные серебром же.
Цена тому седлу тридцать рублев».
В переписной книге пожитков Бориса Федоровича 1589 г. седло, записанное в конюшенной рухляди под № 1, было с подписью его имени, следующее:
«Седло полное ковано, в серебре, дело чеканено люди на конех, золочено; все тебенки серебряны, кованы, дело чеканное; на тебенке по в человека на конех; тебенки и люди золочены все, а кони белы; стремяна серебряны, около их резаны слова: имя Бориса Федоровича, да на них мишени резаны травы».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 18:03 | Сообщение # 45
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Седло князя Дмитрия Михайловича Пожарского
Это седло поступило в Оружейную палату в 1830 г. из Троице-Сергиевой лавры вместе с оружием защитников ее против поляков и Литвы
в 1608 г.
Верх и полы седла малинового бархата, обшитые по краям желтой шелковой тесьмой, подложены голубой крашениной; при седле стремена железные, прорезные.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 18:06 | Сообщение # 46
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Конская серебряная цепь
При торжественных случаях поводные конские цепи были серебряные, золоченые, изукрашенные жемчугом и драгоценными камнями. Гремячие цепи составлялись из бубенчиков, или прорезных, как выражаются описи, яблоков:
«Чепи двои, яблока серебряные золоченые, прорезные, большие — одни с жемчуги, а другие с корольки; меньшие яблока с жемчуги».
«Чепи обнизные, витые, на яблоках — изумруды».
Цепи, изображенные на рисунке, в описи 1706 г.:
«Двои чепи серебреные золочены, чеканные; в сторонках по семи звен, в ошейке по пяти звен с орлами; на звенах и индроки и львы.
По переписи рч`з года, с прежнею описною книгою, те чепи сошлись, а по осмотру во многих местех изломано, и подбиты медью; весу в них
осьмнадцать фунтов с полуфунтом; в других весу одиннадцать фунтов с полуфунтом.
А по переписи с` года (1692), те чепи и вес с прежнею переписною книгою рч`з года (1689) сходны.
А по нынешней переписи j`з года (1707), те двои чепи с прежнею описью с` года (1692) сходны, а по осмотру у первых чепей в сторонах по семи звен, да по два орла в шейке, пять звен, да два орла; у одной сторонки кольцо с петлею, а на другом кольце одна петля; у другой стороны по концам петель и колец нет; у ошейка по обоим концам по петли, у других чепей в сторонках по пяти звен,
у одной стороны два орла, да одна петля, а кольца нет, а в другой стороне один орел, а в ошейке два звена, да орел, да пробой один; а весом те обе
чепи против описи с` года (1707) сходны; цена по осьми рублев фунт, итого двести сорок рублев».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 18:07 | Сообщение # 47
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Решмы, или конские налобники
К числу множества старинных богатых узд и муштуков, которые хранятся в Оружейной палате, принадлежат и узденицы, или конские начельные бляхи с цепочками, называвшиеся также «решмами». Относясь преимущественно к великолепию убранства верхового коня, золотые и серебряные узденицы украшались финифтью и драгоценными камнями. Из пятидесяти трех сохранившихся уздениц изображенные на рисунке — из простых. Верхняя — серебряная золоченая с изображением посередине двуглавого орла, по сторонам льва и единорога, в описи Оружейной палаты — под № 42.
Подшейная кисть (“Науз”)
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 12.04.2011, 18:09 | Сообщение # 48
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
A — тулумбас.
Б — верх тулумбаса.
В — дно.
Г — вощага
Употребление тулумбасов, вроде небольших литавр, по описанию Рафаэля Барберини в 1563 г., было следующее:
«Когда выезжает Государь на прогулку по городу, то часто видите его одетым просто, в каком-нибудь цветном кафтане без золота; он берет с собою только несколько слуг пеших, а так как по всем улицам там (в Москве) бывает множество народа, то иногда, находясь в толпе, возит он с собою у луки седла небольшой барабан, вроде того, какой имеют у себя на лошади Мавры; и как ударит он по нем рукояткой плети, какую имеют обыкновенно все ездоки, народ тотчас же раздается в разные стороны; впрочем, такой инструмент случалось мне видеть и сыновей его, да и у других знатнейших бояр».
В описи казны Михаила Федоровича 1640 г. в числе тулумбасов железных, медных и булатных «два тулумбаса железных навожены золотом, по краям обведено тесьмою шолковою полосатою, привязки тесьма шолкова зелена, от седла подушка бархат алой; Государю челом ударил Юргенской (Грузинской) Царевич в 1634 году».
«Тулумбас медной позолочен, края обложены бархатом черным, покрыт хозом черленым, опушка и травка хоз объяринной. Прислал в дар Государю Кизылбашской Шах Аббас, в 1627 году».
Тулумбас, хранящийся в Оружейной палате, изображенный на рисунке, соответствен следующему по описной книге 1687 г.:
«Тулумбас такой же, на нем орел, под верхом бархат червчат.
А по нынешней описи 1706 года, тот тулумбас сходен, а по осмотру, у того тулумбаса орел написан наверху на опойке; цена тому тулумбасу двадцать пять алтын».
Богатые тулумбасы, по описи 1687 г., были серебряные, золоченые, украшенные драгоценными камнями:
«Тулумбас серебряной, белой, гладкой, на нем шесть плащей серебряных золочены, с каменьем с виниски и бирюзы; под верхом бархат зеленой, с гвоздьми серебряными.
Весу в нем четыре фунта с полфунтом; цена тому тулумбасу по семи рублев за фунт, итого двадцать четыре рубли, шестнадцать алтын, четыре деньги».
Плеточки, с шариками на конце, которыми били по тулумбасу, назывались вощагами. В описи 1687 г. значатся:
«Шесть вощаг, что бьют по тулумбасу, оболочены бархатом червчатым.
Семь вощаг, шиты золотом и серебром, черенья покрыты бархатом червчатым, у седьмой черен окрашен».
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|