Право. Церковное.
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 00:11 | Сообщение # 1
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Ссылки на материалы по истории церковного права и тексты правовых документов.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 00:16 | Сообщение # 2
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
МАТЕРИАЛЫ ПО ЦЕРКОВНОМУ ПРАВУ
"Свод законов православной церкви" - сайт
www.agioskanon.ru
Церковное право
http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc.htm
"Древо. Православная энциклопедия."
http://drevo-info.ru/
Ключевский В.О. "Церковные уставы первых христианских князей Руси" (лекция пятнадцатая)
http://bibliotekar.ru/rusKluch/15.htm
"Кормчая (Номоканон)"
http://kopajglubze.ucoz.ru/load/5
Макарий, митрополит "История Русской церкви"
Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства
http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak2104.htm
Мейендорф И. "Византия и Московская Русь"
Глава IV. Митрополия Киевская и всея Руси
http://www.i-u.ru/biblio/archive/meyendorf_visantija/02.aspx
Павлов А.С. "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права"
http://www.knigafund.ru/books/508
"Правило митрополита Иоанна к Иакову черноризцу". 11в.
http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post80702694/
Протоиерей Певцов В.Г. "Лекции по церковному праву"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pevcov/law/contents.html
Цыпин В.А. "Церковное право. Курс лекций". М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994.
http://www.krotov.info/libr_min/23_ts/tsyp/in_0.htm
"Шестой Вселенский Собор - Константинопольский" - О шестом вселенском соборе..
Приветственное слово святых отцев, к благочестивейшему императору Юстиниану.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Понедельник, 07.01.2013, 15:32 | Сообщение # 3
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Правила Святых Соборов Поместных
[cut]Содержание
Правила Агкирскаго собора 314 г.
Правила Неокесарийскаго собора 315 г.
Правила Гангрскаго собора 340 г.
Правила Антиохийскаго собора 341 г.
Правила Сардикийскаго собора 344 г.
Правила Лаодикийскаго собора 364 г.
Правила Карфагенскаго собора 393-419 гг.
Правило Константинопольскаго собора 394 г.
Правила Константинопольскаго собора, во храме святых апостол бывшаго, глаголемаго двукратнаго 861 г.
Правила собора, бывшаго во храме Премудрости Слова Божия 879 г.[/cut]
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Понедельник, 07.01.2013, 15:34 | Сообщение # 4
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Правила Святых Отец
Послание каноническое, иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийскаго и исповедника, к епископу Василиду.
[cut]
Содержание
Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго 260 г.
Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г.
Каноническое послание святаго Григория архиепископа Неокесарийскаго, чудотворца.
Послание святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху
Послание святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, к Руфиниану
Святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, из 39 послания о праздниках
Святаго Василия Великаго первое каноническое послание к Амфилохию епископу Иконийскому 370-378 гг.
Того же к тому же каноническое послание второе
Того же к тому же каноническое послание третье
Из другаго каноническаго послания его же к тому же
Послание к Диодору епископу Тарскому
Того же послание к Григорию пресвитеру
Того же к хорепископам каноническое послание
Того же к подчиненным ему епископам
Того же из 27 главы книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию
Того же, из 29 главы того же сочинения
Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372-394 гг.
Стихи святаго Григория Богослова о том, как подобает читать книги Ветхаго и Новаго Завета 370-391 гг.
Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются, около 394 г.
Канонические ответы Тимофея, епископа Александрийскаго 380-385 гг.
Правила Феофила, архиепископа Александрийскаго 385-412 гг.
Правила святаго Кирилла, архиепископа Александрийскаго 412-444 гг.
Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольскаго 459 гг.
Послание Тарасия, патриарха Константинопольскаго к Адриану, папе Римскому, около 787 г.
[/cut]
|
все сообщения
|
|
|
|
pythonwin
|
Дата: Понедельник, 07.01.2013, 15:36 | Сообщение # 5
|
Орда-Эджен
Группа: Станичники
Сообщений: 1768
Награды: 7
Статус: Offline
|
Правила Святых Апостолов
[cut]
1. Епископа да поставляют два или три епископа.
2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
3. Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.
4. Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками.
5. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.
6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.
7. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.
8. Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка, при совершении приношения не причастится: да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит: да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал.
9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.
11. Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам.
12. Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый.
13. Если же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему церковь Божию.
14. Не позволительно епископу оставлять свою епархию и во иную переходить, если бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая причина благословная, сие творить его понуждающая, как могущего большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.
15. Если кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отойдет, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служить более, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет.
16. Если же епископ, у которого таковое быть случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения, приимет их как членов клира: да будет отлучен, как учитель безчиния.
17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.
18. Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.
19. Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быть в клире.
20. Кто из клира даст себя порукою за кого-либо: да будет извержен.
21. Скопец, если от человеческого насилия таковым соделан, или в гонении мужских членов лишен, или так рожден, и если достоин, да будет епископ.
22. Сам себя оскопивший да не будет принят в клир. Самоубийца ибо есть и враг Божия создания.
23. Если кто от клира оскопит себя самого: да будет извержен. Ибо убийца есть самого себя.
24. Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своей жизни.
25. Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмсти дважды за одно. Так же и прочие причетники.
26. Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы.
27. Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.
28. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви.
29. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром.
30. Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.
31. Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.
32. Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучив- шим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его.
33. Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедники благочестия: да приемлются; если нет: подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом.
34. Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
35. Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и в селах, ему не подчиненных. Если же обличен будет, как сотворивший сие без согласия имеющих в подчинении города оные и села: да будет извержен и он, и поставленный от него.
36. Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон. Если же пойдет туда, и не будет принят, но не по своей воле, но по злобе народа: он да пребывает. Епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что такового непокорного народа не учили.
37. Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы; а во второй, октября во двенадцатый день.
38. Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, как Бог назирающий. Но не позволительно ему присваивать что-нибудь из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Ес- ли же суть неимущие, да подает им, как неимущим: но под сим предлогом не продает принадлежащего Церкви.
39. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их.
40. Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема безславием.
41. Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недосатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил: да служащий алтарю, от алтаря питаются; так же и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.
42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.
43. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.
44. Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.
45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
46. Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?
47. Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит, или если от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, как посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.
48. Если который мирянин, изгнав свою жену, поимет иную, или иным отринутую: да будет отлучен.
49. Если кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.
50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестмте, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.
52. Если кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает ибо Христа рекшего: радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся.
53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздника не вкушет мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим.
54. Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостиннице отдыхает.
55. Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.
56. Если кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного.
57. Если кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Так же и мирянин.
58. Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен.
59. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего.
60. Если кто подложные книги нечестивых, как святые, в церкви оглашает, ко вреду народа, и клира: да будет извержен.
61. Если верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.
62. Если кто из клира, устрашаясь человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин.
63. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.
64. Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
65. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.
66. Если кто из клира в сваре кого ударит, и одним ударом убьет: да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.
67. Если кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволять же ему брать иную: но должен удержать ту, которую избрал, если бы и убогая была.
68. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно.
69. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
71. Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлу- чен от общения церковного.
72. Если кто из причта, или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и в пятеро приложит к тому что взял.
73. Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто да не присвоит на свое употребление. Беззаконно ибо есть. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.
74. Епископ, от людей доверия достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и если предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия. Если же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же и сего не уважая, не предстанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем ре- шение, да не мнится выгоду иметь, бегая от суда.
75. Во свидетельство против епископа не принимать еретика: но и верного одного не довольно. На устах двоих, или трех свидетелей твердо станет всякое слово.
76. Не подобает епископу, из угождения брату, или сыну, или иному сроднику, поставлять в достоинство епископа, кого хочет. Ибо не есть праведно творить наследников епископства, и собственность Божию давать в дар человеческому пристрастию. Не должно Церковь Божию под власть наследников поставлять. Если же кто сие сотворит: поставлен да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет.
77. Если кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна.
78. Глухой же, и слепой да не будет епископ, не как бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах Церковных.
79. Если кто демона имеет: да не будет принят в клир, и с верными да не молится. Освободясь же, да будет принят с верными, и если достоин, то и в клир.
80. От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившагося, не праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще неиспытанному быть учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.
81. Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди.
82. Не позволяем в клир производить рабов, без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит разстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дому отпустят: да будет произведен.
83. Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу.
84. Если кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина; если же мирянин: да будет отлучен от общения церковного.
85. Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские.
[/cut]
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Вторник, 20.08.2013, 21:18 | Сообщение # 6
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Цыпин Владислав протоиерей "Церковное право"
http://www.klikovo.ru/db/book/head/4154
[cut=Оглавление]ВВЕДЕНИЕ. 1. ЦЕРКОВЬ И ПРАВО
Введение. 2. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
I. ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА.
3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
4. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ЦЕРКОВНОГО ПРАВА
5. ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ДОНИКЕЙСКОЙ ЭПОХИ
6. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
7. ЗАПАДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
8. ИМПЕРАТОРСКИЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИК ЦЕРКОВНОГО ПРАВА
9. КОДИФИКАЦИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ЦЕРКОВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ В ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
10. ЗАПАДНЫЕ СБОРНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
11. ИСТОЧНИКИ И СБОРНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ВИЗАНТИИ X-XV ВЕКОВ
12. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И СБОРНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА ЭПОХИ ТУРЕЦКОГО ИГА И НОВОГО ВРЕМЕНИ
13. ЦЕРКОВНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ БАЛКАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ
14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА
15. ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ
16. ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА НОВЕЙШЕЙ ЭПОХИ
17. ИСТОЧНИКИ ПРАВА КАТОЛИЧЕСКОЙ И ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ
II. СОСТАВ И УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ
18. СОСТАВ ЦЕРКВИ
19. ВСТУПЛЕНИЕ В ЦЕРКОВЬ
20. ИЕРАРХИЯ. ПОСТАВЛЕНИЕ КЛИРИКОВ
21.ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ СВЯЩЕНСТВА. ПРЕПЯТСТВИЯ К ПОСВЯЩЕНИЮ
22. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ КЛИРИКОВ
23. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ
24. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КЛИРИКОВ
25. МОНАШЕСТВО. МОНАСТЫРИ
III. ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 26. ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ В ЦЕРКВИ
27. ЦЕРКОВЬ И ТЕРРИТОРИЯ. ЦЕРКОВНАЯ ДИАСПОРА. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
28. ОБРАЗОВАНИЕ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
29. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВАХ
30. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ ДО КОНЦА XVII ВЕКА
31. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ В СИНОДАЛЬНУЮ ЭПОХУ
32. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-1918 ГОДОВ О ВЫСШЕМ ЦЕРКОВНОМ УПРАВЛЕНИИ
33. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1988 ГОДЫ
34. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С 1988 ПО 2000 ГОД
35. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ «УСТАВУ» 2000 ГОДА
36. УСТРОЙСТВО ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ
37. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ343
38. САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ ЦЕРКВИ И ЭКЗАРХАТЫ
39. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КАНОНИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
40. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
41. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ «УСТАВУ»
42. ПРИХОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КАНОНИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
43. ПРИХОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
44. ПРИХОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ «УСТАВУ»
IV. ВИДЫ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ
45. ВЛАСТЬ УЧЕНИЯ
46. ВЛАСТЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ
47. ХРИСТИАНСКАЯ СМЕРТЬ
48. КАНОНИЗАЦИЯ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ
49. ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
50. ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАДЗОР
51. ЦЕРКОВНЫЙ СУД
52. ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
V. БРАЧНОЕ ПРАВО ЦЕРКВИ
53. ТАИНСТВО БРАКА
54. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
55. ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
56. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК. ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
57. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
VI. ЦЕРКОВНОЕ ИМУЩЕСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВЕНСТВА
58. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЦЕРКВИ
59. ОБЪЕКТЫ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА
60. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВЕНСТВА
VII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ИНОСЛАВНЫМИ ЦЕРКВАМИ, НЕХРИСТИАНСКИМИ РЕЛИГИЯМИ И С ГОСУДАРСТВАМИ
61. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ИНОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ
62. ЦЕРКОВЬ И НЕХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИИ
63. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
64. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
65. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
66. ПРАВОВОЙ СТАТУС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
67. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
ПРИМЕЧАНИЯ[/cut]
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|
PKL
|
Дата: Суббота, 10.01.2015, 21:18 | Сообщение # 7
|
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
|
Церковный Устав великого князя Ярослава Мудрого
(текст приводится по изданию: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995)
Се аз, великый князь Ярослав, сын Володымеров, по данию отца своего съгадал семь с митрополитом Ларионом, сложил есми греческый Номоканон, иже не подобаеть сих тяжь судити князю и бояром, дал есми митрополиту и епископом те суды, что писаны в правилех, в Номоканонах, по всем городом и по всей области, где христианьство.
Аще кто умчить девку или насилить: аще боярьская дочка, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а менших бояр — гривна золота, а митрополиту гривна золота; а добрых людей — за сором ей 5 гривен серебра, а митрополиту 5 гривен серебра; а на умычницех — по гривне серебра митрополиту, а князь казнит.
Аще кто пошибаеть боярьскую дочку или боярьскую жону, за сором ей 5 гривень золота, а митрополиту 5 гривень золота; а меньших бояр — гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людий — 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чяди — 15 гривен, а митрополиту 15 гривен, а князь казнить.
Аще пустить бояринь велик жону без вины, за сором ей 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен злата; а нарочитых людий — 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чяди — 15 гривен, а митрополиту 15 гривен.
Аще в отца и в матере дочка девкою детяти добудеть, обличив ю, понята в дом церковный; такоже и жонка, а ним ю род окупить.
Аще девку умлъвит кто к собе и дасть втолеку, на умлъвъници митрополиту 3 гривны серебра, а девце за сором 3 гривны, а на толочанех по рублю; а князь казнить.
Аще муж от жоны блядеть, митрополиту у вине.
Аще мужь оженится иною жоною, с старою не роспустився, мужь той митрополиту у вине, а молодую в дом церковный, а с старою жиги. Аще же не лихый недуг болит: или слепота, или долгая болезнь,— про тое не пупустити; такоже и жене нелзе пустити мужа.
Аще жена у мужа крадеть, а обличить ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнить; про то не разлучити.
Аще клеть покрадет, такоже творят над нею.
Аще девка засядеть: великых бояр — митрополиту 5 гривен золота; а менших бояр — митрополиту гривна золота; а нарочитых людий — 12 гривен серебра, а митрополиту 12 гривен; а простой чяди — гривна серебра, а митрополиту гривна серебра.
Аще поидеть жона от своего мужа за иный мужь, тую жону поняти в дом церковный, а новоженя митрополиту у продажи.
Аще кум с кумою блуд сотворить, митрополиту гривъна золота и в опитемьи.
Аще кто зажьжеть двор, или гумно, или что иное, митрополиту 100 гривен, а князь казнит.
Аще кто с сестрою съгрешить, митрополиту 100 гривен, а у в опитемии и в казни по закону.
Аще ближний род поимется, митрополиту 8 гривень, а их разлучити, а опитемью да приимуть.
Аще две жене кто водить, митрополиту 40 гривень; а котораа подълегла, тую понята в дом церковный, а первую дръжати по закону; а иметь лихо водити, казнию казнити его.
Аще муж и с женою по своей воли распустятся, митрополиту 12 гривень; а будут невенчалныи — митрополиту 6 гривень.
Аще жидовин или бесерменин с рускою будеть иноязычници, митрополиту 8 гривень, а руска понята в дом церковный.
Аще кто еьблудит с чрьноризицею, митрополиту 100 гривень; а с животиною 12 гривень, а в опитемью вложит.
Аще свекорь с снохою съблюдит, митрополиту 100 гривен, а опитемья по закону.
Аще кто с двема сестрами падется, митрополиту 30 гривен.
Аще и с мачехою кто съблудит, митрополиту 40 гривень.
Аще два брата будуть с одиною жонкою, митрополиту 100 гривень; а жонка в домь.
Аще девка не восхочеть замуж, а отец и мати силою дадуть, а что сътворить над собою, отец и мати митрополиту у вине, а исторь има платити; такожь и отрокь.
Аще кто зоветь чюжюю жону блядью: великых бояр — за сором ее 5 гривень золота, а митрополиту 5 гривень, а князь казнит; а будеть менших бояр — за сором ее 3 гривны золота, а митрополиту 3 гривны золота; а будеть городскых людий — за сором ее 3 гривны серебра, а митрополиту Ъ гривны серебра; а сельскых людий — за сором ее гривна серебра, а митрополиту гривна серебра.
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить.
Аще мужь иметь красти конопли, или лень, или всякое жито, митрополиту у вине, с князем на полы; також и жонка, аще иметь то красти.
Аще муж крадет белый порты, или полотна, или портища поневы, також и жонка, митрополиту у вине, с князем на полы.
Аще имет красти свадебное и огородное, бои и убийства, а что учинитися д[у]шегубьство: платить винну, князю с митрополитом на полы.
Аще про девку сыр будеть краань, за сыр гривна; а што егеря заплатять, а митрополиту 6 гривень, а князь казнит.
Аще мужа два бьются женски или вкусить, или одереть, митрополиту 3 гривны.
Аще мужь бьеть чужую жону, за сором ей по закону, а митрополиту 6 гривень, а князь казнит.
Аще сын бьеть отца или матерь, казнить его волостельскою казнию, а митрополиту у вине.
Аще девка въсхощет замуж, а отець и мати не дадуть, а что сътворить, митрополиту у вине отець и мати; такожь и отрок.
Аще чрьнець, или чрьница, поп, или попадиа, или проскурница впадут во блуд, тех судить митрополиту опрочь мирянь, во что их осудить волень.
Аще поп или чрънец упиются без времени, митрополиту у вине.
Аще чрънець или чръница рюстрижется, митрополиту у вине, во что их обрядит.
А что деется в домовьных людех, и в церъковных, и в самех манастырех, а не уступаются княжий волостели в то: да ведають их митрополичьи волостели, а безатщина их митрополиту поидеть.
Аще две жене бьетеся, митрополиту 6 резань на виноватой.
Аще без вины свекорь биеть сноху или деверь ятров, то платять ей по закону, а митрополиту 6 гривень.
Аще что кто поганое ясть у своей воли, или медведину, или иное что поганое, митрополиту у вине и в казни.
...ще поп дитя крестить у чюжем уезде или иное что священическое, разве и нужа, и болезни, митрополиту у вине. С некрещенным, а иноязычьником от нашего языка, с некрещеными ни пити, ни ести; доколе же крестяться; аще кто ведаа ясть и пиетъ, да будеть митрополиту у вине.
Аще кто с отлученым ясть и пиеть, сам отлучен будеть.
Аще кто с бесерменкою или с жидовькою блуд сьтворить, а не лишится, от Церкви да отлучится и от христиан, а митрополиту 12 гривень.
А теми винами разлучит мужа с женою:
1 вина. Аще услышите жона от иных людей, что думають на царя или князя, а она мужу своему не скажете, а опосле объяснится,— разлучити.
2 вина. Аще застанете мужь свою жону с прелюбодеем или како учинить на нее исправу с добрыми послухы,— разлучити. Аще думаете жона на своего мужа или зелием, или иными людми, или пакь иметь ведать, что хотят мужа ея убита, а она мужу своему не скажете, а опосле объяснится,— разлучить.
3 вина. Аще жена без своего мужа иметь ходити, или пити, или ясти, а опрочь своего дому иметь спати, а потом объясниться,— разлучити.
4 вина. Аще иметь жона ходити по игрищом или во дни, или в нощи, а мужь иметь усчювати, а она непослушаете,— разлучити.
5 вина. Аще ведет жона мужа своего покрасти клеть или товарь, или сама покрадет да иным подаете, или иметь ведати, што хотять церковь покрасти, а она мужу своему не скажете,— разлучити.
Доброй охоты всем нам!
|
все сообщения
|
|
|
|