Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная| Форум Дружины
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: ber5  
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » Священники в Русской Армии
Священники в Русской Армии
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 07:49 | Сообщение # 1
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
Из истории военного духовенства
Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.
С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство - православным.
Испокон веков и по сей день воины считают своими покровителями Великомученика Георгия Победоносца, выдающегося полководца и государственного деятеля Древней Руси благоверного князя Александра Невского, князей-полководцев Дмитрия Донского, равноапостольного князя Владимира и его сыновей воинов-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также многих других.
Не случайно само слово "воин" в церковном языке имеет особое значение, высокий смысл. Особое внимание и уважение Церкви к военной профессии во многом обусловлено жертвенным характером воинской службы и связанных с нею тяготами, лишениями; ее высокой значимостью для Отечества и святостью как высшим проявлением воинского духа. В этом смысле весьма характерно, что и в военном, и в церковном обиходе ярчайшее проявление жертвенного служения именуется одинаково - подвигом. А подвигом, как известно, может быть не только мгновенный взлет героического духа, но и терпеливое будничное несение жизненного креста...
Славянские православные дружины именовались "христолюбивым воинством". История сохранила нам немало примеров, которые свидетельствуют о христолюбии православных солдат и офицеров, о решающем значении в из мировоззрении и в образе жизни христианской веры, равно как и о патриотизме Матери-Церкви. С церковным благословением, под святыми знаменами, заступаемые иконами, хранимые молитвенным покровом Божией Матери и заступничеством святых покровителей, шли они на правый бой.
Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества.
До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).
Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством.
Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности.
В XVIII веке Церковь и войско образовали единый организм под эгидой государства. Созданный Петром I корпус военных священников органично влился в структуру Российской армии и флота, которые были православными не только по духу своему, но и по форме: православная атрибутика пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов. Не случайным было и то, что имена святых, особо почитаемых на Руси, носили также и ордена: святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, святой Анны, святого Великомученика Георгия Победоносца. Священной для воина была присяга, ритуал принятия которой имел религиозный характер.
Несомненно, что религиозно-нравственному и идейному формированию "христолюбивого воинства" решающим образом способствовала православное догматическое трактование проблем войны и армии. Понимание войны как религиозно-политического явления создавало идеологический фундамент военной политики России и обусловливало правомерность применения военной силы в правом деле.
Определяя войну вообще как бедствие и несомненное зло, Православная Церковь во все времена объявляет войны в защиту Отечества священными. Погибшие в освободительной войне совершают подвиг жертвенной любви, ибо "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 13).
С развитием армии и флота развивалась и совершенствовалась организационная структура и деятельность военного и морского духовенства. Если первоначально оно подчинялось епархиальному священноначалию, то при императоре Павле I в 1800 году управление военным духовенством было обособлено от епархиального. Руководство армейским и флотским духовенством было сосредоточено в деятельности полевого обер-священника (позже главного священника) армии и флотов, который имел право личного доклада Императору. Обер-священники обязаны были наблюдать за службой и поведением полковых и корабельных священников, заботиться об охране и расширении их прав, преимуществ и материальном обеспечении, ходатайствовать о награждении достойных и назначении уволенным пенсий и пособий, наблюдать за расходованием церковных денежных сумм.
Основная работа по религиозному и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих проводилась полковыми священниками. В назначенный командиром час они обязаны были совершать богослужения в полковых церквах в воскресные и праздничные дни, совершать Таинства и требы, научать воинов истинам православной веры и благочестия, проводить беседы и чтения, утешать больных в лазаретах.
Однако не только под сенью храмов и в тиши казарм духовно окормляли свою паству армейские и флотские священники. Они были рядом с воинами в боях и в походах, делили с солдатами и офицерами радость побед и скорбь поражений, все тяготы военного времени. Они благословляли идущих в бой, воодушевляли малодушных, утешали раненых, напутствовали умирающих, провожали в последний путь погибших. Они были любимы армией и необходимы ей.
Отечественная война 1812 года потребовала от народа и монархии чрезвычайного напряжения всех духовных и физических сил для отпора армии Наполеона, не имевшей доселе равных в Европе.
Главнокомандующим Русской армией был назначен князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - выдающийся полководец и благочестивый христианин. Со ступеней Казанского собора, поклонившись Казанской иконе Божией Матери, он отправился в войска.
По воспоминаниям очевидцев, в канун Бородинской битвы все воинство вместе с князем Кутузовым усердно молилось перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы о даровании победы. Стотысячная армия воссылала свои молитвы к Царице Небесной о защите и покровительстве.
Истории известно множество примеров мужества и самоотверженности, проявленных военными пастырями в боях и походах Отечественной войны 1812 года. Так, священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в сражении при Бородине шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен. Несмотря на ранение и сильную боль, он остался в строю и выполнял свои обязанности.
Священник Финляндского драгунского полка Алексей Стратонович участвовал в сражениях с французами под Полоцком и при местечке Ушачи. Перед атаками он выезжал впереди полка с крестом в руках, ободрял и воодушевлял воинов, напоминая им о долге и присяге. За свои подвиги он был награжден тремя наперсными крестами: "Из кабинета Его Величества", на Георгиевской ленте и от Святейшего Синода.
Священник 19-го егерского полка Василий Васильковский 15 июля 1812 года в сражении под Витебском шел впереди боевых порядков, благословляя полк крестом. Во время боя он находился в самом его центре, воодушевляя сражавшихся и напутствуя умирающих. Получив ранение в голову, отец Василий не оставил поля боя. От неприятельской пули его спас крест, висевший на груди. Отличился священник Василий Васильковский и в тяжелом бою под Малоярославцем. По представлению Главнокомандующего, он был награжден орденом святого Великомученика и Победоносца Георгия II степени.
Очередным тяжелым испытанием крепости народного духа и мужества русского воинства стала Крымская война 1853-1856 годов. Одним из наиболее отличившихся в этой войне священнослужителей был старший священник Могилевского пехотного полка протоиерей Иоанн Матвеевич Пятибоков. В марте 1854 года, переправившись через Дунай, полк был встречен сильным неприятельским огнем. Потери полка оказались значительными, и противник стал теснить русских солдат. В самый критический момент боя отец Иоанн, возложив на себя епитрахиль и взяв в руки крест как знамение победы, вышел впереди цепей, осенил им воинов и воскликнул: "С нами Бог, ребята, и да расточатся враги Его!.. Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу Святой Церкви, в честь Государя и на утешение нашей матушки России!".
Вслед за этими словами пастырь в первых рядах ринулся на врагов. Воодушевленные примером своего духовного отца, солдаты дружно обрушились на турок. Во время атаки отец Иоанн, осеняя воинов крестом, одним из первых взошел на стены укрепления. При этом отважный пастырь был дважды ранен. Часть креста, который он держал в руке, была отбита пулей, а епитрахиль разорвана картечью. Геройский штурм турецких укреплений закончился полной победой над врагом. За этот подвиг отец Иоанн был награжден орденом святого Георгия IV степени.
Героически вел себя этот же пастырь и во время одиннадцатимесячной осады Севастополя.
Примером мужества и верности долгу в Отечественной войне стал подвиг другого военного пастыря Иоанникия Савинова, состоявшего на службе в 45-м флотском экипаже. В критический момент боя отец Иоанникий в епитрахили, с поднятым крестом и с громким пением молитвы пошел в бой впереди солдат. Воодушевленные солдаты стремительно ринулись на неприятеля, пришедшего в замешательство. Один из французов, опомнившись, бросился на безоружного пастыря, пытаясь заколоть его штыком, но не успел, ибо сам был убит. От штыка пострадали лишь епитрахиль и рукав рясы священника. В результате неприятель бежал.
Будучи на перевязочным пункте, отец Иоанникий был контужен вражеской пулей, попавшей в его наперсный крест. За подвиг отец Иоанникий был награжден орденом святого Георгия IV степени. Из числа двухсот военных пастырей - участников Крымской войны - двое были награждены орденами святого Георгия IV степени; 93 пастыря - золотыми наперсными крестами, в том числе 58 человек - крестами на Георгиевской ленте; 29 военных священников были награждены орденами святого Владимира III и IV степени.
Военные пастыри были верны доблестным традициям армейского и флотского духовенства и в последующих войнах.
Так, во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов особо отличился священник 160-го пехотного Абхазского полка Феодор Матвеевич Михайлов. Во всех сражениях, в которых принимал участие полк, отец Феодор был впереди. При штурме крепости Карса пастырь с крестом в руке и в епитрахили, находясь впереди цепей, был ранен, но остался в строю.
Полковой священник Феодор Михайлов был широко известен в войсках своей необычайной храбростью. За отличия в боях он был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, а также орденами святой Анны II степени с мечами и святого Владимира IV степени с мечами.
Образцы героизма и мужества показали военные и флотские священнослужители во время русско-японской войны 1904-1906 годов. Как и прежде, священнослужители стояли плечом к плечу с воинами. Лучшее подтверждение их мужества - сухие строки документов. Так, в одном из приказов по войскам за 1904 год указывалось: "Священник 5-го Восточно-Сибирского полка А.Мшанецкий, эскадренного миноносца "Победа" иеромонах Никодим и крейсера 1-го ранга "Баян" А. Куньев 18 и 19 ноября во время боя... служили в редутах и окопах молебны, обходили войска и кропили их святой водой и давали прикладываться ко кресту. Своим появлением и своими действиями они утроили дух гарнизона...".
Известно множество других примеров самоотверженной деятельности военных священников во время боев.
О массовой доблести военных священников в годы первой мировой войны свидетельствовали и многочисленные факты их награждения за боевые заслуги.
К концу 1915 года военных священников насчитывалось 2 тысячи, а всего их было в армии свыше 5 тысяч. Из них в годы первой мировой войны (по далеко не полным данным, и только до 1916 года) было награждено свыше 1500 человек. Так, если за все время существования Георгиевского креста до первой мировой войны этой высшей воинской награды было удостоено только 4 военных священника, то за лишь за 1914-1915 годы их насчитывалось уже 14 человек. За этот же период военным пастырям было вручено 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов святого Владимира III степени с мечами, 203 ордена святого Владимира IV степени с мечами, 304 ордена святой Анны II степени с мечами и 239 орденов святой Анны III степени с мечами.
Четыре с половиной тысячи представителей военного духовенства пали смертью храбрых или были искалечены на войне.
Возрождение миссии православного духовенства в вооруженных силах становится в наши дни не только заботой о будущем, но также и данью благодарной памяти военным священнослужителям - добрым воинам Христовым.

И.В.Оржеховский,
профессор Белорусского государственного университета,
историк
 все сообщения
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 08:03 | Сообщение # 2
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
Под рясою у них была тельняшка
290 лет назад последовало высочайшее повеление государя: "в Российском флоте содержать на кораблях и на других военных судах 39 священников" - апрель 1717 года

Первое упоминание о корабельной службе священников относится к 1704 году. Адмиралом Крюсом тогда была произведена "Роспись офицерам матросам и другим членам, которым следует для совершенного вооружения "семи галер, ста бригантин", в которой он сетует на недокомплект штата... попов: надлежало их иметь 10, "а налицо только два"". В апреле 1717 года последовало уже высочайшее повеление Государя: "В Российском флоте содержать на кораблях и на других военных судах 39 священников".
А в Морском уставе 1720 года были расписаны и их обязанности: "отправлять службу Божию по надлежащему", посещать и утешать больных и "подавать капитану о состоянии, в каком их обрящет", а также "поучение словесное или на письме читать". Так к романтике моря и тяготам службы флотской приобщились те, кому надлежало участь моряков облегчить во дни мира и разделить - в войне.
Корабельные, как, впрочем, и все войсковые священники должны были помнить две истины: война решает участь государства, а исход сражений зависит от воли Всевышнего и напряжения сил народа. С тем и шли они в матросский кубрик, корабельные кают-кампании, лазареты и на броневые палубы. Будучи некомбатантами, они должны были словом и личным примером вдохновлять воинство на победу.
"Призывали" монахов на флот, в основном, из Александро-Невской лавры, хотя не воспрещалось и приходским священникам нести слово Божие морякам. Предпочтение отдавалось вдовцам, ибо, подавая пример, священник не имел право часто сходить с корабля - не более одного раза в неделю, да и то только до наступления темноты. С началом боя священнику надлежало находиться в пункте приёма раненых, помогать и исповедовать уходящих в мир иной. Известный по Цусиме священник крейсера "Рюрик" Андрей Конечников (Оконечников) в ходе сражения, помимо этих обязанностей, ещё и подавал снаряды. А затем доставил из японского плена донесение о слабых местах вражеского флота и причинах нашего поражения. Другой священник - отец Антоний - 29 октября 1914 года, как и надлежит настоящему моряку, отказался покинуть горящий минный заградитель "Прут" и погиб вместе с кораблём. Его имя, как и многих других священнослужителей флота, было высечено на плитах храма Спаса-на-Водах, что был некогда в Санкт-Петербурге, рядом с именами погибших моряков.
Немало монахов, носивших под рясой тельняшку, имели ратные награды. Как, например, отец Иоанникий I (Савинов) из 45-го флотского экипажа. 11 марта 1855 года он встал в цепь и молитвою поддержал дрогнувшую атаку, за что был награждён солдатским Георгием IV степени.
Кстати, что касается проповедей. В отличие от пришедших на смену во флотские экипажи политзанятий и политинформаций, проповедь не должна была длиться более десяти минут, а лучшие из них отмечались специальной премией и публиковались в печатном органе военных пастырей - "Вестнике военного и морского духовенства".
Первым обер-священником армии и флота был Павел Яковлевич Озерцковский, последним (должность его уже называлась протопресвитер) - Георгий Иванович Шавельский. В военном табеле о рангах этот чин приравнивался к генерал-лейтенантскому. Кроме того, главный военный священник имел право личного доклада Императору.
Священники на флоте. XXI в.

Сегодня колесо истории вновь сблизило представителей флота и церкви. Первая их встреча произошла по печальному поводу. В 1990 году в Ленинграде в Николо-Богоявленском соборе, где прежде было велено ежегодно служить молебен в честь победы флота при Чесме, прошла панихида по морякам, погибшим на атомной подводной лодке "Комсомолец". Кроме этого, архимандрит Санкт-Петербургской Духовной академии Августин (Никитин) стал первым в наше время духовным отцом, которому выписали морской паспорт и зачислили на судно. В рамках миссии "Золотой век" отец Августин принял участие в экспедиции "Паломничество", - организованной петрозаводским клубом "Полярный Одиссей". Три деревянные ладьи, созданные по древнерусским образцам - "Вера", "Надежда", "Любовь", - посетили летом 1990 года 15 портов пяти средиземноморских стран. Паломники побывали у Храма Гроба Господня, получили возможность прикоснуться к истокам древнегреческой, древнеримской культур и христианской религии. Все путешественники были крещены во время плавания отцом Августином.
В честь 1000-летия Крещения Руси отец Августин совершил восхождение на Эльбрус, став первым и здесь, среди лиц духовного звания.
И хотя до введения должности корабельного священника сейчас ещё далеко, не нужно забывать, что служили они верой и правдой прежде всего России и флоту, как и корабли, наречённые именами монахов, - "Осляби" и "Пересвет", средства на строительство которых были перечислены в том числе и Русской Православной Церковью.

 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 08:32 | Сообщение # 3
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Предложу в дополнение поста Старого несколько фотографий священников, награжденных орденами






Прикрепления: 9734920.jpg(74.5 Kb) · 1200868.jpg(160.6 Kb) · 3366783.jpg(87.0 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 08:46 | Сообщение # 4
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
ber5, можешь частично расшифровать награды? и есть ли среди них боевые? вижу что есть по-моему на посл - Владимир с мечами? но я не спец...
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 09:02 | Сообщение # 5
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
На 1-м фото - у архимандрита Св.Владимир 3-й и 4-й степени и Св.Анна 3-й степени
На 2-м фото - епископ Омский и Семипалатинский Гавриил. Св.Анна 1 степени, Св.Владимир?
На 3-м фото - у епископа Св.Владимир 2 степени и Св.Анна


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 09:04 | Сообщение # 6
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
да, такие награды просто так не даются... это не Георгий, но все равно.....
 все сообщения
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 09:04 | Сообщение # 7
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
Quote (ber5)
На 3-м фото - у епископа Св.Владимир 2 степени и Св.Анны

Георгий четвертой степени. (кажется)
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 09:10 | Сообщение # 8
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (Старый)
Георгий четвертой степени. (кажется)

Нет, это Св.Владимир (цвет ленты и знака ордена)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 09:14 | Сообщение # 9
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (ber5)
На 1-м фото - у архимандрита Св.Владимир 3-й и 4-й степени и Св.Анна 3-й степени

4 степени - это почти георгий 4 степени (ценился чуть ниже, но все равно)
 все сообщения
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 09:18 | Сообщение # 10
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
да, это он.
 все сообщения
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 09:19 | Сообщение # 11
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
Кто эти Люди.
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 09:20 | Сообщение # 12
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (Кержак)
это не Георгий, но все равно

Да, конечно, тема-то вообще о гвардии))
Если говорить о военных подвигах, то вот фото священника (иеромонах, если не ошибаюсь) с боевыми орденами.
Св.Анны 2-х степеней и Св.Владимира с мечами


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 09:23 | Сообщение # 13
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Почему-то не прилепилась фота((-


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 09:25 | Сообщение # 14
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
думаю, посты по священникам и тд - логичнее выделить в новую тему
а здесь, ты прав ber5, о русской гвардии
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 09:30 | Сообщение # 15
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (ber5)
Почему-то не прилепилась фота((-

какой у нее вес?
 все сообщения
СтарыйДата: Вторник, 08.03.2011, 09:32 | Сообщение # 16
Темник
Группа: Авторы
Сообщений: 500
Награды: 8
Статус: Offline
В 1914–1917 годах священнослужители часто возглавляли пешие и конные атаки, но без оружия, только с крестом в руках. Во время русско-японской войны погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не меньше 10 человек. Выявленные нами данные говорят о том, что к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек. В Первую мировую войну к 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей.

Говоря о наградах духовенства, следует сказать, что к началу XX века порядок наград белых священнослужителей выглядел следующим образом: набедренник; фиолетовая скуфья; фиолетовая камилавка; наперсный крест от Святейшего Синода; орден святой Анны 3-й степени; сан протоиерея; орден святой Анны 2-й степени; орден святого Владимира 4-й степени; палица; орден святого Владимира 3-й степени; золотой наперсный крест из кабинета Его императорского величества; золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его императорского величества; орден святой Анны 1-й степени; митра. Для иеромонахов из вышеперечисленных наград исключались скуфья, камилавка, сан протоиерея и добавлялся сан игумена (дававшийся после получения ордена святого Владимира 4-й степени) и сан архимандрита (дававшийся после получения палицы или ордена святого Владимира 3-й степени). Благодаря наличию «духовных» наград (скуфьи, наперсного креста и т.д.), военные священники могли иметь значительное количество отличий и даже превосходить в этом показателе офицерский состав.

 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 09:59 | Сообщение # 17
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline

Вот, получилось. Сжал и переформатировал. Формат (точечный рисунок) не подходил



Прикрепления: 1210885.jpg(66.2 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.03.2011, 10:07 | Сообщение # 18
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Священник казачьего полка. Полный кавалер ГК и Георгиевская медаль!



Прикрепления: 8251897.jpg(46.4 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 08.03.2011, 10:36 | Сообщение # 19
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
какие люди.....
это ЛЮДИ
 все сообщения
curserДата: Вторник, 08.03.2011, 19:05 | Сообщение # 20
Живопыра
Группа: Станичники
Сообщений: 1734
Награды: 18
Статус: Offline
"ВЕДОМОСТИ"
из № 1 за 1703 год

Из Олонца пишут. Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свойские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумерскую, и Керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а что взял запасов и пожитков он, поп, и тем удовольствовал солдат своих. А достальные пожитки и хлебные запасы, коих не мог забрать, все пожег. И Соловскую мызу сжег и около Соловской многие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же. А на вышеписанных заставах, по сказке языков, которых взял, конницы шведской убито 50 человек, пехоты 400 человек; ушло их конницы 50, пехоты 100 человек, а из попова войска только ранено солдат два человека.

На Москве 1703 генваря в 2 день




Прикрепления: 6345009.jpg(108.7 Kb)
 все сообщения
ber5Дата: Среда, 09.03.2011, 16:49 | Сообщение # 21
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Вот так поп Иван! Вот это пастырь! Молодца, знатно повоевал!


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Суббота, 11.06.2011, 10:52 | Сообщение # 22
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Освежу тему.
На фото священник 55-го Сибирского стрелкового полка
отец Онуфрий с боевыми наградами. Фото 1916 года




Прикрепления: 4241843.jpg(163.0 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
PKLДата: Суббота, 11.06.2011, 11:55 | Сообщение # 23
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
взято - отсюда

Корабельные священники на рубеже XIX-XX веков.



Со времен Императора Петра Великого институт флотского духовенства вел свою славную историю, неразрывно сопряженную с героическими буднями военно-морского флота Российской империи. Затруднительно указать точную дату появления на военных кораблях особых священнослужителей. Хотя в письме адмирала К. И. Крюйса, датированным 1704 годом, упомянуты двое батюшек из десяти требуемых «для совершенного вооружения» флотилии из семи галер и ста бригантин, в других письменных источниках того времени сведений о судовом духовенстве не обнаружено. «Точно так же в Царском Указе от 26 января 1713 года о комплекте чинов Флота и размере содержания их, где перечисляются все служащие на кораблях, о корабельных священниках не упоминается. Но в апреле 1717 года последовало Высочайшее Повеление Государя: «В Российском Флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников».»(1) Царским повелением от 8 апреля 1719 года было указано иметь на каждом корабле по одному иеромонаху.

В основном флотское духовенство набиралось из иеромонахов Александро-Невского монастыря, хотя нередко на корабли направлялись и представители белого духовенства, вдовые или не имеюшие семейств. По Морскому уставу 1720 г. для надзирания за надлежащим отправлением судовыми священнослужителями своих обязанностей назначались обер-иеромонахи. После учреждения в 1721 году Святейшего Синода высший контроль за деятельностью священников военно-морских сил России осуществлялся этим ведомством.

Почти двести лет корабельные батюшки достойно несли крест пастырского служения как в повседневной деятельности, так и в пламени морских сражений. В мирное время они совершали богослужения в судовых церквях, исполняли необходимые требы, проповедовали и вели пастырские беседы с матросами. Во время же войны, не имея возможности (согласно церковным канонам) принимать участие в боевых действиях с оружием в руках, судовые священники оказывали помощь раненым, напутствовали умиравших и всеми доступными способами ободряли сражавшихся моряков. Многие священнослужители были удостоены золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте – высшей награды для отличившихся в сражениях военных священников.

Историческое развитие, формирование организационной структуры, различные аспекты деятельности флотского духовенства Российской империи более подробно изложены на страницах работ, вышедших в свет за последнее время.(2) По данной теме успешно защищена не одна диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.(3) Доступны для исследователей специализированные статьи по историографии проблем изучения истории военного духовенства, источниковедческие и библиографические труды.(4)

На рубеже XIX-XX веков институт флотского духовенства вступил в пору своего наивысшего развития, продолжавшегося до крушения имперской государственности в 1917-1918 годах. По утвержденному летом 1890 года «Положению об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомств» общее руководство священниками сухопутных и морских сил государства вверялось протопресвитеру военного и морского духовенства. Сам протопресвитер приравнивался по рангу к генерал-лейтенанту армии и подчинялся непосредственно Святейшему Синоду. Повседневной деятельности протопресвитера содействовало особое Духовное Правление (канцелярия и присутствие), члены которого утверждались Синодом.

Первым протопресвитером военного и морского духовенства России был назначен главный священник армии и флота Александр Алексеевич Желобовский (1834-1910), занимавший эту должность до самой кончины. Ему довелось сделать многое для упрочения и развития института военных священно- и церковнослужителей.(5) Достаточно напомнить, что именно ему принадлежит заслуга организации периодического издания «Вестник Военного Духовенства» (ныне возобновленного как «Вестник Военного и Морского Духовенства»).

С конца XIX столетия своей властью протопресвитер пополнял по мере необходимости флотское духовенство иеромонахами или вдовыми священниками. В основном, священнослужители на корабли назначались по просьбам командиров военных портов. По предписанию главы военного духовенства Российской империи батюшки избирались епархиальными преосвященными и во время служебной деятельности на флоте оставались в ведении пославшей их епархии, куда могли вернуться после службы.

В начале XX века духовные лица российского военного флота подразделялись на протоиереев и священников благочинных (по служебному положению равнозначных штаб-офицерам); судовых священников (приравненных к старшим обер-офицерам); диаконов и псаломщиков (тождественных младшим обер-офицерам и подпрапорщикам соответственно). Основная работа по отправлению церковных треб и религиозному воспитанию матросов ложилась на плечи судовых священников.

При увеличении штатной численности служащих на флоте лиц, совершенствовании организации военно-морских сил империи, вводе в строй новых кораблей соразмерно увеличивались штаты флотского духовенства. Так, в 1902 году приказом по Морскому ведомству (№ 51) были учреждены 15 вакансий штатных судовых священников из числа белого духовенства. В обязательном порядке священнослужители назначались только на крупные боевые корабли - эскадренные броненосцы, броненосцы береговой обороны, крейсера I-го ранга.

После состоявшегося назначения «в строевом отношении корабельный священник подчинялся командиру корабля, а по духовным вопросам - старшему священнику эскадры. Последнему духовное ведомство поручало наблюдать за исполнением судовыми священниками своих обязанностей. С разрешения флагмана старший священник осматривал на кораблях походные церкви, корабельные образа, утварь и другие предметы, имеющие отношение к богослужению. О результатах осмотров он докладывал флагману, а если имелись серьезные недостатки, то и своему духовному начальству». (6)

Вне сомнения, помещение судовой церкви было одной из святынь корабля - местом сосредоточения религиозно-духовной жизни всего экипажа. Именно здесь, возле главного киота общего судового образа, священнослужитель в полном облачении должен был (согласно ст. 1230 Морского устава) находиться при осмотре корабельных помещений Государем Императором. Именно здесь, по давней традиции военного флота, молодые матросы целовали крест и Евангелие, а затем и судовой образ-икону в подтверждение принятой ими присяги.

В каждой корабельной церкви, помимо общего судового образа и наиболее почитаемых икон, имелись и иные, поднесенные или Высочайше пожалованные экипажу иконы, а нередко и предметы богослужения или церковного обихода. Движимые религиозным чувством русские моряки на собранные средства сами приобретали различные предметы для украшения церквей своих судов. К примеру, в 1903 году в церковь эскадренного броненосца «Император Николай I» от офицеров и матросов поступили 3 «высеребренных подсвечника к местным иконам», вызолоченные люстра и 4 лампады (на общую сумму 255 рублей). (7)

Командиром военного корабля, на котором имелась судовая церковь, обязательно «из числа офицеров или корабельных чиновников Морского ведомства назначался ее ктитор, отвечавший за внешнее убранство церковного помещения и расходование казенных церковных сумм, а из унтер-офицеров - церковник, следивший за чистотой в церковной каюте. Кроме того, из числа матросов назначался хор певчих, которые два раза в неделю с разрешения командира корабля собирались на спевку». (8)

Подбор певчих и руководство хором их возлагались на судового священника как практически единственного члена экипажа, обязанного досконально знать тонкости церковно-певческого дела. Также под руководством батюшки (согласно ст. 920 Морского устава) ежедневно пелись всей командой общие утренняя и вечерняя молитвы. «Только тот, кому довелось слышать вечернюю молитву на русских военных судах, только он знает, как в вечерней тишине величественно льются звуки, из полной груди сотен молодых людей, этого стройного хора: «Отче наш, иже еси на небесех»» - отмечено в воспоминаниях потрясенного современника. (9)

В день подъема флага перед началом похода в 10 часов утра в судовой церкви начиналось служение обедни и молебна, а над кораблем на это время поднимался особый «молитвенный флаг». В ходе богослужения на корабле соблюдалась возможная тишина, и все приказания отдавались вполголоса. Работ не производилось, вахта неслась уменьшенным составом, а приезжавшие на судно адмиралы встречались только командиром и вахтенным начальником.

Перед уходом в плавание на боевом корабле служились обедня и молебен, по окончании которого, окропив судно и флаг святой водою, батюшка приходил в кают-компанию благословить прощальный завтрак членов экипажа с их родными и знакомыми. В плавании судовой священник был обязан совершать воскресные и праздничные богослужения, торжественные молебствия и ежедневные церковные службы; отправлять иные необходимые требы и вести проповеди; наблюдать за правильным исполнением моряками церковных обрядов.

В своей каждодневной деятельности флотское духовенство руководствовалось специальной инструкцией Святейшего Синода, предписывавшей не входить в противоречие с установленным на военно-морском флоте «общим служебным порядком». Периодически публикуемые в «Вестнике Военного Духовенства» статьи рассматривали наиболее существенные стороны пастырского служения («форма и способы его выполнения») в обстановке и условиях жизни на боевом судне. (10)

Помимо регулярного совершения установленных богослужений, судовой священник постоянно вел проповеди и «вне-богослужебные беседы» религиозно-нравственного характера, проводил учет личного состава корабля по церковной линии (сообщая духовному начальству о повенчанных, умерших без завещания и т.д.). Он давал уроки Закона Божия «для неграмотной команды», осуществлял на судне миссионерскую работу среди иноверцев, обучал нижних чинов грамоте, проводил с ними просветительные беседы по русской истории и истории военного флота, содержал судовые библиотечки и наблюдал за чтением матросов в часы досуга.

Согласно согласованной с военно-морским ведомством синодской инструкции, в плавании священник обязывался поддерживать тесные отношения с офицерами корабля и уведомлять их о выявленных «неблагонадежных» матросах. Кроме того, батюшка должен был навещать арестованных моряков с целью побуждения их к раскаянию, «беседовать с нарушителями воинской дисциплины, отказывающимися принимать присягу, налагающими на себя руки. Приходилось также бороться с неграмотностью, невежеством, пьянством и прочими пороками». (11)

Перед подготовкой корабля к сражению и в ходе боя священник должен был действовать в соответствии со ст. 703 Морского устава: «Перед боем, если командир признает возможным, священник служит молебен с коленопреклонением о даровании победы, обходит палубы и окропляет корабль и команду святою водою. Во время сражения он должен находиться при раненых, подавая им возможное пособие и утешение, исповедовать и причащать умирающих и тяжелораненых, которые того пожелают». (12)

После выхода корабля из сражения священнослужитель продолжал помогать докторам в перевязках, утешая легкораненых и исповедуя умирающих офицеров и матросов. Когда погибшие моряки были подготовлены для захоронения в море (зашиты в парусину с прикрепленным балластом), корабельный священник совершал отпевание их. По окончание последней литии заупокойного богослужения тела погибших предавались морю под пение «Вечная память» и залпы прощального салюта. Об убитых и умерших моряках священник доносил в Синод, сообщая при этом адреса или места призыва павших, - с указанием мест проживания их семей (для последующей выдачи пособий).

Захоронение до конца исполнивших свой долг членов экипажа могло происходить и на суше. В этом случае «особо важное значение придавало флотское духовенство деятельности по отданию воинских почестей морякам, погибшим в бою, сохранению в памяти потомков имен выдающихся героев и деятелей, так как от этого зависело духовно-нравственное здоровье последующих поколений. Забота о надлежащем погребении воинов, установлении им памятников, извещении родственников погибших о времени и месте захоронения была уставной обязанностью священников, которая впоследствии стала одной из важных боевых традиций флота…» (13)

Не только за «оказанные отличия в делах против неприятеля», но и за достойное исполнение своих обязанностей в мирное время и за выслугу лет, флотские священнослужители получали различные награды, как от церковного начальства, так и от военных светских властей. По ведомству протопресвитера военного и морского духовенства батюшки поощрялись саном протоирея; «наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым»; грамотой с благословением Синода; камилавкой, скуфьей и прочими пожалованиями.

От военно-морского начальства судовые священники в мирное время получали ордена Св. Анны 2-3-ей степеней, Св. Владимира 3-4-ой степеней, золотые и серебряные медали с надписью «за усердие»,- но за заслуги в военный период полагались ордена тех же степеней уже «с мечами и бантом» и орден Св. Георгия 4-ой степени. Наиболее желаемой наградой для отличившихся в сражениях на море священнослужителей был золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, выдаваемый из Кабинета Его Императорского Величества. За особые отличия флотские батюшки получали от имени Государя золотые наперсные кресты с украшениями из драгоценных камней, золотые часы и иные ценные подарки.

В начале XX столетия флотское духовенство по служебным правам и преимуществам было уравнено с полковыми священниками, хотя и существовали расхождения в их материальном положении. К примеру, по давним морским обычаям судовой священник занимал на корабле отдельную каюту, считался гостем кают-компании, не нес расходов «по столу» и других, обязательных для флотских офицеров трат. Более подробно вопросы финансово-имущественной организации деятельности военного духовенства освещены в ряде научных работ последнего десятилетия. (14)

При проведении мер по улучшению материального положения личного состава военно-морского флота в годы правления последнего российского самодержца Николая II увеличивалось и финансовое содержание флотских батюшек. В частности, «Его Величество Государь Император, в непрестанной заботливости об избравших своим поприщем морскую службу, а также о нуждах морского духовенства, Высочайше повелеть соизволил: с 1 июля сего 1900 года ввести в действие новые табели окладов содержания строевым чинам флота и морскому духовенству». (15)

Помимо должностных окладов с различными надбавками священнослужители флота получали также «квартирные оклады» (денежное довольствие на наем квартиры, ее отопление и освещение, иные расходы), размеры которых были значительно увеличены в 1902-1903 годах. С января 1903 года проходившим службу в местностях «первого разряда» (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Владивосток и поселения Квантунской области) протоиереям и священникам благочинным причиталось по 780 рублей, судовым священникам по 544 рубля, диаконам и псаломщикам около 309 рублей и 180 рублей соответственно. (16)

Существовали и иные способы улучшения финансово-экономического положения корабельных священников. Так, 7 февраля 1905 года Император Николай II соизволил утвердить постановление Адмиралтейств-Совета «о предоставлении штатным судовым священникам из белого духовенства права на получение пособий на воспитание детей, начиная с 1-го января сего года, по правилам, утвержденным Советом для офицерских чинов». (17) Значительно улучшенное материальное положение пастырей русских моряков по сравнению с невоенным православным духовенством способствовало пополнению флота деятельными и достойными священниками.

В завершение следует отметить, что на крейсерах II-го ранга, миноносцах, канонерских лодках и иных судах военного флота Российской Империи священнослужители отсутствовали. При необходимости такие суда посещались корабельными священниками с больших кораблей, а при заходах в гавани моряки отправлялись в портовые церкви.

Сергей Викторович Самохвалов,
член Императорского Русского Исторического общества.


[cut=Примечания]1) Смирнов А. «Из истории флотского духовенства: Формирование корпуса священнослужителей на Российском Флоте при Императоре Петре Великом». // «Вестник Военного и Морского Духовенства» - М., 2004 - №1(661) - с.30.

2) «История флотского духовенства». - М, 1993; Чимаров С.Ю. «Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России в 1800-1917 гг.» - СПб, 1999; Давлетшин В.Р. «Институт военного духовенства в России (XVIII-XIX вв.): процесс введения и становления». // «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» - М., 1999- № 2 (19)- с. 23-36; Байдаков А. «История становления и развития организационной структуры православного духовенства в Вооруженных Силах Российского Государства». // «Журнал Московской Патриархии» - М, 2003 - №6 -с. 66-81; Григорьев А.Б. «Вера и Верность: очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии». - Жуковский, М., - 2005; Золотарев О.В. «Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 – 2005». Кн. 1 - 2 - Челябинск, 2006; и другие работы.

3) Байдаков А.В. «Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX – начало XX века)». – М.,1995; Кузнецов А.М. «Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII – начало XX века)». - М.,2000; и другие.

4) Котков В.М. «Военное духовенство России. Страницы истории». Кн.I - СПб., 2004 - с.7-37; Ивашко М.И. «Военное и морское духовенство России (XVIII-начало XX вв.) Историографическое исследование». - М., 2005; и другие.

5) Более подробно о его деятельности см.: Жукова Л.В. «Меры по усовершенствованию деятельности военного духовенства в начале XX в., предложенные протопресвитером А.А. Желобовским». // «Клио» - СПб., 2002- №3(18)- с. 161-168.

6) Доценко В.Д., Клавинг В.В. «Морские храмы России». - СПб., 1995- с. 14.

7) «Вестник Военного Духовенства, издаваемый по утвержденный Святейшим Синодом программе». - СПб., 1904- № 6 - с. 168.

8) Кузнецов О.Ю. «Русское военно-морское духовенство».// «Военно-морские силы России и Тульский край». Сборн. мат. науч. конф.- Тула, 1997- с. 23.

9) Ларенко П. «Страдные дни Порт-Артура». ч. 1- СПб., 1906- с. 120.

10) Например: «О пастырском служении в русском военном флоте. (Из наблюдений судового священника.)» // «Вестник Военного Духовенства … » - СПб., 1905 - №1- с.11-18; № 2 -с. 41-51.

11) Из доклада протоиерея В. Петлюченко // «Ориентир» - М., 1995- №1 - с. 23.

12) Цит. по: Новиков В.С. «Армия и Русская Православная Церковь (Военно-исторический очерк)». // «Военная мысль» - М., 1992 - №4-5 - с. 61.

13) Кузнецов А. «Духовенство и традиции флота». // «Морской сборник»- № 2- М, 2000- с. 60.

14) Фирсов С.Л. «Военное духовенство России (К вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота последней четверти XIX - начала XX столетий)». // «Новый часовой» - СПб., 1994- №2 - с. 19-24; и другие.

15) Из приказа по Морскому ведомству от 19 июня 1900 г. // Ставровский А. «О новых окладах квартирных денег военному и морскому духовенству». - СПб., 1903- с. 3

16) «Росписание квартирных окладов для священнослужителей военно-морского ведомства ». // Ставровский А.- Указ. соч.- с. 15-16.

17) Из приказа по Морскому ведомству от 12 февраля 1905 г. // «Вестник Военного Духовенства… » - СПб., 1905- № 6 - с. 162.
[/cut]



Прикрепления: 0132623.jpg(346.6 Kb)


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
PKLДата: Суббота, 11.06.2011, 12:01 | Сообщение # 24
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6520
Награды: 62
Статус: Offline
Список священников, погибших во время войны с Японией:

1-я ТИХООКЕАНСКАЯ ЭСКАДРА

1. Эск. броненосец "Петропавловск" погиб при взрыве мины 31 марта 1904 г.
№ 29. Иеромонах Алексий Раевский.

2. Крейсер 1-го ранга "Аврора"
умер от ран № 10 Иеромонах Анастасий Рунин.

2-ая ТИХООКЕАНСКАЯ ЭСКАДРА

1. Эск. броненосец "Князь Суворов" погиб в бою 14 мая 1905 г. у о-ва Цусима.
№ 38. Иеромонах Назарий.

2. Эск. броненосец "Александр III" погиб в бою 14 мая 1905 г. у о-ва Цусима.
№ 29. Суд. свящ. Александр Андреевич Недрыгайло.

3. Эск. броненосец "Бородино" погиб 14 мая 1905 г. у о-ва Цусима.
№ 33. Иеромонах Варлаам.

4. Эск. броненосец "Ослябя" погиб 14 мая 1505 г., у о-ва Цусима.
№ 25. Иеромонах Виктор Никольский.

5. Эск.. броненосец "Наварин" погиб в бою 14 мая 1905г, у о-ва Цу-сима.
№ 27. Иеромонах Кириак.
№ 28. Иеромонах Никодим.

6. Эск. броненосец "Император Николай 1" погиб в бою 14 – 15 мая 1905г. –
Иеромонах Анастасий.

7. Эск. броненосец "Генерал-адмирал Апраксин." –
Иеромонах Антоний.

СПИСОК СВЯЩЕННИКОВ, СЛУЖИВШИХ НА КОРАБЛЯХ И В ЦЕРКВЯХ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА В 1908 ГОДУ

(за исключением, служивших в Адмиралтейском соборе св. Спиридония, Севастопольском Адмиралтейском соборе, Морском Николо-Богоявленском соборе и Морском Никольском соборе в порте Императора Александра III в городе Либава)

1. Алексеев Александр Александрович: в 1905 году назначен законоучителем и настоятелем церкви Морского инженерного училища в городе Кронштадте с должности священника и законоучителя Санкт-Петербургского епархиального ведомства. В 1907 году назначен в ведомство Протопресвитера военного и морского духовенства. Награжден наперсным крестом.
2. Боголюбов Федор Александрович, протоиерей: В 1892 назначен настоятелем церкви Ревельского порта с должности священника 91-го пехотного Двинского полка, с 1894 года – настоятель домового храма Протопресвитера военного и морского духовенства в Санкт-Петербурге. Награжден орденом св. Анны 3-й степени.
3. Богословский Андрей Александрович: в 1907 году назначен священником церкви Сибирского флотского экипажа с должности 33-го Восточно-Сибирского полка. Участник русско-японской войны. Награжден орденами: св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
4. Вишняков Анатолий Арсеньевич: в 1895 году назначен священником церкви при Астрабинской морской станции на острове Ашур Аде с должности священника 6-го Закаспийского строительного батальона. Награжден наперсным крестом.
5. Высочинский Александр Николаевич: в 1899 году назначен священником церкви броненосца «Император Александр II» с должности священника и законоучителя Харьковского земледельческого училища, в 1901 году назначен священником броненосца «Ослябя», в 1902 году назначен в 5-й Закаспийский кавалерийский полк, с 1903 года – штатный судовой священник Черноморского флота. Награжден камилавкой.
6. Добровольский Петр Никитич: в 1903 году назначен священником церкви крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской» с должности священника Красносельского военного госпиталя, с 1904 года штатный судовой священник на этом же крейсере, в 1905 году прикомандирован в Морской Николо-Богоявленский собор, в 1906 году назначен священником на крейсера «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский». Участник русско-японской войны. Награжден скуфьей и золотым крестом на Георгиевской ленте.
7. Дьяков Николай Александрович: в 1894 году назначен священником церкви броненосца «Адмирал Чичагов» с должности священника Новгородской епархии, в 1894 году назначен священником парохода «Кострома» и учебного судна «Березань», в 1895 году – священником Астрабской морской станции, в 1896 году – Кушкинской резервной батареи, в 1897 году – священником на крейсер «Память Меркурия», броненосец «Не тронь меня» и крейсер «Светлана», в 1898 году – не пароход «Владимир», в 1899 году – на крейсер «Адмирал Нахимов», в 1904 году – священником 4-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка, с 1906 года – штатный судовой священник Балтийского флота. Участник русско-японской войны. Награжден Крестом на Георгиевской ленте из Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и набедренником.
8. Заводовский Алексий Александрович: в 1902 назначен священником церкви на учебном судне «Верный» с должности священника Курской епархии, в этом же году назначен священником на крейсер «Богатырь», в 1906 году назначен на учебное судно моряк, в этом же году – на учебном судне «Верный». Награжден скуфьей.
9. Знаменский Федор Иванович: в 1899 году назначен настоятелем церкви Кронштадтского морского госпиталя, в 1901 году назначен священником крейсера «Светлана», в 1902 году назначен на крейсер 1-го ранга «Генерал-Адмирал», в 1903 году – на крейсер 1-го ранга «Князь Потемкин», 1906 году на императорскую яхту «Штандарт». Награжден камилавкой и золотым крестом из Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
10. Красовский Константин Александрович: в 1900 году назначен священником Кронштадтской Морской Богоявленской церкви с должности священника Князе-Владимирского собора при Кронштадтской крепости. Награжден Наперсным Крестом.
11. Куньев Анатолий Георгиевич: в 1903 году назначен священником церкви крейсера 1-го ранга «Баян» с должности законоучителя земской школы, в 1905 году назначен священником «Синоп», в 1906 году назначен на броненосец «Ростислав» и благочинным судовых церквей практической эскадры. Участник русско-японской войны. Награжден орденами: св. Владимира 4-й степени с мечами и св. Анны 3-й степени с мечами. Награжден камилавкой.
12. Лагииевский Александр Васильевич: в 1901 году назначен священником церкви Морского и сухопутного полигонов (под Санкт-Петербургом). Награжден скуфьей.
13. Мудролюбов Василий Васильевич: в 1907 году рукоположен в священники церкви Санкт-Петербургской тюрьмы морского ведомства с должности диакона лейб-гвардии Семеновского полка. Награжден набедренником и орденом св. Анны 2-й степени.
14. Нещеритов Дмитрий Ефимович: в 1902 году назначен священником церкви крейсера «Паллада» с должности священника Черниговской епархии, в 1903 году назначен священником Квантунского флотского экипажа, в 1905 году назначен священником Севастопольского Адмиралтейского собора, с 1906 года – штатный судовой священник Черноморского флота. Участник русско-японской войны. Награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Крестом на Георгиевской ленте и камилавкой.
15. Обновленский Михаил Павлович, протоиерей: в 1900 году назначен священником церкви Бакинского порта с должности 139-го пехотного Моршанского полка, в 1906 году получил сан протоиерея и назначен благочинным Каспийской флотилии.
16. Орлов Николай Арсеньевич: в 1905 году назначен священником церкви судна № 6 с должности законоучителя земской школы, в 1905 году назначен священником крейсера «Герцог Эдинбургский», в 1906 году назначен на учебное судно «Азия». Награжден набедренником и золотым крестом из Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
17. Осмачкин Владимир Иаковлевич: в 1905 году назначен священником церкви на броненосец «Слава» с должности священника Воронежской епархии, в 1906 году назначен священником на броненосец «Цесаревич», в 1907 году назначен на учебное судно «Минин», а затем в этом же году – на крейсер 1-го ранга «Генерал-Адмирал».
18. Погодин Василий Иванович, протоиерей: в 1892 году назначен священником Кронштадтской Морской Богоявленской церкви с должности священника церкви Киевского военного госпиталя, с 1901 года настоятель Морской Богоявленской церкви, с 1905 года протоиерей.
19. Погодин Иаков Антониевич: в 1895 году назначен священником церкви Кронштадтского морского госпиталя с должности благочинного 27 пехотной дивизии. В 1901 году назначен благочинным кронштадтских военных и морских частей. Награжден орденом Анны 2-й степени.
20. Покровский Алексей Михайлович: в 1907 году назначен штатным судовым священником Черноморского флота с должности священника 2-го Закаспийского строительного батальона. Награжден скуфьей.
21. Покровский Владимир Матвеевич: в 1901 году назначен священником церкви Ревельского порта с должности священника 178 пехотного Введенского полка. Награжден камилавкой.
22. Попов Михаил Степанович: в 1907 году назначен священником церкви св. Николая Балтийского судостроительного и механического завода морского ведомства с должности священника Санкт-Петербургской епархии. Награжден камилавкой.
23. Путилин Сергей Тихонович: в 1900 году назначен священником Кронштадтской Морской Богоявленской церкви с должности благочинного Кавказской кавалерийской дивизии. Награжден наперсным Крестом.
24. Рубцов Николай Васильевич: в 1906 году назначен священником церкви Бакинского порта с должности священника 87-го пехотного Николаевского полка. Участник русско-японской войны. Награжден наперсным крестом.
25. Сербов Алексий Александрович: в 1903 году рукоположен священником Черноморского флота, до этого являлся диаконом Севастопольского Адмиралтейского собора, в 1904 году назначен священником церкви на учебное судно «Моряк», в 1906 году назначен священником на учебное судно «Николаев». Награжден набедренником.
26. Спицын Иоанн Иоаннович: в 1903 году назначен священником церкви учебного судна «Воин» с должности священника Киевского военного Николаевского собора, в 1907 году назначен священником на крейсер «Диана». Награжден серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте и камилавкой.
27. Ставропольский Александр Петрович: в 1903 году назначен священником церкви Санкт-Петербургского Калинкинского морского госпиталя с должности священника 145-го пехотного Новочеркасского полка. Награжден орденом св. Анны 3-й степени.
28. Станкевич Феодосий Филиппович: В 1901 году назначен священником церкви эскадренного броненосца «Сисой Великий» (сиенил о. Ювеналия – А.Б.) с должности священника Подольской епархии, в 1902 году назначен священником 1-го полевого госпиталя, а затем на крейсер 1-го ранга «Россия» (сменил о. Авраамия), в 1906 году – на крейсер 1-го ранга «Богатырь». Участник русско-японской войны. Награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами и скуфьей.
29. Тихомиров Александр Александрович: в 1906 году рукоположен в судовые священники Балтийского флота. До этого был диаконом Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора. В 1907 году назначен священником церкви при Дерябинских казематах Морского ведомства. Награжден набедренником.
30. Троицкий Петр Иаковлевич: в 1900 году назначен священником церкви Николаевского морского госпиталя с должности священника Бендерской крепостной церкви.
31. Удимов Дмитрий Иванович: в 1906 году назначен священником церкви крейсера 1-го ранга «Князь Пожарский» с должности священника 87-го пехотного Нейшлотского полка, в 1907 году назначен священником броненосца «Цесаревич». Участник русско-японской войны. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени и скуфьей.
32. Федоров Георгий Петрович: в 1904 году назначен священником церкви крейсера «Громобой» с должности священника Севастопольского Владимирского кафедрального собора, с 1906 года – штатный судовой священник Балтийского флота. Участник русско-японской войны. Награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами.
33. Херсонский Владимир Васильевич: в 1906 году назначен священником церкви Кронштадтского военно-морского кладбища с должности священника лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона. Награжден скуфьей.
34. Чуев Василий Иаковлевич: в 1907 году назначен священником церкви крейсера 2-го ранга «Рында» с должности священника Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка. Награжден набедренником.
35. Щеглов Александр Мефодиевич: в 1898 году назначен священником церкви крейсера «Герцог Эдинбургский» с должности священника Новгородской епархии, в 1902 году стал штатным священником этого же крейсера, в 1903 году назначен священником крейсера «Адмирал Корнилов», в 1906 году – крейсера «Генерал-Адмирал» со званием благочинного отряда судов, в 1906 году – эскадренного броненосца «Слава». Награжден наперсным крестом.
36. Щербаковский Стефан Васильевич: с 1906 года священник домового храма Протопресвитера военного и морского духовенства в Санкт-Петербурге. Прикомандирован из 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Участник русско-японской войны. Награжден орденами: св. Георгия 4-й степени, св. Владимира 4-й степени с мечами, св. Анны 2-й степени с мечами; золотым Крестом на Георгиевской ленте из кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.
37. В Никольской церкви при Кронштадтском морском манеже – по состоянию на 1908 год причт заштатный.

Из «Списка священнослужителей и церквей, состоящих в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства на 1908 год». – СПб.: Тип «Артил. Журн.», 1908. – 641 с.


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
ber5Дата: Воскресенье, 14.08.2011, 19:23 | Сообщение # 25
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Короткая история еще одного священника.
Прошу знакомиться: ветеран Восточной войны протоиерей Дамиан Амвросиевич Борщ.
В 1853 году отца Дамиана из 47 пехотного Украинского полка перевели старшим священником в 45 Азовский. С этим полком во время русско-турецкой войны он совершил поход через Молдавию и Валахию к Дунаю, а оттуда, по высадке англо-французских войск в Крыму, прибыл с полком на севастопольские высоты. 13 октября 18543 года о.Дамиан участвовал во взятии редутов под Балаклавой, 24 октября воевал у Инкермана, 5 февраля 1855 года – под Евпаторией. С 20 апреля состоял в гарнизоне Севастополя на 4 бастионе, на батарее Петрова и редуте Шварца. 7 и 8 мая участвовал вместе с полком в двукратном отражении неприятельских колонн между 4 и 5 бастионами. С 24 июля по 2 августа о.Дамиан воюет на Федюхиных высотах у реки Черной, 27 августа отражает штурм Севастополя.
Запасшись перевязочными средствами, о.Дамиан в каждом сражении, где действовал Азовский полк, всегда находился в зоне огня, под градом пуль и артиллерийских снарядов и тут же, на поле битвы, перевязывал раненых, даже и тогда, когда и сам был ранен и контужен. После боя, когда полк возвращался на бивак, о. Дамиан оставался помогать раненым и умирающим. Когда заканчивались материалы, священник рвал для перевязки раненых бойцов свою одежду.
За Восточную войну отец Дамиан был награжден золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте и орденом Св. Анны 3 степени с мечами. Позднее священник заслужил ордена Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 4 и 3 степени, четыре наперстных креста, палицу и даже митру.
По окончании войны, в начале 1856 года, протоиерей Борщ переведен из Азовского полка в Шлиссельбургский – благочинным в 4 пехотную дивизию, служил в церкви Шосткинского порохового завода, после Шостки назначен настоятелем Свеаборгского собора и благочинным Финляндского военного округа, а затем – настоятелем Санкт-Петербургского адмиралтейского собора и благочинным С-Петербургских и Новгородских церквей армейского ведомства.
Довелось отцу Дамиану служить настоятелем собора в Карсе, где он пользовался уважением не только православных солдат, но и иноверцев-магометан. После Карса, в канун своего 50-летнего служения, протоиерей Дамиан Амвросиевич Борщ был переведен настоятелем в Киевский военный Николаевский собор.
К сожалению, качественно фото этого Человека у меня нет, вот только из журнала "Разведчик" за 1896 год




Прикрепления: 6540862.jpg(110.8 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Воскресенье, 14.08.2011, 19:40 | Сообщение # 26
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
да. вот читаешь и понимаешь - Россию не победить никогда.
 все сообщения
ber5Дата: Пятница, 16.09.2011, 14:23 | Сообщение # 27
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Еще один священнослужитель-орденоносец, настоятель Покровской церкви в Ташкенте, Брицкий Григорий Яковлевич.
Участвовал в Великой войне, награжден орденами Св.Владимира и Св.Анны.

Сохранился документ о том, что отправлял своего сына Виктора в 1916 г. на учебу в ВУЗ

Некоторые данные биографии о.Григория можно увидеть в его послужном списке



Прикрепления: 5816774.jpg(325.5 Kb) · 1498160.jpg(159.1 Kb) · 5237806.jpg(159.4 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Четверг, 20.10.2011, 17:14 | Сообщение # 28
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Священник и воин Андрей Малов



«Братцы, за мной!» — отец Андрей первым поднялся в атаку, а за ним последовали стрелки. Они быстро преодолели опасное место и перекололи штыками всех засевших в садах и ближайших зданиях кокандцев. Священник Андрей Малов был в числе первых воинов, взобравшихся на стены укрепления Ташкента у Каламанских ворот. Захват этих ворот по сути дела предопределил победу российских войск над значительно превосходившими их по численности войсками кокандского хана.
Не только во время штурма Ташкента в 1865 году выделялся своим мужеством протоиерей Андрей Малов. Будучи совершенно седым в свои 50 лет от роду, отец Андрей разделял с солдатами все тяготы походной жизни, всегда поддерживая их в трудные минуты.
Во время штурма крепости Динь-Курган в 1862 году отец Андрей шел с крестом в руке во главе атакующей колонны, воодушевляя бойцов. В 1864 году священник был награжден орденом Святой Анны с мечами "за ободрение солдат под огнем неприятеля". Орденом Святого Владимира с мечами отец Андрей был награжден за штурм крепости Ниазбека, во время которого он лично вел в атаку часть охотников.
Позднее протоиреей А.Е.Малов был избран председателем распорядительного комитета по сооружению памятника погибшим при штурме Ташкента русским воинам, который воздвигли на месте братской могилы у Каламанских ворот города.


часовня у Каламанских ворот. Фото начала 20 века.

Среди погибших во время первого штурма Ташкента был и зять отца Андрея – штабс-капитан Л.Е.Коржев.
При учреждении в 1871 году Ташкентской и Туркестанской епархий, Священный Синод предложил протоиерею Андрею Малову принять иноческий постриг и возглавить Ташкентскую кафедру, но он отказался от сана первого Туркестанского епископа.
При непосредственном участии отца Андрея строился ташкентский Спасо-Преображенский собор, который называли также Военным. Первым настоятелем Военного собора и стал протоиерей Андрей Евграфович Малов.


Ташкентский Военный Спасо-Преображенский собор.

Собор был сложен из серо-жёлтого кирпича в византийском стиле и располагался на центральной площади, получившей поэтому наименование Соборной. Это было одно из красивейших зданий в Ташкенте.
В начале тридцатых годов минувшего века храм по решению советских властей был взорван. На пустующем месте некоторое время цвела клумба, а затем был установлен памятник незабвенному вождю мирового пролетариата, и площадь назвали его именем.



Прикрепления: 4116567.jpg(407.6 Kb) · 6316087.jpg(191.9 Kb) · 9507768.jpg(98.6 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Четверг, 23.05.2013, 18:25 | Сообщение # 29
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Военный мулла Дикой дивизии

Боевым подвигам православных священников, сражавшихся с оружием в руках плечом к плечу со своей паствой – несть числа. Российская империя, ведущая многочисленные войны практически со всеми своими соседями, поставила в строй и духовных наставников. Боевой орден на груди батюшки перестал быть чем-то удивительным, или даже необычным. Вместе с тем, известны случаи, когда боевыми наградами отмечались священники не только иных христианских конфессий, но даже и других религий.
Достаточно широкую известность в годы Великой войны приобрела Кавказская туземная конная дивизия, больше известная под именем Дикой дивизии. Сформированная в основном из добровольцев – уроженцев Кавказа, не подлежащих призыву на военную службу, дивизия уже в ноябре 1914 года приняла участие в боях с австрийцами. Первым командиром Дикой дивизии стал последний Всероссийский император – Михаил Александрович Романов, младший брат царствующего Николая 2-го.

На фото:Великий князь Михаил среди офицеров Дикой дивизии

Добровольцы Дикой дивизии перед отправкой на фронт


Первым полком вновь сформированной дивизии стал Кабардинский конный, в котором насчитывалось 615 всадников, из них 431 кабардинец и 75 балкарцев. Одной из особенностей Дикой дивизии было то, что штатным расписанием конных полков была предусмотрена должность полкового муллы. В Кабардинском полку им стал Алихан Шогенов.

Всадники Кабардинского полка


В начале февраля 1915 года, после тяжелых боев в Карпатах, Дикая дивизия была сосредоточена в районе города Самбора, откуда ей предстояло наступать в направлении Станиславова (нынешний Ивано-Франковск). 13 февраля Кабардинский конный полк получил приказ занять село Подгорки и оборонять речную переправу от контратакующих австрийцев, которые всеми силами стремился остановить наступление Дикой дивизии на Станиславов. В течение двух дней, 13 и 14 февраля, австрийцы вели ураганный артиллерийский огонь по позициям кабардинцев, но сбить полк с позиции и перейти в наступление так и не смогли.
В бою за Подгорки проявил отвагу и мужество мулла Кабардинского полка Алихан Шогенов, духовный наставник своих земляков-мусульман. Командир полка высоко оценил воинскую доблесть полкового кадия, который вместе с всадниками находился под шквальным вражеским огнем на позициях, ободряя и поддерживая их в трудные минуты боя, и представил его к награждению Георгиевским Крестом. В приказе командира кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Гуссейна Хана Нахичеванского отмечалось: «Кабардинского конного полка полковой кадий Алихан Шогенов, вызвавшись охотником, в бою у деревни Подгорки 13 февраля сопровождал полк и под действительным артиллерийским и ружейным огнем личным примером и словом ободрял нижних чинов». Позднее мулле-воину, которого называли одним из самых авторитетных представителей духовенства, был пожалован офицерский чин прапорщика.

Георгиевский кавалер, всадник Дикой дивизии


Дальнейшая судьба военного муллы Кабардинского конного полка Алихана Шогенова была трагической. В 1917 году в составе Российской республики был создан Союз объедененных горцев Северного Кавказа, Дагестана и Абхазии (позднее – Горская республика) и Алихан Шогенов стал членом Духовного совета от кабардинского народа.

Лидеры Горской республики


В сентябре 1918 года георгиевский кавалер Алихан Шогенов работает в примирительной комиссии, так называемом «Духовном отделе Нальчикского Окружного Народного Совета», а в ноябре этого же года его вместе с братьями расстреляли большевики.



Прикрепления: 8059381.jpg(259.0 Kb) · 5527295.jpg(266.3 Kb) · 4135984.jpg(253.2 Kb) · 2843078.jpg(232.5 Kb) · 0747513.jpg(205.6 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Четверг, 23.05.2013, 20:15 | Сообщение # 30
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
да - большевики не церемонились
уничтожение элиты - очень действенное средство борьбы
 все сообщения
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » Священники в Русской Армии
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Главная · Форум Дружины · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA · Д2
Мини-чат
   
200



Литературный сайт Полки книжного червя

Copyright Дружина © 2021