Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная| Форум Дружины
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: ber5  
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » казачьи войска
казачьи войска
ber5Дата: Четверг, 29.12.2011, 10:00 | Сообщение # 61
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
zaharovax, прежде чем постить, прочитайте правила.
Ваше сообщение удалил, поскольку оно может оскорбить других участников форума.


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 29.12.2011, 10:49 | Сообщение # 62
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Quote (ber5)
Якутский пехотный полк

Это как же я такое пропустил. Спасибо за инфу. Сейчас покопаюсь, может найду чего про ЯПП.

А то что сейчас казаки в Якутске в свои ряды принимают людей с любой национальностью - это точно. Главное следовать традициям казачества.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
PKLДата: Четверг, 29.12.2011, 11:51 | Сообщение # 63
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6519
Награды: 62
Статус: Offline
Из Висковатова «Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1901:

21 Іюля 1822 —изъ обитавшихъ въ разныхъ местахъ Сибири и состоявшихъ въ веденіи тамошняго Гражданскаго начальства малыхъ Казачьихъ и Татарскихъ командъ, учреждены полки:
… Въ Якутской области и Охотскомъ крае — Якутскій Городовый Казачій изъ Якутской, Охотской и Ижигинской Городовыхъ Казачьихъ командъ.



Къ 1826 году, все, службою обязанныя Казачьи войска, были нижеследующія:
… 5) Городовые Казачьи полки въ Сибири: Тобольскій, Сибирскій-Татарскій, Томскій, Енисейскій, Иркутскій, Забайкальскій и Якутскій.

… Правильнее и однообразнее другихъ были обмундированы и вооружены: поступившая въ 1822 году въ составъ Забайкальскаго Городоваго Казачьяго полка, Верхнеудинская Казачья Команда: существовавшiй во все продолженiе царствованiя Императора Александра I, Иркутскiй Казачiй полкъ, и отчисленная, въ 1822 году, въ Якутскiй Городовой Казачiй полкъ, Якутская Казачья команда. О войскахъ сихъ сохранились следующiя сведенiя:..
… с) О якутской казачьей команде:
Съ 1818 года - нижнiе чины сей команды начали заимствовать обмундированiе частiю отъ Иркутскаго Казачьяго полка, а частiю отъ Сибирскаго Линейнаго Казачьяго войска, имея такiя же, какъ сiе войско, куртки, съ фалдами изъ темносиняго, съ воротникомъ, обшлагами и погонами изъ краснаго сукна; темносинiя уланскiя чакчиры, съ красными лампасами и выпушкою; черные, подъ лакомъ, кожаные кушаки; черныя, суконныя казачьи шапки, съ краснымъ верхомъ и белыми: этишкетами, репейкомъ и волосянымъ султаномъ; сапоги съ железными шпорами; сабли железныя; амуницiю изъ черной, лакированной кожи, въ томъ числе лядунку съ Высочайшимъ вензелемъ изъ желтой меди. На погонахъ, накладныя изъ олова литеры: Я. К. К. (Якутской Казачьей команды). Офицеры имели вместо погоновъ серебряные жгуты; синiе, шелковые кушаки; черныя, плисовыя шапки, съ серебрянымъ приборомъ; замшевыя перчатки, лядунки и лядуночныя перевязи, съ серебрянымъ приборомъ и галуномъ, и такiе же, какъ въ регулярной кавалерiи, темляки.

1829 нояб. 15 - Всем сибирским городовым казачьим и пограничным войскам дано однообразное обмундирование общего казачьего покроя: куртки и чекмень - синие, с воротником и погонами красными и с пуговицами (у погонов) оловянными; шаровары серые с красной выпушкой; выкид или шлык у шапки, равно как помпон и репеек, синие; кушак черный, амуниция черная, пистолетный шнур, кисти и вальтрап синие, вальтрап с красной обкладкой (рис. 1269 и 1270).





Офицерам присвоены серебряные чешуйчатые эполеты с красным подбоем, синие кушаки, лядунки из черной глянцевой кожи с серебряным набором, синие вальтрапы с красной опушкой и другие отличия вообще, установленные для оф-в (рис. 1271).



Городовым п-кам и пограничным командам указано различаться между собой буквами и цифрами (у н. ч. - просечными на желтом сукне, у оф-в - металлическими, вызолоченными. В полках Тобольском - Т. Б., Сибирско-Татарском - С. Т., Томском - Тм., Енисейском - Е., Иркутском - И., Забайкальском - 3., Якутском - Я.
В пограничных командах Троицкосавского ведомства: Цурухайтуевской - Т. I., Харацайской - Т. II., Тункинской - Т. III.
В прочих пограничные командах в таком же порядке, т. е. с присоединением к букве Т цифры, присвоенной команде 1186).
1837 дек. 17 - На офицерских эполетах прибавлен, по примеру рег. войск, 4-й тонкий виток.
1840 авг. 22 - Утверждено описание обмундированию и ружью Якутского Городового Казачьего п-ка: шапка из черных мерлушек, на манер линейных казаков. Куртка из темнозеленого сукна с красным воротником и красными погонами; обшлага темнозеленые; на груди места для 10 патронов, по 5 на каждой стороне. Вместо кушака ремень сверх куртки, на нем штыковые ножны. Сума круглая, по образцу казаков, на прежней перевязи, на 20 патронов. Шаровары той же формы (темносерого сукна сибирских фабрик): за отсутствием же такого цвета в С.-Петербургском комиссариате построить из серого фабрикантского.
Ружье пехотное, с егерским погонам (рис. 1272).



1842 февр. 18 Нестроевым н. ч. Якутского Городового Казачьего полка установлено такое же обмундирование, какое 22 авг. 1840 г. было присвоено стр. его чинам, но из серого сукна и без вооружения (рис. 1273).



1844 янв. 2 - На околыше оф. фуражек, спереди, установлена металлическая кокарда, как для оф. фуражек в рег. войсках.
1849 окт. 21 - Утверждено описание обмундирования и вооружения.

Одна из немногих сохранившихся дореволюционных фотографий якутских казаков




Прикрепления: 2828582.jpg(52.2 Kb)


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 29.12.2011, 11:52 | Сообщение # 64
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Жалко только, вот вычитал. Что Якутский городовой казачий полк ни в одном бою не участвовал. Выполнял только полицейские функции. При этом относился к военным, а подчинялся МВД sad Поэтому вояки их не вооружали, а МВД не следили за войсковыми учениями.
А вот 42-й Якутский пехотный полк повоевал на славу.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 29.12.2011, 11:55 | Сообщение # 65
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
PKL, А на последнем фото. С права с низу явно сидит азиат smile


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 29.12.2011, 11:56 | Сообщение # 66
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Ммм верхний третий с права тож похож


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 29.12.2011, 14:18 | Сообщение # 67
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Вот еще такое нашел. Но читать пока что не начал http://runivers.ru/bookreader/book57819/#page/29/mode/1up


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
ber5Дата: Четверг, 19.04.2012, 22:18 | Сообщение # 68
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Занимаясь поисками документов по 1-му Оренбургскому казачьему полку, состоявшем в 10-й кавалерийской дивизии графа Федора Артуровича Келлера и с 1882 г. по 1914г. расквартированном в Харькове, натолкнулся на информацию о некоем казачьем генерале. Информация показалась интересной, поэтому решил ее выложить на Дружине.
***
Генерал-лейтенант Катанаев Георгий Ефремович, историк Сибирского казачьего войска. Автор многих сочинений, в том числе «Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 г.г.», «Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии», «Киргизский вопрос в Сибирском казачьем войске», «Когда и при каких обстоятельствах основан Омск». В предреволюционное время казачий генерал организовал еженедельник «Сибирские войсковые ведомости» и стал его редактором. После Февральской революции, не согласившись с решениями Войскового съезда, направленными на ликвидацию казачества, Катанаев Г.Е. отошел от общественной деятельности и только после свержения советской власти в Сибири становится редактором войсковой газеты «Иртыш».
Родился Георгий Ефремович в 1848 году в семье сибирских казаков в станице Атбасарской. В 1865 году он окончил Сибирский кадетский корпус и после производства в хорунжие в 1866 году получил назначение в 1-й военный округ Сибирского казачьего войска. В 1870 году назначен полковым адъютантом 1-го Сибирского казачьего полка.
В начале 1870-х годов Катанаев Г.Е. уезжает в Москву учиться. В 1875 году он заканчивает обучение в Московской Петровско-Разумовской земледельческой и лесную академии и в следующем, 1876 году возвращается в Омск, где войсковым депутатским собранием его избирают советником Войскового хозяйского правления. В 1877 году будущий казачий генерал служит преподавателем истории и географии в Сибирской военной гимназии.
По настоянию генерал-губернатора Западной Сибири Георгий Ефремович поступает в Николаевскую академию Генерального штаба, но учебу не закончил, поскольку в академии могли обучаться только обер-офицеры, а Катанаев к тому времени был произведен в чин войскового старшины. Будущий казачий генерал оставляет учебу в академии и вновь возвращается в Омск.
С 1880 года Катанаев Г.Е. занимает должность старшего адъютанта казачьего отдельного штаба Западно-Сибирского военного округа. Прослужив в этой должности несколько лет, Катанаев назначается штаб-офицером для особых поручений при войсковом наказном атамане, а затем – членом комитета при Главном управлении казачьих войск в Санкт-Петербурге.
Георгий Ефремович стоял у истоков создания Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, послужившего предтечей Омского государственного историко-краеведческого музея и Омской научной библиотеки. Он являлся членом-учредителем и почетным членом Общества, председателем его распорядительного комитета, а в 1893—1897 годах - председателем ЗСОИРГО. Принимал активное участие в общественной жизни Омска: был гласным Городской думы, членом Омского отделения Московского общества сельского хозяйства, председателем Общества попечения о нуждах населения Сибирского казачьего войска.
С 1889 года и до выхода в отставку в 1906 году Катанаев Г.Е. был председателем Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска.
В ночь на 18 ноября 1918 года в Омске произошли известные события: казачьи офицеры арестовали членов правительства Директории, являвшихся членами партии эсеров, совершив, по сути, военный переворот. Вскоре тайным голосованием членов Совета министров Верховным правителем России был избран адмирал Колчак А.В. Было образовано новое правительство, вошедшее в историю под названием Омского. Генерал Катанаев Г.Е. был определен на службу и зачислен в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа. Одновременно он был назначен членом Сибирского военного совещания с оставлением в резерве чинов. В этом же году Георгий Ефремович участвовал в работе Государственного совещания в Уфе, а в следующем, 1919 году, назначен председателем Чрезвычайной следственной комиссии при министерстве юстиции правительства адмирала Колчака А.В. Генерал Катанаев занимался расследованием сообщений, донесений и жалоб на противозаконные и неправильные по службе действия бывшего командира 5-го Приамурского корпуса полковника Г. М. Семенова и подчиненных ему военных и гражданских чинов. С 1919 года генерал Георгий Ефремович являлся председателем Центральной следственной комиссии для расследования деятельности лиц, «прикосновенным к советской власти и к иным мятежным и противогосударственным организациям».
В 1920 году, после эвакуации в Иркутск, Георгий Ефремович Катанаев был арестован и содержался в одной тюрьме с адмиралом Колчаком. Однако по счастливой случайности казачий генерал не разделил судьбу Верховного правителя России, в исполнение прямого приказа добрейшего вождя всех пролетариев В.И. Ленина расстрелянного без суда на берегу реки Ушаковка. Ввиду «дряхлости» и отсутствия серьезных обвинений Георгия Ефремовича освободили и отправили в Омск, где он стал заведующим историко-экономической секции Сибархива и возглавил отдел истории и археологии музея Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества.
Умер Георгий Ефремович Катанаев в конце 1921 года и похоронен на Казачьем кладбище Омска.
***
Такая вот история о казаке, жившем и трудившемся в славном городе Омске. Насколько мне известно, Казачьего кладбища в Омске уже не существует, но попадалась информация о том, что некоторые захоронения были перенесены. Интересно, существует ли сейчас могила Катанаева Г.Е.?
***
Поставлю фотографию казачьего генерала.



Прикрепления: 4314834.jpg(780.3 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Четверг, 19.04.2012, 22:32 | Сообщение # 69
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (ber5)
Генерал-лейтенант Катанаев Георгий Ефремович

да, фигура у нас в Омске и в целом в Сибири - известная.
слышал-читал о нем не мало.

да, и именно учился в Омском кадетском казачьем корпусе
к слову это уч заведение - едва ли не старейшее светское учебное учреждение в Сибири
 все сообщения
КержакДата: Четверг, 19.04.2012, 22:37 | Сообщение # 70
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
да, чтото про казачье кладбище не слышал
думаю оно было где то в центре
а там сейчас все расчищено и застроено
 все сообщения
ber5Дата: Пятница, 20.04.2012, 00:26 | Сообщение # 71
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Поспрашивал у Гугла, вот несколько цитат:
"Омское казачье кладбище. В первой четверти XX века одним из крупнейших в Омске (вторым по величине после Шепелевского) было Казачье кладбище. Исследователи относят возникновение некрополя к 30-м годам XIX столетия. Он находился в масштабах нынешних улиц Куйбышева, 7-й Линии, Успенского и Съездовской. Своё название кладбище получило по имени форштадта, за пределами которого оно простиралось. Вход на него вёл через большие каменные ворота в створе Никольского проспекта (теперь ул.Красный Зорь).
Некрополь был распланирован по аллеям, состоял из участков: католического, братского, холерного, кадетского корпуса, купцов, священнослужителей, военных и т.д. На купеческом участке возвышались памятники, украшавшие некрополь: часовенка на могиле дворянина Халдеева, чугунные кресты купцов Барановых, скульптура ангела с книгой над склепом Тёмкинах, мраморные обелиски на месте погребения Тереховых и т.п.
Казачье кладбище возникло во второй трети ХIХ века к востоку от Казачьего форштадта, на его территории были выделены участки для захоронений кадетского корпуса, католического и холерного кладбищ. Во время Великой отечественной войны на нем хоронили воинов, умерших в омских госпиталях. Кладбище находилось в конце Никольского проспекта (ул. Красных Зорь) за Шкроевской улицей (совр. ул. Куйбышева).
Первоначально на нем была построена часовня. А в 1859 году на средства омского Городского головы - купца, коммерции советника, почетного гражданина Владимира Петровича Кузнецова в центре кладбища возвели каменную церковь. В труде о сибирской иконописи протоиерея о. Александра Сулоцкого сказано, что иконы для иконостаса Кладбищенской церкви, а так же для храмов в Каркарале и Кульдже, В.П. Кузнецов заказывал в Москве. Интерьер храма славился прекрасным хрустальным паникадилом, пожертвованным В.П. Кузнецовым. В дореволюционное время Казачье кладбище было мемориальным. Здесь хоронили самых выдающихся сибиряков - писателей, учёных, общественных деятелей, наиболее достойных горожан, составляющих славу и гордость нашей культуры."
"оказалась частично застроенной территория большого кладбища Омска, Казачьего. Оно занимало территорию между улицами Куйбышева, Успенского, 8-я линия, Съездовская. К счастью, часть территории застроить не успели, но, тем не менее, «на костях» у нас оказались поликлиника, детская облбольница, хим-мехтехникум и его общежитие, роддом, подстанция скорой помощи, маяк аэропорта, ИФНС №2 по ЦАО, школы № 38 и Кирилла и Мефодия. Так же на бывшем кладбище появились жилая «свечка», по 8-й линии 96, ряд офисных зданий прямо за стоящей там часовней. Как это могло произойти, и куда смотрели «коренные омичи» и епархия – загадка."
"«Коренные омичи» в своё время беззастенчиво грабили вскрытые бульдозерыми могилы, пополняли свои коллекции казачьими орденами и оружием."
"В конце 70-х годов я своими глазами видел, как срывали Казачье кладбище.Разрытые могилы и скелеты-одно из стойких воспоминаний детства."


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
КержакДата: Пятница, 20.04.2012, 08:11 | Сообщение # 72
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
да.... светская власть не слишком церемонилась с памятью казаков
тем более что именно сибирское казачье войско - единственное которое не было восстановлено после Гражданской - потому что активно продолжало сражаться с советами
в том числе и с ВОВ
так что....
 все сообщения
ber5Дата: Вторник, 08.05.2012, 20:42 | Сообщение # 73
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Должности у запорожских казаков

Прежде, чем перейти к наименованию аутентичных запорожских должностей (урядов), несколько слов о разнице между понятиями «должность» и «звание» у казаков. Собственно говоря, воинские казачьи звания – относительно недавнее изобретение.
В самом конце 1770 года, 29 декабря, императрица Екатерина II своей резолюцией «Быть по сему» утвердила предложение Военной коллегии о пожаловании старшин Чугуевского казачьего полка чинами армейских офицеров. Этой резолюцией впервые в казачьих войсках были введены офицерские звания. В 1775 году большинство чугуевских казаков вернулись домой, на Слободскую Украину, а шесть десятков из них «лутчих видом, ростом и доброконных», продолжили службу в столичном Санкт-Петербурге, составив элитную воинскую часть – «Придворную Чугуевскую казачью команду», позже получившую название Собственного Его Императорского Величества Конвоя.
Только лишь в 1828 году, при императоре Николае I, в казачьих войсках вводится единая система воинских чинов. Существовали такие звания:
1.Штаб-офицеры: полковник, подполковник и войсковой старшина (армейское соответствие – майор).
2.Обер-офицеры: есаул, сотник, хорунжий.
3.Нижние чины: вахмистр, урядник, приказный и казак.
В 1880 году в казачьих войсках был введен чин подхорунжего, а в 1884 году чином войскового старшины заменяется чин подполковника (звание майора упразднили), и введен чин подъесаула, соответствовавший званию штаб-ротмистра в армейской кавалерии. Такая система казачьих чинов просуществовала до 1917 года.
Отмечу, что название чина «войсковой старшина» про¬изошло от наименования представителей исполнительного органа власти у запорожских казаков. Позднее это название в видо¬измененной форме распростра¬нилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управле¬ния казачьего войска. Родом из казачьей старины и другие наименования казачьих званий, таких как есаул, хорунжий, сотник.
Принципиальная разница между должностями Войска Запорожского и чинами казачьих войск в том, что все должности (уряды) запорожцев были выборными. Все, от кошевого атамана и гетмана, до помощников довбыша и писаря. Еще одно существенное отличие в том, что воинские звания казаков и наименования должностей запорожцев при одинаковом звучании имеют разную смысловую нагрузку, трансформированную порой до неузнаваемости.
Итак, старшина у запорожцев, как и у черноморцев, и у слобожан, и у многих других казачьих войск – это понятие собирательное. Под ним понимаются и казаки, наделенные властными полномочиями всех уровней, и военно-административный аппарат казачьего войска вообще. Как известно, Войско Запорожское управлялось «по своему умоположению» и «собственными порядками». Кроме выборных начальников, к казачьей старшине относились и бывшие старшины, по разным причинам сложившие уже свои полномочия.
Теперь коротко о названиях должностей у запорожцев.
Весь состав Войска Запорожского можно условно разделить на:
1.Войсковую старшину;
2.Сичевых казаков (лыцарство, сирома, серомахи) - запорожцы, живших в самой Сичи;
3.Зимовых казаков (поспольство, зимовчаки, сидни) - запорожцы, жившие вне Сичи, по зимовникам, слободам, хуторам;
4.Молодыков (новики, джуры) – новобранцы, кандидаты в казаки.

В свою очередь войсковая старшина делилась на старшую и младшую.
В состав старшей входили: кошевой атаман (символ власти – булава), войсковой судья (символ – печать), войсковой писарь (символ – каламарь) и войсковые есаулы (символ – жезл). К старшим старшинам причисляли также куренных атаманов запорожцев и старых заслуженных казаков, сложивших свои властные полномочия по старости, либо другим причинам.
Младшую старшину (войсковые служители) составляли подписари, булавничие, хорунжие, бунчужные, перначные, подъесаулы, довбыши, поддовбыши, пушкари, подпушкари, гармаши, толмачи, шафари, подшафарии, кантаржеи и канцеляристы.
Отмечу, что обязанности и полномочия войсковых служителей были более широкими, чем это следует из названия должности.
Обязанности довбыша, к примеру, не ограничивались хранением войсковых литавров, которыми казаки созывались на раду. Часто довбыш исполнял полицейские функции: присутствовал при исполнении судебных приговоров, приковывал осужденных к позорному столбу, взыскивал в пользу войска пошлины и т.п. Пушкарь заведовал не только запорожской артиллерией, но и был смотрителем войсковой тюрьмы, и т.д. и т.п.
К старшинскому корпусу (ежели можно так выразиться) относились также паланочные, походные и наказные (временно назначенные) начальники – гетманы, полковники, сотники, десятники, обозные.
Добавлю, что войсковая старшина запорожцев в более поздние времена стала называться генеральной.


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
curserДата: Вторник, 08.05.2012, 23:08 | Сообщение # 74
Живопыра
Группа: Станичники
Сообщений: 1734
Награды: 18
Статус: Offline
К вопросу о происхождении казачества и появлении первых казаков в Забайкалье.

Из исторических источников известно, что о казаках на Руси узнали только в 1335 г., когда здесь впервые было зафиксировано само слово «казак», и означало оно «работник», «батрак». Тогда, в XIV — XV вв., из Половецкой степи на Русь переезжали многие аристократы, военачальники, которых теснили монгольские ханы, захватившие власть в Золотой Орде. Обычно половецкая знать ехала со своей дворней, её-то и называли «казаки».

Потом этим словом стали называть весь народ, обитавший на Дону, в Запорожских степях. И здесь уместно отметить: то был тюркоязычный народ, «татары». В исторической литературе их еще иногда называют «древними казаками» или «праказаками» (Е.П. Савельев и др.), однако чаще - половцами. Византийские историки этот народ называли «команами», а арабские - «кипчаками».

Есть несколько наиболее распространенных толкований слова «казак». В переводе с тюркского языка казак означает «удалец», «вольный, свободный человек». Определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Некоторые исследователи полагают, что слово «казак» произошло от слияния двух монгольских слов «ка» - железо и «зак» – граница, то есть пограничная стража, охрана границы.

Существует и третья точка зрения, которая предполагает, что «каз» – гусь, «эк» – белый. Это название созвучно с названием одного из тюркских родов, символом которого был лебедь. Считалось, что род «казак» оторвался от своего племени и стал свободным.

С 1570 г., когда был издан указ Ивана Грозного о признании Войска Донского, у слова «казак» на Руси появилось новое значение – «воин», например, знаменитый российский историк С.М. Соловьев пишет: «Бездомовные люди именно назывались у нас казаками».

До Азовских походов Петра I, после которых Россия захватила Золотую Орду и включила ее людей в свой состав, казачье войско собиралось только из казаков (отсюда и его название). Существовали целые правила приема и поступления на казачьею службу, выдержать экзамен удавалось не каждому.

Первые упоминания о казаках относятся к XIV — XV в., когда речь заходит о крымских татарских войсках. Казаки были составной частью их армии. Из них состояли легкие, подвижные отряды, несущие караульную службу, ведущие разведку, постоянно беспокоящие противника.

В трудах многих российских ученых сущее-[113]ствовала уверенность, что казаки – это часть славянского народа, его особая ветвь. Другие отождествляют казаков с кочевыми народами индоиранской расы, пришедшими из Азии, где они жили в верховьях Енисея и на востоке от озера Байкал, доходя на западе до реки Ангары.

Встречаются работы, где казаков считают потомками нескольких южных приазовских и причерноморских племен, которые, породнившись между собой, и образовали особую народность – казаков. Есть и такие, которые прародиной казачества считают Северный Кавказ.

Спор между историками о происхождении слова «казак» продолжается. Вместе с тем ясно одно, что каково бы ни было происхождение слова «казак», в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, обычаями и культурой. Известно, что многочисленные южные племена, носившие название кос-саки (каса- ка), кайсары, аланы-асы, танаиты, азиаты хакасы, хасаки, кайсаки и т.д., явившиеся прародителями казаков, по мнению некоторых ученых, растворились во всем русском.

Надо полагать, что мощная волна руссов, захлестнувшая юг, значительно превосходила местные племена, поглотила их.

Кроме того, часть огромных южных пространств вообще не была заселена, так что переселившимся на эти земли русским некого было ассимилировать и они полностью жили по своим обычаям, законам, сохраняя все признаки национальной культуры, но изменив их в соответствии с условиями существования.

Без сомнения, что переселенцы, общаясь с кочевниками, переняли часть их культуры, обычаев, породнились с местными племенами, вобрав в себя некоторые их внешние признаки, но корни остались русские. Подтверждением этому могут служить забайкальские казаки.

Таким образом, можно предполагать, что казаки – это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых.

Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали побеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.

«Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», – писал историк С.М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага Граница запаслась казаками».

По своей организации казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее управления стоял круг, то есть собрание всех казаков. Кругу принадлежала распорядительная и высшая судебная власть. Для исполнительной деятельности круг выбирал войскового старшину – атамана, его помощника – есаула, войскового подъячего (писаря) для письменных дел.

Исполнитель воли казачьего круга в мирное время, атаман обладал неограниченной властью во время похода. В то время в атаманы выбирались казаки прежде всего по своим деловым качествам, а не по имущественному положению, как стало значительно позднее. К атаману предъявлялись высокие требования: личная храбрость и смелость в бою, умение грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела, сильных и слабых сторон противника; обладание твердой волей и умением увлечь людей для достижения поставленной цели.

Атаман должен быть хорошим администратором в мирные дни, заботиться о казаках, понимать их. При выборе атамана учитывался его ум, способность правильно оценивать обстановку и принимать решение.

В мирное время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством Земледелие у них не поощрялось, так как считалось, что земля закрепощает людей, требует постоянства и покоя, а непрекращающиеся набеги степных кочевников делали это занятие невозможным Хлеб казаки получали из царской казны или у русских купцов в обмен на рыбу, пушнину или добытые в походах товары.

Очаговый характер расселения, большое удаление друг от друга не позволяли казачьим общинам поддерживать тесные связи между собой. Со временем, когда поток русских переселенцев на [114] свободные пограничные земли увеличился, выросло и число казаков, активизировалась их военная деятельность, назрела необходимость для объединения разобщенных казачьих общин в войско с общим кругом и выборными атаманами.

Превратившись в грозную силу, казачьи войска в XVI — XVII вв. не раз предпринимали военные походы в Крым, к побережью Черного и Каспийского морей, отваживались на открытую борьбу с татарским и турецким войском, добирались до Персии.

Казачьи общины, преобразованные в войско, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станциям До 1719 г. казачьи общины находились в ведении Приказов (Разрядного, Сибирского, Посольского и т.д.), а с 1721 г. перешли в подчинение Военной коллегии.

Выборность атаманов - старшин постепенно ликвидировалась, они стали назначаться. Так появились наказные атаманы, т.е. назначенные правительством

По отношению к правительству казаки разделялись на служащих и вольных. Первые официально считались подданными русского царя и обязаны были выполнять его приказы. Из числа этих казаков комплектовались гарнизоны пограничных городов и крепостей, пешие и конные полки. За службу получали денежное и хлебное жалованье, обеспечивались порохом и свинцом Служили они под началом «голов», назначаемых Разрядным приказом.

Вторые не считались царскими подданными и не были обязаны служить по его приказу. В походах они участвовали по доброй воле и на определенных условиях. Свобода и независимость были для них превыше всего.

Летопись московских княжеств описывает казаков, которые использовались в качестве легкого войска в армии Великого князя Ивана III. Отряды казаков упоминаются и в летописи смоленских и рязанских княжеств. Упоминаются как о людях «не тяглых и не письменных, которые из городов и волостей выбиты». Среди русских казаков были отряды, которые уходили на ничейные территории, объединялись там в вольные сообщества, занимаясь охотой и рыбной ловлей. Центрами таких вольных поселений были реки Дон, Кубань, Днепр, а также Запорожье. Такие вольные поселения быстро вырастали за счет людей, бежавших из южнорусских и польских земель.

В XV — XVI вв. казаки, проживающие в данных поселениях, становятся мощной военной силой, способной выдержать бои с регулярными войсками существующих в то время государств. В 1556 г. турецкая и татарская армии пытались выбить казаков из Запорожья, но Запорожская сечь выдержала эту осаду и отбилась от наседавших войск противника.

Так, в постоянной борьбе за приграничные земли казаки слились в дружные сообщества, имевшие древнейшую форму власти народного собрания, называвшегося Кругом.

В Круг собирались люди из разных земель, носители разных культур, они решали многие вопросы своей жизнедеятельности. Эта форма власти была простая, опробованная, доступная для понимания. Решения принимались единогласно. На период выполнения решения избирался атаман, ему подчинялись беспрекословно. Атаману, избранному единогласно, мазали голову грязью и сажей, сыпали за ворот горсть земли, показывая, что он не главарь, а слуга, его могут наказать, как и всех смертных.

Безусловно, с такой жесткой дисциплиной в сочетании с их бытом вольные казацкие сообщества представляли собой грозную военную силу. Это подтверждает и то обстоятельство, что в случае войны то или иное государство приглашало на службу к себе целые отряды вольных казаков. В донском фольклоре того времени есть упоминание о том, как казаки оказывали военную услугу Ивану Грозному под Казанью, за это последний пожаловал им реку Дон, где казацкая вольница расцвела в полную силу и стала распространяться на другие земли. Примером тому может служить освоение казаками Сибири.

В конце XVI в. казачий атаман Ермак Тимофеевич Чигин, Иван Кольцо, Иван Гроза со своими помощниками есаулами Никитой Пан и Яковом Михайловым заключили военный договор с купцами Строгановыми, жившими на р. Каме, вблизи от Сибирского ханства, которым в то время правил хан Кучум Войско Ермака, оснащенное и хорошо вооруженное Строгановыми, начало завоевывать Сибирское ханство. 26 октября 1582 г. после долгих боев казаки вступили в столицу Сибирского ханства. Таким образом, казаки сыграли большую роль в деле присоединения Сибири к России.

В ходе военной кампании по завоеванию Сибирского ханства Ермак погиб, но его дело про-[115]должили его последователи, которые способствовали географическим исследованиям и освоению этого обширного края, а также установлению взаимопонимания между переселенцами из России и коренными народами.

Еще до заключения Буринского договора 1727 г. многие забайкальские буряты и эвенки наряду с русскими казаками несли пограничную службу. Известно, что бурятский отряд (400 человек) в числе русских войск своим присутствием обеспечивал нормальный ход переговоров при встрече графа Саввы Владиславовича Рагузинского с китайскими послами на реке Буре. В 1728 г. по представлению графа Рагузинского был издан Указ о выдаче пограничным селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамен «за их прилежную службу». Этим актом российское правительство придало небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы.

По утверждению русского ученого — естествоиспытателя академика И.Г. Гмелина, в 30-х гг. XVIII в. селенгинский тайша (известный Окин-тайша) гордился знаменем, полученным цонгольским родом за пограничную службу. На знамени красного цвета было изображено солнце и написаны слова «Никому не уступает». В 1731 г. войска, дислоцированные в Забайкалье, состояли из пехотного полка, роты драгун и 5000 бурятских и эвенкийских всадников. Гарнизоны пограничных крепостей (Селенгинской, Троицкосавской и др.) состояли из русских казаков и солдат. Непосредственно вдоль границы располагались караулы, представлявшие собой небольшие остроги, обнесенные частоколом. В караулах стояли бурятские и эвенкийские отряды в количестве от 5 до 10 юрт. В 1764 г. было сформировано 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом: Ашебагатов, Мунголов, Атаганов и Сартулов. Названия полки получили от имен тех родов, наибольшее количество представителей которых входило в состав этих полков. Набор в эти полки первоначально был добровольным Пожелавших записаться в казаки оказалось больше, чем требовалось по штату, что объяснялось не только желанием защищать свои земли, но и стремлением освободиться от уплаты ясака. Со временем служба в бурятских казачьих полках из добровольной стала воинской повинностью, причем наследственной.

Она проходила с перерывами: после 1 года службы следовало 3 года льготных. Выходить в отставку с особого разрешения губернатора могли лишь старики и недееспособные (вспомним ситуацию с Доржи Банзаровым, из-за принадлежности которого к казацкому сословию и прервалась карьера ученого). Лошадей, вооружение бурятские казаки имели сначала свое, а затем снабжались ими за счет своих обществ.

Принцип построения бурятских полков носил характерную для кочевников десятичную систему. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные: главный войсковой старшина-атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальнику.

В период царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) служилые люди и русские казаки, обойдя Байкал с севера, проникли на Лену, вышли на якутские земли, где в 1632 г. под командой Петра Бекетова основали Якутский острог, в 1653 г. - Ингодинский (ныне - Чита).

В Забайкалье в 1644 г. впервые служивые люди и стрельцы появились под руководством атамана Василия Колесникова. Они в 1644-1647 гг. пришли в долины рек Баргузин и Селенга По южной стороне Байкала русские первопроходцы прошли и до Амура.

Для защиты и закрепления этих земель за Россией нужна была немалая сила. Регулярных воинских подразделений в Забайкалье к тому времени было недостаточно. Решено было привлечь к воинской службе местное население, которое и само было в этом заинтересовано, так как немало страдало от набегов харацириков («воровских мунгал»).

Инициатива создания казачества среди местного населения исходила от Восточно-Сибирского губернатора Федора Ивановича Саймонова, который в 1757 г. предложил правительству усилить охрану забайкальских границ от набегов харацириков за счет местного населения.

Был издан Указ о создании Тунгусского казачьего полка и утвержден сенатом 18 сентября 1760 г. Узнав о создании Тунгусского казачьего полка, буряты в 1762 г. от имени четырнадцати селенгинских родов обратились к начальнику Селенгинской пограничной канцелярии В.В. Якоби с просьбой создать и бурятский полк.

Указ о создании бурятских полков был утвержден Сенатом 22 июня 1764 г. Создание их было поручено селенгинскому дворянину Шарину, который решил сделать четыре полка по 600 [116] человек в каждом Больше всего добровольцев выставили первый и второй Атамановы роды, перешедшие из Монголии в 1665 г. Они выставили 650 человек, цонголы – 1589, Сарталов род – 395 и Ашебагатов род – 352 чел. Формирование полка было начато в 1764 г., к середине 1765 г. было закончено.

Полки получили наименование тех родов, которые больше всего выставили добровольцев, – Атаганов, Ашебагатов, Сартулов и Цонголов полки. Первым атаманом бурятских полков был зайсан Ашебагатского рода Цырен Бадалеев.

Литература

1. Гордеев А.А. История казаков. Ч. 1. Золотая Орда и зарождение казачества. – М.: Страстной бульвар, 1991. – 176 с.

2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.: Наука, 1982. – 182 с.

3. Копылов Д.И. Ермак. – Иркутск, 1989. – 240 с.

4. Смирнов Н.Н. Забайкальское казачество. – М.: Вече, 2008. – 544 с.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Соцэкгиз, 1961. – Т 5. – 755 с.

Прокопьев В.Б.ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА 2010/2
 все сообщения
РОМАНДата: Среда, 09.05.2012, 09:29 | Сообщение # 75
Шериф
Группа: Старшина
Сообщений: 6433
Награды: 41
Статус: Offline
ber5, curser, интереснейшая инфа!


Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
---
Укроп - гораздо лучше, чем конопля!
 все сообщения
PKLДата: Среда, 20.06.2012, 12:11 | Сообщение # 76
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6519
Награды: 62
Статус: Offline
Quote (curser)
Из исторических источников известно, что о казаках на Руси узнали только в 1335 г., когда здесь впервые было зафиксировано само слово «казак», и означало оно «работник», «батрак». Тогда, в XIV — XV вв., из Половецкой степи на Русь переезжали многие аристократы, военачальники, которых теснили монгольские ханы, захватившие власть в Золотой Орде. Обычно половецкая знать ехала со своей дворней, её-то и называли «казаки».


Впервые сам термин появился в словаре половецкого языка «Codex Cumanicus», где имеется фиксация наименования «казак» в виде «cosac» (в значении «стража») http://www.vostlit.info/Texts....id=3018 [перевод издания Codex Cumanicus // Bibliothecae ad templum divi marci Venetiarum. — Budapestini: Editio scient. Academiae Hung., 1880].
Существующий текст словаря записан в 1303 г., но предполагается, что этот текст переписан с более раннего варианта.

17 мая 1308 г.: в «Сугдейском синаксаре» отмечается: «В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками» [Антонин, Арх. Заметки XII—XV веков, относящиеся к Крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. — Одесса: Городская типография, 1863. — Т. 5. — С. 613.].

1406 г.: впервые как прозвище выступает во всех трех Псковских летописях, где упоминается посадник Юрий Козачкович: в 1 и 3 летописях «Гюрги посадник псковский сын Филипов Козачкович», во 2 «Юрий посадник Козачкович»


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
ЧекистДата: Среда, 20.02.2013, 15:54 | Сообщение # 77
Горный Элф
Группа: Авторы
Сообщений: 1566
Награды: 22
Статус: Offline
http://august-1914.livejournal.com/288034.html

Ведомость заготовительных цен вещей, которые должен иметь казак в походе (1911)


"...я,как гой, натурал, и следовательно,антинорманист..." (с)
 все сообщения
ber5Дата: Среда, 24.04.2013, 11:47 | Сообщение # 78
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Цитата (Velkan)
Жалко только, вот вычитал. Что Якутский городовой казачий полк ни в одном бою не участвовал. Выполнял только полицейские функции. При этом относился к военным, а подчинялся МВД sad Поэтому вояки их не вооружали, а МВД не следили за войсковыми учениями.

Velkan, Не только полицейские функции. Но статус якутских казаков действительно был необычным. Офицеры команд Якутского Казачьего Войска выполняли порой чиновничьи функции. Из истории Якутских казаков: "Лучшие из офицеров и казаков занимают должности по гражданской администрации :исправников, смотрителей больниц и тюремного замка, квартальных надзирателей...и получают присвоенное этим должностям жалование...Офицеры или занимают должности по гражданскому ведомству, получая там жалование или живут на полной свободе, так как полк никогда не бывает в сборе и никаких занятий не производится...."
К слову сказать, один из последних Атаманов Якутского полка Шемаев имел чин титулярного советника.
Еще цитата: "С введением в действие положений Свода военных постановлений 1869 года (ч. 1, кн. 2, ст. 6301 и 6302) полк стал считаться армейской частью, но продолжал находиться в подчинении МВД.
Удаленность расположения части, разбросанность её и с 1869 года двойственная принадлежность одновременно Военному ведомству и МВД не способствовало боевому значению части: Военное — не посчитало нужным вооружать за свой счет часть, прикомандированную к МВД, а само МВД — не считало нужным за свой счет проводить воинские учения, полагая, что для выполнения полицейских задач это ни к чему.
Как итог — в XX век полк вступил вооружённый гладкоствольным оружием времен Николая I и не имея ни малейшего представления об армейской выучке, хотя формально продолжал числится в составе пехотных частей."


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Среда, 24.04.2013, 11:56 | Сообщение # 79
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Монаршая милость якутским казакам.
В качестве иллюстации к вышенаписанному.
Жалко, опоздал к столетию документа



Прикрепления: 4731030.jpg(126.8 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
ber5Дата: Понедельник, 29.04.2013, 01:57 | Сообщение # 80
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Поставлю интересное (на мой взгляд) раннее фото казака.
Необычный головной убор, ружье в чехле и шашка образца 1838 года.



Прикрепления: 0674495.jpg(633.3 Kb)


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
Форум Дружины » Научно-публицистический раздел (история, культура) » Обсуждения событий реальной истории. » казачьи войска
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

Главная · Форум Дружины · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA · Д2
Мини-чат
   
200



Литературный сайт Полки книжного червя

Copyright Дружина © 2019