Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная| Форум Дружины
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA
Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: Сергей_Калашников 
Форум Дружины » Авторский раздел » тексты Калашникова Сергея » Проект ЯКУТ - МАТЕРИАЛЫ (материалы к проекту)
Проект ЯКУТ - МАТЕРИАЛЫ
PKLДата: Вторник, 10.01.2012, 22:29 | Сообщение # 31
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline


Почтовая открытка. Якутск. 1904 год


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
PKLДата: Вторник, 10.01.2012, 23:38 | Сообщение # 32
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
«ЧЕРТЁЖ ЗЕМЛИ ЯКУТСКОГО ГОРОДА» взят из «ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ СИБИРИ» — первого русского географического атласа, обобщившего результаты русских географических открытий 17 века. Атлас закончен Семеном Ульяновичем Ремезовым (русским географом, картографом и историком Сибири) с сыновьями к началу 1701.

Скан с издания 1882 года




Прикрепления: 6127769.jpg(596Kb)


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
PKLДата: Среда, 11.01.2012, 11:34 | Сообщение # 33
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
Анна Афанасьевна БИЛЮКИНА,
старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН PC (Я),
кандидат филологических наук, литературовед, критик.

ПАНТЕОН
древних божеств

ДУХИ, БОЖЕСТВА И ОБРЯДЫ В ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ ЯКУТОВ


Якуты — один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества — так называемые айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Юрюн Аар Тойон — верховное существо был, "диспетчером" человеческих судеб, но не их творцом. Например, из имеющихся членов своей семьи он выделил одного изначального мужчину для жительства на средней земле, т.е. положил начало якутам, а затем удалился от дел. Он ничего непосредственно не дает, т.е. не творит, не дает также и новые "кут" (душа)1. Якуты считали себя родственниками этого небожителя. И как к родственнику они обращались за помощью от притеснения злых духов, сопровождая свои заклинания-прошения обрядами с жертвоприношениями в виде живых животных, а также кроплением кумысом.

Другие божества-айыы пантеона богов — Десегей, Иэйэхсит, Ынах-сыт, распоряжались деторождением и плодовитостью лошадей, коров и людей, т.е. занимались разнарядкой положенного природой. Айыы отличались от других духов лишь жительством на 9 ярусах небес и преобладанием в их характере большей доброты. Однако, если им не угождали, айыы моментально превращались в самых злейших и мстительных духов. Поэтому якуты прошлого своих айыы боялись намного больше, чем злых духов-абаасы.

Божеством коневодства считался Десегей с эпитетом Уордаах (грозный). Это божество якуты представляли то в виде небесного человека с неприступно грозным характером, то в виде конечеловека в шаманских камланиях. У последнего туловище лошадиным, а шея и голова — человеческими, напоминающими все же лошадиную морду. Десегей являлся небожителем, никогда не спускающимся на бренную землю. Считалось, что в весьма редких случаях он посылал на землю своих апостолов в виде черных воронов или жеребцов вороной масти. Его дух иногда вселяли в "матерь-кобылу" — предводительницу табуна. Вообще в старинных косяках лошадей и кобылиц якуты всегда держали так называемых "вожака — жеребца производителя" и "матерь-кобылицу". В отличие от рядовых животных им никогда не стригли хвосты и гривы. Считалось большим святотатством вырвать хоть одну волосинку у этих двух священных особей — земных представителей бога коневодства. Якутские лошади отличаются от других пород сильной оброслостью. Поэтому священные животные ярко выделялись своей гривастостью и пышным длинным хвостом. Именно они стали прототипами сказочного коня якутских богатырей олонхо, у которых хвост и грива превращались в крылья. Этих двух животных не должны были касаться ни привязанная веревка, ни сбруя, ни тем более кнут и прутья. Отсюда, по-видимому, и идет якутская поговорка: "Танapa5a мастаммыкка дылы", дословно "Словно набросился с палкой на самого господа-бога".

Священные вожаки подобного типа имелись и в стадах коров и оленей. Священного оленя украшали разноцветными кусками материи, как новогоднюю елку или якутский чэчир. Вожак-жеребец и матерь-корова также считались неприкасаемыми святынями стада. Их запрещалось понукать, погонять, на мясо не забивали и хоронили, как людей, только после их естественной смерти. Из их шкур делали чучела и подвешивали на священные деревья. Доить матерь-корову разрешалось только при ее покладистом характере. Эти два священных представителя рогатого скота считались земными полпредами небожительницы — божества скотоводства ("ынах иэйиэхситэ"). По представлению якутов, это божество имело вид обыкновенной женщины. Божество же оленеводства не имело антропоморфного облика, оно так и оставалось в естественном обличье священного оленя.

Почитание божества коневодства, скотоводства и оленеводства также имело две разновидности: будничное для рядовых животноводов и осложненно театрализованное для профессионалов, полужрецов и жрецов.

Будничный вид поклонения почти не отличался от поклонения промысловым божествам. Выделялся древнейший обычай "кый , изумлявший своей природоохранной целесообразностью и красотой. Обряд совершался только богатыми животноводами при достижении определенного магического числа в численности поголовья. Определенное количество лошадей одинаковой масти, коров обрядовой окраски и оленей с обрядовыми приметами отгонялось в "исконные места" их диких сородичей и присоединялось к ним навсегда. Этот обряд театрализованно демонстрировал выпуск на волю части домашних животных к их сородичам. Древний животновод раскаивался перед божествами за то, что он совершал грех, держа в неволе свободных созданий божеств — диких животных. При исполнении обряда легче всего было с оленями, так как дикие стада паслись всегда поблизости с домашними. А вот с лошадьми и рогатым скотом дело обстояло хуже. Обряд производился условно. "Отпускаемых на волю" животных приходилось отгонять на воображаемые древние места обитания их диких предков. Такими местами считались дикие пастбища в необжитых верховьях рек и безлюдных местах лесотундры. Обряд перестал существовать очень давно — до наступления века металлов. А обряд отпускания на волю домашних лошадей сохранился до позднего времени — чуть ли не до VXII века. Обряд был очень красив. Для отгона на вольные дикие пастбища отбирались лошади только той масти, которой у данного богача не было или имелось в очень малых количествах. Поэтому для отпускаемого на волю табуна богач обязан был выменять нужное количество лошадей у своих соседей втридорога. При этом обычаи запрещали отдавать богачу лошадь нужной масти по цене не менее, чем две головы за одну. Данный обычай явно осуждал богача и стремился наказать его за чрезмерное обогащение. Отогнать собранный табун на дикие окраины обязан был человек только из другого рода, нанимаемый богачом за большую цену. Таким нанимаемым мог быть любой, только не шаман. Шаманов считали нечистыми людьми, они ни в коем случае не должны были подпускаться близко к любым делам, связанным с этим сверхчистейшим обрядом. В качестве отгоняющих обычно отбирались мастера-заклинатели, знатоки старинных обрядов, известные своей незапятнанной репутацией. Помощниками ему становились отроки, также известные своей безгрешностью и набранные в количестве священного числа соответственно числу поголовья скота. Собранный табун держали в особой изгороди из жердин и кольев, берез с непораненной берестой. Погоняль-ные палки — хорей, также изготовлялись из белых березовых палок с непораненной корой и носили название "муус ура5ас" (ледяная палка). Отгоняющая свита с ног до головы одевалась в одежду, сшитую из шкур белых лошадей. В день отгона устраивался сложный церемониал прощания лошадей с родным табуном и родным стойбищем богача. В заклинании от имени лошади выражались благодарность хозяину за заботливое обращение с подопечными лошадьми и выпуск на волю части противопри-родных приневоленных диких лошадей. Все это высказывалось в импровизированной речи-песне заклинателя — алгысчыта, отгоняющего косяк на волю. В обряде видное место занимал костер — "представитель" богов коневодства. Жертвоприношение через уста духа огня сопровождалось особыми танцами сольного и хороводного типа. Обряд завершался всеобщим криком "Кый, хай!", которым отгоняющие сопровождали косяк до места назначения. В будничной жизни пользоваться данным выкриком категорически воспрещалось, нарушение правила считалось святотатством.

Обряд таких проводов косяка практически представлял собой своеобразный сложный спектакль, сопровождаемый музыкой нешаманских инструментов (хомусы, различные трубы, барабан своеобразной конструкции). После выезда из усадьбы богача табун и его эскорт продвигались не спеша, не нарушая естественной скорости ходьбы вольных лошадей. До дальнего места назначения они добирались порой несколько месяцев. Добравшись до места назначения, эскорт обязан был оставаться в лагере до привыкания лошадей к новым пастбищам. Сопровождающие косяк должны были уходить оттуда так, чтобы ни одна вольная лошадь не последовала за ними обратно. В случае возвращения в стойбище богача хоть одной отогнанной лошади поверья предрекали богачу полное разорение в ближайшем будущем. Если лошади не возвращались в родные места, то этот факт считался принятием богами дара богача в пользу дикой свободы лошадей. По поверьям, в будущем такой богач должен был преуспевать. Однако якутские лошади по природе очень привязчивы к своим родным местам и к хозяину, поэтому были случаи возвращения домой проданных лошадей из мест, находящихся за сотни километров. В данном обряде самой опасной для богача стороной считалась именно указанная особенность якутских лошадей. Существовали слухи о том, будто бы богачи перед отгоном табуна договаривались с тунгусами, чтобы они в тех дальних местах перебили на мясо весь прибывший на волю косяк. Только подобный сговор должен был оставаться в строжайшей тайне. При нарушении тайны, по поверьям, и богачу, и истребителям лошадей грозили неимоверные несчастья со стороны грозного божества коневодства Десегея.

Таким образом, в древности, оказывается, "верующие" якуты старались обмануть свои божества. Трудно сказать, чем объясняется подобный поступок: то ли чрезмерным суеверием, то ли отсутствием веры в подобные божества. В действительности древние якуты были стихийными материалистами. Вообще, во всех обрядах у якутов явно проступало обращение со своими богами как с прирученными дикими животными. Например, если нет удачи на охоте, то бога охоты — Баяная, хлещут прутьями, на это наказание устами охотника он якобы отвечает: "Кэбис, кэбис, таhыйыма, сарсын бултаан кэлиэн" ("погоди, погоди, не стегай, завтра вернешься с добычей"). Приучают Баяная, как дикого оленя, лошадь или собаку. Театрализация при этом, надо полагать, была богатейшей, нередко даже недоступной фантазии сегодняшнего якута. Все это никем не зафиксировано, ибо наблюдателями прошлой жизни якутов были большей частью приезжие, которых аборигены не всегда находили нужным посвящать в эту запретную часть своей жизни. Показ посторонним подобных вещей считался нарушением ритуала, опасным для судьбы данного индивида. Многие обряды аналогичного типа относились к ряду индивидуальных тайн, о которых не должны были знать даже члены собственной семьи. Например, о наличии идола Баяная, кроме самого владельца, ни одна живая душа не должна была знать.

Из числа якутских божеств и духов-покровителей особое положение занимали духи — покровители искусств. Их не всегда относили к разряду положительных духов и божеств. Место же действия было, не на небесах, а в подземном и срединном мире.

В мифологических сюжетах с участием этих божеств была осмыслена глубинная связь проявлений человеческих художественных способностей, психики и самого акта творчества с природными и общественными явлениями. А при совершении обрядов, помимо религиозных внушений, преследовалась задача показать важность и значительность для общества мастеров искусств и художественных ремесел, таинство и силу их творчества.

Дух-покровитель искусств Уран считался обитателем стыка небесного купола с Землей и стыка Земли с потусторонним миром. Поэтому он являлся сродни и богам-небожителям, и потусторонним силам, и роду человеческому. Тройственность ипостасей делала Урана получеловеком, полубогом и полудьяволом. От него можно было ожидать и добро, и зло, и чисто человеческие качества. Этот дух был невероятно ревнив, мстителен, но одновременно и добр. Людей искусства и ремесел разделяли по специализации, на "как находящегося под покровительством духа-покровителя искусных рук". Этот дух овладевал своей жертвой так, что не оставлял места для ее личного счастья в будничной жизни. Отсюда и якутское поверье: если в человека вселился дух искусств, то ему личного счастья никогда не видать .

В якутской мифологии нет ни божеств, ни добрых, ни злых духов, ни потусторонних дьяволов, которые бы не почитали и не преклонялись перед искусством. Так, в олонхо и боги, и дьяволы отдают должное героям — исполнителям красивых арий, создателям искусных вещей и всячески стремятся завладеть данным искусником-художником. Этот сюжет послужил завязкой многих олонхо раннего периода.

Имели место легенды драматического звучания о том, что будто бы с большими искусниками любого дела вступали в состязание добрые и недобрые духи. Так, например, при появлении большого искусника-косаря вступали с ним в состязание дьяволы. Когда позади косаря раздавался шум невидимой косы, косарь-искусник обязан был через пару взмахов закончить косьбу с криком "Ура, я победил!" ("Мин хоттум!"). Выкрик должен был сопровождаться поднятием косы вверх и троекратным стуком о нее бруском-точилом. Гармония слова и мелодии в песне называлась "иччилээх", она имела магическую силу. Считалось, что пение хорошего певца настолько сильно, что "вскрывает все поры тела, через которые может уйти душа человека". Подобных певцов считали опасными для слушателей. Такую реакцию между тем вызывало исполнение только больших мастеров4. Согласно легендам, о подобном соревновании можно было узнать или по сильному резонированию пения (возможно, из-за акустического эффекта), или по появлению подобия эха. Тогда певец обязан был обмануть "соперника" применением труднопроизносимого слова, и стоило только дьяволу заикнуться, он должен был выкрикнуть "Я победил!" и оборвать пение.

Дух-покровитель кузнечества и металлоплавки являлся обитателем подземного мира. И хотя он жил среди злых духов, считался благодетельным существом, так как от него люди впервые получили дар кузнечного искусства, по-видимому, и шаманства. Его имя Кыыда Басхы. Народная фантазия его обрисовывает в виде черного ворона, гнездящегося на сучьях волшебного дерева, то в виде страшных полулюдей-полудьяволов, манипулирующих устрашающей силой огня. Того, кто должен был стать кузнецом, по тем преданиям, духи-покровители пропускали через горнило огня, ковали и закаливали, как обыкновенную железную подковку. Силу испытуемого те духи-покровители определяли, вынянчивая в "гнездышках" на ветвях волшебного дерева, подобно высиживанию птенцов пернатых. Считалось, что магическая кузнечная сила зависела от того, на какой высоте была высижена духами-покровителями его профессиональная душа.

Духи иччи похожи на человека. Древние якуты приписывали всем животным и природе человеческие качества. "Иччи" — очеловечивание всей природы якутами прошлого. Вот почему дореволюционные знатоки якутской старины "иччи" переводили как "дух-хозяин". В этом выражении тонко подмечено то, что якутские иччи не являлись ни божествами, ни натуральными существами. К таким иччи относится почти весь пантеон духов якутской религии, делившихся на добрых и злых. Иччи обитают в Среднем мире. Они практически были экологическими распорядителями различных объектов природы. Только психологически они имели религиозную оформленность. Свойствами богов якутские иччи не обладали, им приписывалась лишь охрана природы при помощи специальных средств. Таковыми были духи-хозяева местности, горы, реки, дерева и т.д. Для их умилостивления устраивались специальные обряды.

Обряд "салама ыйааhына" (развешивание конских волос, цветных тряпочек духу местности) имел много назначений. Это наиболее универсальный обряд, проводимый почти во всех случаях. Применение его в виде дополнения к любым другим обрядам считалось лишь обогащением репертуара. "Салама ыйааhына" — такое название носил обряд благодарения духу местности, в которой жили. Благодарили духа местности за то, что он помог благополучно прожить год, и просили, чтобы он помогал в наступающем году. Само понятие "дух местности" не было единообразным. По данным понятиям, это была женщина, живущая в основном в том водоеме, из которого питается семья. По другим представлениям, тем же духом местности считалось то или иное пернатое существо, якобы гнездящееся или прилетающее отдыхать на особо приметном дереве данной местности. Таким деревом считалось самое крупное дерево, растущее на выступе самого видного мыса, или дерево-орук или арык, растущее около указанного водоема. Дерево это отличалось тем, что все его ветви были собраны на одной вершине. Причем они не просто росли, а в виде кудрей создавали шапкообразную форму — арык.

В другом случае обиталищем духа местности считалась глыба камня, лежащая в совершенно не каменистой местности.

От степени благосклонности духа — покровителя местности к ее жителям зависело счастье семьи. Если птица садилась на камень, считали, что дух подлетел; следили за повадками птиц, стараясь угадать их магический смысл. Духом местности мог быть бурундук или другой зверь редкой масти.

К обряду готовились тщательно. Варили разного рода пищу — молочную, мясную, предназначенную для угощения только во время совершения обряда. Поэтому приготовление ее в большом количестве было нарушением правил. Этой пищей не только кормили божество, но и сами должны были есть ее. Приходить к месту исполнения обряда следовало или к восходу солнца, или точно в полдень, позже или раньше не разрешалось.

Обряд начинался с разведения костра. С разгоранием костра угощали духа местности, сопровождая угощение особым заклинанием, кто умел — с пантомимой и танцами. Танцами и жестами должны были показать все жизненные процессы, т.е. что делали зимой, как делали и что просят у духа. Кропление производилось на костер или на горячие угли. Проливание пищи на горячие угли считалось предпочтительным, так как такое угощение издавало запах. Если угощение не издавало запаха, то считалось, что жертвоприношение не было эффективным.

Обряды и танцы обязательно делились на две части. Первая часть состояла из жестов благодарности, а вторая — должна была показать реакцию божества на обряд. По тем или иным признакам (треснет уголь, отскочит кусочек угля, вспыхнет пламя или ветер поднимется), все, что происходило с костром и в окружающей местности, считалось вещим и толковалось по-разному. Люди внимательно следили за природой и костром и по приметам определяли отношение божества. Наблюдая, пантомимически изображали, как божество приняло поклонение. Практически исполняли разговор самих с собой. Это был, условно говоря, спектакль с диалогом, с действенным сюжетом, отражающим драматизм отношений человека и природы, перевоплощением в образы участников культового действа. В нем не было разделения на исполнителей и зрителей, но были драматизированное действо и ориентация на его зрелищность. В обряде участвовали все. Одни разжигали костер у основания дерева, другие — на берегу водоема. Любое божество угощали через огонь.

Перед тем, как дать угощение, между двумя деревьями привязывали пеструю волосяную веревку, обязательно двухцветную, делали винтообразную пеструю тряпочку. На веревке развешивали разноцветные тряпочки, веточки, маленькие макеты домашней утвари или скотоводческих вещей. Иногда этой веревкой обматывали дерево и на ней развешивали игрушечные вещи — ведерки, деревянные ложки, телячьи намордники. Подобный обычай был у всех лесных народов Евразии. Русское поморье тоже пользовалось им. От развешивания вещей на веревке берет начало украшение новогодней елки. В России этот обычай был перенят от сибирских народов. Указом Петра I было введено христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Зимой Санта Клауса одели в шубу — появился Дед Мороз, а украшение взяли у "салама".

Обряд "yohax ыпааhын" (кропление молозивом) совершался по случаю появления первого теленка, который воспринимался как предвестник хозяйственного Нового года. Справляли обряд женщины дома без мужчин. Мужчинам не позволяли присутствовать и видеть его. Все угощения изготовлялись из молозива. В первую очередь молозивом обмазывали носик теленка. В данном случае он становился самим хозяйственным Новым годом. С ним обращались в момент празднования как с настоящим божеством. Старались ублажать его во всем. Кропили молозивом его подстилку, затем укладывали на нее. Все это делалось с заклинаниями, с пантомимическими движениями. Обрядовой деревянной ложкой кропили потолок дома около дымовой трубы растопленного камелька. Потом угощали самих участников. В алгысах воспевался Новый год, принесший счастье. Во время исполнения обряда следили за поведением теленка, т.е. за тем, как отнесся к их обряду Новый год в телячьем облике и что сулит он в наступающем году. Кроме новогодних и промысловых действ, имелись многочисленные обряды чисто хозяйственного назначения, устраиваемые по случаю разных событий в жизни.

Эти весенне-летние обряды завершались главным праздником — встречей Нового года — ысыах (от глагола ыс — разбрасывать, разбрызгивать, рассеивать).

Как календарно, так и по обрядам, якутский Новый год совпадал с таковым у его северных соседей. Даже в заклинаниях и пениях единственным сюжетом являются проводы старого года и встреча нового. Иного мотива как в песнях, так и в особенностях обрядов ысыаха не бывает. Даже само название праздника "ысыах" указывает на форму благословения и умилостивления всех сил в природе при встрече Нового года.

Небеса, по якутским представлениям, являлись местом жительства не одних добрых духов и богов. Значительная часть небесного пространства отводилась ими для проживания и самых злейших дьяволов. Это одна из отличительных черт языческой религии якутов, которая роднит их с северными обитателями Евразии, ибо подобный феномен имеется на данном континенте.

Из ряда хозяйственных обрядов можно отметить обряды борьбы со злыми духами, вредившими тому или иному делу. Например, во время больших эпизоотии якуты-скотоводы, откочевывали с зараженной местности, при этом особым образом перепрыгивали через огонь, "очищали" от скверны весь отгоняемый скот. После этого уводили на свежие места только животных, не имевших контакта с больной скотиной. Контактировавших собирали в особую группу и уводили в другое место. Там тоже, "очистив" их огнем, выдерживали в течение определенного времени. После этого, убедившись в их нормальном состоянии, присоединяли к своим здоровым животным. Обряд этот так же был не прост, от него остались одни предания.

При совершении обряда борьбы со злыми духами нередко прибегали к услугам шаманов, которые для каждого события подобного рода имели свой репертуар проведения спектакля-мистерии. Через шаманов скотоводы старались бороться с массовой гибелью телят, вызываемой якобы кознями особых дьяволов — пожирателей телят. Смешной и жуткой была шаманская мистерия по такому поводу. Шаман демонстрировал преследование этого дьявола, будто бы ловко увертывающегося от его приемов. Он изображал ловлю и уничтожение коварного пожирателя телят. Все это устраивалось при помощи пантомимы и особого танца, что сопровождалось звуками бубна самого шамана и его нескольких ассистентов-кутуруксутов. Одновременно в мистерии шаман исполнял роль и комментатора, и исполнителя как своих арий, так и отвечающего им дьявола. Подобные обряды исполнялись также самими скотоводами без шамана и были большей частью упрощенными, а иногда и более сложными, когда исполнялись не одним лицом. В них отмечались канонизированные планы действий, драматургическая основа — конфликт — борьба действующих лиц, и имела место вольная импровизация в каждом отдельном случае.

Таким образом, пантеон божеств и духов и обряды, обращенные к ним, отражали и обслуживали все стороны жизнедеятельности древних якутов.

Вышеназванные религиозные представления — остатки древнейшей первоначальной религии якутов. Она, видимо, родилась не у жрецов, а в самой гуще народа и составляла едва ли не все историческое прошлое якутов. Именно поэтому она дошла почти до наших дней.

1 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. 2 изд. — М., 1958. — Т.1. - С. 48.

2 Из личного архива ученого-этнографа С.И.Николаева.

3 Ксенофонтов Г.В. Легенды о шаманах. — Иркутск, 1928. — С. 69.

4 Серошевский В. Якуты. Опыт этнографического исследования. — Сиб., 1896. - С. 594.
Анна Афанасьевна БИЛЮКИНА, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН PC (Я), кандидат филологических наук, литературовед, критик.


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
VelkanДата: Четверг, 12.01.2012, 11:55 | Сообщение # 34
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Первоночальный район действия



Прикрепления: 3327119.jpg(384Kb)


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
MADCAP-234Дата: Четверг, 12.01.2012, 20:59 | Сообщение # 35
подхорунжий
Группа: Джигиты
Сообщений: 268
Награды: 3
Статус: Offline
гляньте статью о северном ноже.в последних абзацах очень интересное описание якутского "переходного" ножа с правдоподобным пояснением его формы и функций.прям как на фотке в начале темы.
http://samlib.ru/d/denisow/nastoiashiyseverniyrtf.shtml


Сообщение отредактировал MADCAP-234 - Четверг, 12.01.2012, 21:00
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Четверг, 12.01.2012, 21:49 | Сообщение # 36
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Спасибо. Массу интересного узнаёшь занимаясь сочинительством в тырнете.


Зануда. Незлой
 все сообщения
MADCAP-234Дата: Суббота, 14.01.2012, 21:55 | Сообщение # 37
подхорунжий
Группа: Джигиты
Сообщений: 268
Награды: 3
Статус: Offline
фильм-таёжные люди.не совсем в тему но все же гляньте может что пригодится.
http://www.rgo.ru/2011/02/taezhnye-lyudi/
 все сообщения
VelkanДата: Вторник, 17.01.2012, 13:18 | Сообщение # 38
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Довольно интересный разбор полетов по Якутским доспехам XVII http://ilin-yakutsk.narod.ru/2010-12/64.htm


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 13:40 | Сообщение # 39
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
"Якутская война" 1675 года
http://17-century-ru.livejournal.com/43114.html

В 1675 году сыновья якута Балтуги Тимереева убили нескольких русских промышленников. К ним были посланы два казака с якутами из Верхневилюйского зимовья для того, чтобы взять у Балтуги и его сродников ясак и заложников, а затем (по-видимому) отвести в острог. Эта экспедиция была неудачна. Улучив момент, якуты напали, убили одного из казаков, ранили другого, а также посланных вместе с ними якутов. Вторая экспедиция на Балтугу отправилась из Якутского острога 4 января 1676 года в составе 50 казаков и якутов под предводительством Василия Котковского и Максима Аргунова. Им удалось захватить Балтугу и его родственников, убив нескольких из них. Взятые в плен якуты были посажены в острог, и над ними производилось следствие. Установив все детали происшествия и имея на руках прошения родственников убитых казаков с просьбами о наказании мятежных якутов, воевода А.А. Барнешлев (в прошлом Уильям Барнсли) все же не решился назначить Балтуге и его сыновьям казнь, которая полагалась по законодательству того времени за такие проступки. В конце концов, Барнешлев отправил письмо царю Алексею Михайловичу, чтобы тот «учинил о тех изменниках указ». Ответное письмо в Якутск пришло только через два года, в 1678 году, уже от нового царя – Федора Алексеевича. Тот прощал Балтугу и его сродников в память «поминовения отца своего и для своего государского многолетнего здравия». Якуты были отпущены, но за убитых сыновей Балтуги на него был наложен ясак, который должен выплачиваться до смерти самого Балтуги. В итоге, в 1679 году, род Тимереевых отошел от привычных мест кочевий и стал притеснять якутов на новом месте обитания. Администрация воеводства, однако, не стала вмешиваться в новый конфликт, ограничившись предписанием Балтуге прекратить бесчинства и вернуться на прежние места кочевий.



Прикрепления: ___.docx(89Kb)
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 13:50 | Сообщение # 40
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (Velkan)
Довольно интересный разбор полетов по Якутским доспехам XVII http://ilin-yakutsk.narod.ru/2010-12/64.htm

из фраз понятно что доспехи имели огромную ценность и были атрибутом знати.
то есть латы к концу 17 века окончательно потеряли смысл по 2 причинам - сама знать подисчерпалась (воевать и тд стало не с руки) и казаки выгребли в темпе латы (а и было их не много так думаю).
в итоге за 18,19,20 века если что где и было - исчезло окончательно
безусловно - накануне прихода русских - куйях обладал огромным значением и был основой комплекса вооружения тяжелого всадника - возглавшяющего таранный удар на врага.
таких воинов и не требуется много.
5-10 на сотню
мах
 все сообщения
VelkanДата: Вторник, 17.01.2012, 13:53 | Сообщение # 41
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Кержак, Согласен. Смысл они потеряли, но изолированность жизни, дает о себе знать. Так что такие доспехи долны мелькать на мятежниках. Ну и если нападение из засады, то от шашек отлично спасает.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
VelkanДата: Вторник, 17.01.2012, 14:16 | Сообщение # 42
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
http://forum-eurasica.ru/index.p....5%d0%b0 Интересный форум. Со второй страницы идет про Якутов. Почитал и много интресного узнал.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 14:17 | Сообщение # 43
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Velkan, основным оружием сибирских казаков в 17 веке (и позднее тем более)
были ружья и луки.
еще реально много было нарезных карабинов и штуцеров (винтовальных ружей) уже в 17 веке НО юзали их в основном для охоты.
а шашки это ваще моветон для Сибири 17 века)))))
 все сообщения
VelkanДата: Вторник, 17.01.2012, 14:24 | Сообщение # 44
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Кержак, Я нахожу материалы и выкладываю, что бы косяков поменьше было. Как я понял, то казаки оружие вообще никакое не давали Якутам, а еще и даже конфисковывалии smile


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 14:29 | Сообщение # 45
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Velkan, ну дык.
тока не давать не давали но продавать - продавали
все было
тока дорого.
и редко
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 14:32 | Сообщение # 46
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Происхождение якутов

Якуты относятся к числу народов со сложным этническим образованием, сформировавшимся в результате взаимодействия двух процессов, протекавших "в беспрерывном единстве" - дифференциации различных этнокультур и их интеграции.
Этногенез якутов начинается с эпохи ранних кочевников, когда на западе Центральной Азии и в Южной Сибири развивались культуры скифо-сибирского типа, связанные своим происхождением с иранскими племенами. Отдельные предпосылки этой трансформации на территории Южной Сибири уходят в глубь II тыс. до н.э. Наиболее отчетливо истоки этногенеза якутов и других тюркоязычных народов Саяно-Алтая прослеживаются в пазырыкской культуре Горного Алтая. Ее носители были близки к сакам Средней Азии и Казахстана. Ираноязычность пазырыкцев подтверждается также данными топонимики Алтая и прилегающих к нему районов Южной Сибири. Этот дотюркский субстрат в культуре народов Саяно-Алтая и якутов проявляется в их хозяйстве, в вещах, выработанных в период раннего кочевничества, таких, как железные тесла, проволочные серьги, медные и серебряные гривны, кожаная обувь, деревянные кубки-чороны. Эти древние истоки прослеживаются и в декоративно-прикладном искусстве алтайцев, тувинцев, якутов, сохранившемся влиянии "звериного стиля".

Древнеалтайский субстрат обнаруживается у якутов в погребальном обряде. Это - олицетворение коня со смертью, обычай устанавливать на могиле деревянный столб - символ "древа жизни", а также кибэсы, специальные люди, занимавшиеся погребениями. Они, как и зороастрийские "служители мертвых", содержались вне поселений. В этот комплекс входит культ коня и дуалистическая концепция - противопоставление божеств айыы, олицетворяющих добрые творческие начала и абааhы, злых демонов.
Дотюркский комплекс в духовной культуре проявляется в олонхо, мифологии и культе айыы. Во главе божеств айыы стоял Урун Aap-тойон "белый священный творец господь". Его жрецы - белые шаманы, как служители Ахура-Мазда, носили белые одеяния и во время моления пользовались веткой березы, как жрецы - баресмой, пучком тонких веток. Якуты свое "мифологическое начало" связывали с божествами айыы. Поэтому в эпосе они называются "айыы аймаhа" (буквально: сотворенные божествами айыы). Кроме того, основные названия и термины, связанные с культом айыы и мифологией, имеют индоиранские параллели, среди которых наблюдается больше совпадений с индоарийскими. Это положение, например, иллюстрирует богиня деторождения Айыылишт, вероятно, близкая к образу ведийской богини Ли, или такие слова, как якутское кыраман "проклятие" и индийское карма "возмездие". Параллели прослеживаются и в бытовой лексике (например, др. инд. vis "род", "племя", як. биис в том же значении и др.). Эти материалы согласуются с данными иммуногенетики. Так, в крови 29,1 % якутов, исследованных В.В. Фефеловой в разных районах республики, обнаружен антиген HLA-AI, встречаемый только в европеоидных популяциях. Он у якутов часто встречается в сочетании с другим антигеном - HLA-BI7. А они вместе прослеживаются в крови двух народов - якутов и индийцев-хинди. Наличие скрытого древнего европеоидного генофонда у якутов подтверждается и данными психологии: обнаруживание у них т.н. "межполушарного типа мышления". Все это подводит к мысли о том, что в этногенезе якутов приняли участие какие-то древние отуреченные группы индоиранского происхождения. Возможно, ими были роды, связанные с пазырыкцами Алтая. Физический тип последних отличался от окружающего их европеоидного населения более заметной монголоидной примесью. Кроме того, для сакской мифологии, оказавшей огромное воздействие на пазырыкцев, характерны параллели в большей степени с ведийской.
Скифо-хуннские истоки в этногенезе якутов в дальнейшем развивались по двум направлениям. Первое условно названо мною "западным" или южносибирским. В его основе лежали истоки, выработанные под влиянием индоиранской этнокультуры.
Второе - "восточное" или "центральноазиатское". Оно представлено немногочисленными якутско-хуннскими параллелями в культуре. Хуннская среда являлась носительницей исконной центральноазиатской культуры. Эта "центральноазиатская" традиция прослеживается в антропологии якутов и в религиозных представлениях, связанных с кумысным праздником ыьыах и остатками культа неба - танара.
Западные районы Центральной Азии и Алтай считаются местами формирования тюркских племен, потому вобрали многие культурные установки скифо-сакских кочевников. В V в. древние тюрки из районов Восточного Туркестана, заселенных ираноязычными племенами, переселились в Южный Алтай и включили в свой состав местные племена. Древнетюркская эпоха, начавшаяся в VI в., по территориальному охвату и грандиозности своего культурного и политического резонанса, ничуть не уступала предшествующему периоду. С такими эпохальными периодами, порождающими в целом единую нивелированную культуру, порой трудно дифференцируемую в конкретном этническом плане, обычно связываются новые витки этногенеза. Наряду с другими зтнообразованиями в древнетюркскую эпоху происходило формирование тюркских основ якутского языка и культуры.
Якутский язык по лексико-фонетическим особенностям и грамматическому строю отнесен к числу древних тюркских наречий. Но уже в VI-VII вв. тюркская основа языка существенно отличалась от древнеогузского: по С.Е. Малову, якутский язык по своей конструкции считается языком дописьменным. Следовательно, или основа якутского языка первоначально не являлась тюркской, или же она отделилась от тюркского в древности, когда последний переживал период огромного культурно-языкового воздействия индоиранских племен и развивалась в дальнейшем обособленно. Сопоставление культуры якутов с древнетюркской показало, что в якутском пантеоне и мифологии более последовательно сохранились именно те стороны древнетюркской религии, которые развивались под воздействием предшествующей скифо-сибирской эпохи. Но вместе с тем якуты сохранили многое в верованиях и погребальном обряде. В частности, вместо древнетюрксхих камней-балбалов якуты ставили деревянные столбики-шесты.
Но если у тугю количество камней на могиле покойного находилось в зависимости от людей, убитых им на войне, то у якутов количество устанавливаемых столбиков зависело от количества зарытых с умершим и съеденных на его тризне коней. Юрту, где умер человек, срывали до основания и получалась четырехугольная земляная оградка, наподобие древнетюркских оградок, сооружаемых на стороне от могилы. На месте, где лежал умерший, якуты ставили истукан-балбах, тяжелую мерзлую глыбу из навоза, разведенного глиной. В древнетюркскую эпоху вырабатываются новые культурные эталоны, трансформирующие раннекочевнические традиции. Этими же закономерностями характеризуется материальная культуры якутов, которую принято считать тюркской.
Тюркские предки якутов отнесены к числу "гаогюйских динлинов" - телесских племен, среди которых одно из главных мест принадлежало древним уйгурам. В якутской культуре сохранились некоторые параллели, связанные с ним: культовые обряды, использование коня для сговора при заключении браков; некоторые термины, связанные с верованиями и способами ориентации на местности.
К числу телесских племен относились и курыканы Прибайкалья, сыгравшие известную роль в становлении скотоводов Лены. В происхождении курыкан принимали участие местные, по всей вероятности, монголоязычные скотоводы, связанные с культурой плиточных могил или шивэйцами и, возможно, древние тунгусы. Но в этом процессе ведущее значение принадлежало пришлым тюркоязычным племенам, родственным древним уйгурам и кыргызам. Культура курыкан развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом. Под влиянием местного монголоязычного субстрата тюркское кочевое хозяйство оформилось в полуоседлое скотоводство со стойловым содержанием скота. Впоследствии якуты через своих прибайкальских предков распространили на Средней Лене скотоводческое хозяйство, некоторые предметы быта, формы жилищ, глиняные сосуды и, вероятно, унаследовали свой основной физический тип.
В X-XI вв. в Прибайкалье, на Верхней Лене появились монголоязычные племена. Началось их совместное проживание с потомками курыкан. В дальнейшем часть этого населения (потомки курыкан и другие тюркоязычные группы, испытавшие сильное языковое воздействие монголов) спустились вниз по Лене и стали ядром в формировании якутов.
В этногенезе якутов прослеживается участие второй тюркоязычной группы с кипчакским наследием. Это подтверждается присутствием в якутском языке нескольких сот якутско-кыпчакских лексических параллелей. Кипчакское наследие, как нам представляется, проявляется через этнонимы ханалас и саха. Первый из них имел вероятную связь с древним этнонимом ханлы, носители которого в дальнейшем вошли в состав многих средневековых тюркских народов. Особенно велика их роль в происхождении казахов. Этим следует объяснить наличие ряда общих якутско-казахских этнонимов: одай - адай, аргин - аргын, мэйэрэм суппу - мейрам сопы, ерас куел - оразкельды, туер тугул - гортуур. В XI в. канглы-печенеги вошли в состав кипчаков. Звеном, связующим якутов с кипчаками, является этноним сака, со множеством фонетических вариантов, встречаемых среди тюркских народов: сокы, саклар, сакоо, секлер, сакал, сактар, саха. Первоначально данный этноним, видимо, входил в круг телесских племен. Среди них, наряду с уйгурами, курыканами, китайские источники помещают племя сейке. Среди этих племен кочевали и сиры, которые, как считает С.Г.Кляшторный, с VIII в. стали именоваться кыбчаками. При этом нужно согласиться с мнением С.М. Ахинжанова о том, что первоначальным местом пребывания кипчаков были южные склоны Саяио-Алтайских гор и степей. Небольшой Сирский каганат в VII в. включил в свой состав енисейских киргизов. В VIII в. после разгрома тугю и сиров, уцелевшая часть сиров отошла на запад и заняла Северный Алтай и верховья Иртыша. С ними, видимо, отошли и носители этнонима сейке-сака. В IX в. вместе с кимаками кипчаки образовали новый союз. В XI в. в состав кипчаков вошли канглы и в целом кипчакский этнографический комплекс образовался в XI-XII вв.
Родство якутов с кипчаками определяется наличием общих для них элементов культуры - обряда погребения с остовом коня, изготовления чучела коня, деревянных культовых антропоморфных столбов, предметов украшений, связанных в своей основе с пазырыкской культурой (серьги в виде знака вопроса, гривны), общих мотивов орнамента. Древнее "западное" (южносибирское) направление в этногенезе якутов в эпоху средневековья было продолжено кипчаками. И, наконец, этими же связями объясняются сюжетные параллели, обнаруживаемые в дастанах волжских татар и якутском цикле исторических преданий "Эллэяда", т.к. на формирование татар огромное воздействие оказали средневековые половцы.
Эти выводы в основном получили подтверждение на основе сравнительного изучения традиционной культуры якутов и культур тюркских народов Саяно-Алтая. В целом эти культурные связи распадаются на два основных слоя - древнетюркский и средневековый кыпчакский. В более условном разрезе якуты сближаются по первому слою через огузско-уйгурский "языковой компонент" с сагайской, бельтирской группами хакасов, с тувинцами и некоторыми племенами североалтайцев. У всех этих народов, кроме основной скотоводческой, распространена также культура горно-таежного облика, с которой связаны рыболовческо-охотничьи навыки и приемы, строительство стационарных жилищ. Вероятно, с этим слоем связаны малочисленные словарные сходства между якутским и кетским языками.
По "кипчакскому слою" якуты сближаются с южными алтайцами, тобольскими, барабинскими и чулымскими татарами, кумандинцами, телеутами, качинской и кызыльской группами хакасов. Видимо, по этой линии проникают в якутский язык небольшие привнесения самодийского происхождения (например, як. отон "ягода" - самоед.: ode "ягода"; як. кытыш "можжевельник" - финно-угр. kataya "можжевельник"). Притом заимствования из финно-угорских и самодийских языков в тюркские довольно часты для обозначения ряда пород деревьев и кустарников. Следовательно, эти контакты связаны в основном с лесной присваивающей ("собирательской") культурой.
По нашим данным, проникновение первых скотоводческих групп в бассейн Средней Лены, ставших основой в сложении якутской народности, началось в XIV в. (возможно и в конце XIII в.). В общем облике материальной культуры кулун-атахцев прослежены некоторые местные истоки, связанные с ранним железным веком, при доминирующей роди южных основ.
Пришельцы, осваивая Центральную Якутию, произвели коренные изменения в хозяйственной жизни региона - привели с собой коров и лошадей [4], организовали сенокосно-пастбищное хозяйство. Материалы из археологических-памятников XVII-XVIII вв. зафиксировали преемственную связь с культурой кулун-атахцев. Вещевой комплекс из якутских погребений и поселений XVII-XVIII вв. находит свои ближайшие аналогии в Южной Сибири, преимущественно охватывающей районы Алтая и Верхнего Енисея в пределах X-XTV вв. Параллели, наблюдаемые между курыканской и кулун-атахской культурами, в это время как бы затушевываются. Но выявляются кыпчако-якутские связи по сходству черт материальной культуры и погребального обряда.
Влияние монголоязычной среды в археологических памятниках XIV-XVIII вв. практически не прослеживается. Но оно проявляется в языковом материале, а в хозяйстве составляет самостоятельный мощный пласт. При этом интересно то, что якуты, как монголоязычиые шивэйцы, ездили на санях, запряженных быками и занимались подледным рыболовством. Как известно, этногенез покоится на трех главных компонентах - историко-культурном, языковом и антропологическом. С этой точки зрения, оседлое скотоводство, сочетающееся с рыболовством и охотой, жилища и хозяйственно-бытовые постройки, одежда, обувь, орнаментальное искусство, религиозно-мифологические воззрения якутов имеют южносибирскую, в своей основе тюркскую платформу. Устное народное творчество, народные знания, обычное право, имея тюркско-монгольскую основу, окончательно сформировались в бассейне Средней Лены.
Исторические предания якутов, во всем согласии с данными археологии и этнографии, происхождение народа связывают с процессами переселения. По этим данным, именно пришлые группы, возглавляемые Омогоем, Эллэем и Улуу-Хоро, составили основной костяк якутского народа.
В лице Омогоя можем усмотреть потомков курыкан, принадлежавших по языку к огузской группе. Но их язык, видимо, испытал влияние древней прибайкальской и пришлой средневековой монголоязычиой среды. Потомки Омогоя занимали весь север Центральной Якутии (Намекни, Дюпсюно-Борогонский и Баягантайский, т.н. "ахающие" улусы). Интересно то, что, по материалам гипполога И.П.Гурьева, лошади из Намского района проявляют наибольшее сходство с монгольской и ахалтекинской породами. Эллэй олицетворял собой южносибирскую кипчакскую группу, представленную в основном кангаласцами. Кипчакские слова в якутском языке, по определению Г.В. Попова, в основном представлены редкоупотребляемыми словами. Из этого следует, что эта группа не оказала ощутимого воздействия на фонетический и грамматический строй языка старотюркского ядра якутов.
Предания об Улуу-Хоро отразили приход монгольских групп на Среднюю Лену. Это согласуется с предположением лингвистов о проживании монголоязычиого населения на территории современных "акающих" районов Центральной Якутии. Таким образом, якутский язык по грамматическому строю принадлежит к огузской группе, по лексике - к огузско-уйгурской и отчасти кыпчакской. В нем выявляется древний "подпочвенный" слой лексики индоиранского происхождения. Монгольские заимствования в якутском языке имеют, видимо, двух или трехслойное происхождение. Относительно малочисленны слова эвенкийского (тунгусо-маньчжурского) привнесения.
По нашим данным, формирование современного физического типа якутов завершилось не ранее середины II тыс. н.э. на Средней Лене на основе смешения пришлых и аборигенных групп. Часть якутов, образно названная "палеоазиатами в центральноазиатских масках", вливалась постепенно в состав народа через тунгусский ("байкальский") субстрат, т.к. южные пришельцы не могли здесь застать коряков или других палеоазиатов. В южном антропологическом пласте якутов возможно выделение двух типов - довольно мощного центральноазиатского, представленного прибайкальским ядром, испытавшим влияние монгольских племен, и южносибирского антропологического типа с древним европеоидным генофондом. В дальнейшем эти два типа слились в одно, образуя южный костяк современных якутов. При этом, благодаря участию хоринцев центральноазиатский тип становится преобладающим.
Следовательно, хозяйство, культура и антропологический тип якутов окончательно сформировались на Средней Лене. Приспособление хозяйства и культуры южных пришельцев к новым природно-климатическим условиям севера, происходило за счет дальнейшего усовершенствования своих исконных традиций. Но естественная для новых условий эволюция культуры выработала многие специфические особенности, присущие только якутской культуре.
Принято считать, что завершение процесса этногенеза происходит в момент появления отчетливого этнического самосознания, внешним проявлением которого становится общее самоназвание. В торжественной речи, особенно в фольклорно-обрядовой, употребляется словосочетание "ураанхай-саха". Вслед за Г.В. Ксенофонтовым, можно было бы усмотреть в ураанхай обозначение тунгусоязычных, вошедших в состав формирующихся саха. Но скорее всего, в старину вкладывали в это слово понятие "человек" - человек-якут (первозданный якут), т.е. ураанхай-саха.
Саха дьоно - "якутский народ" к приходу русских представлял "первичную" или "постплеменную народность", возникшую в условиях раннеклассового общества непосредственно на базе родоплеменных отношений. Поэтому завершение этногенеза и формирование основ традиционной культуры якутов произошло в пределах XVI в.
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Вторник, 17.01.2012, 17:32 | Сообщение # 47
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Кержак, Velkan, MADCAP-234, спасибо! Более-менее усвоил (Атаман, как всегда, немилосерден - там же половина слов - незнакомые) smile
Velkan, ты мне про борьбу напиши, как бы ты боролся с сильным соперником. Ну не могу я тебе шибздика подставлять! И чтобы трагизьм в ситуации был.
И еще скажи, ты руду железную в тех местах найдёшь. (олово и ртуть - неинтересно). Или будешь соль варить? Или каменную отыщешь?


Зануда. Незлой
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 17:35 | Сообщение # 48
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Сергей_Калашников, зачем ему такие трудности - железо и тд - ему золото надо искать.
чуток накатает и все - в дамках
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Вторник, 17.01.2012, 17:43 | Сообщение # 49
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
ему золото надо искать
Боязно. Кстати, в те поры и серебро в цене, а он знает, где его наколупать. Только становиться первой жертвой золотой лихорадки... он же много книжек читал.
Не удаётся выковырять из Интернета геологическую карту Верхоянского района.


Зануда. Незлой
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 18:23 | Сообщение # 50
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
кому боязно? так зачем озвучивать? тихо накопал и вали куда нить - правда инфраструктуры в то время ноль.
надо в купцы выбиваться
ну и тд
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Вторник, 17.01.2012, 18:40 | Сообщение # 51
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
надо в купцы выбиваться

Айтал в этом плане - удачный вариант. Явно торговую операцию проводит - значит, есть рынок и клиентура. Связей-то пока - она да Ким. При плотности населения 0,01 человека на квадратный торговать нужно вразъезд и по заказам.
Будет над чем помыслить. Принимаются все предложения и, надеюсь, вставки. Всё приделаю.


Зануда. Незлой
 все сообщения
КержакДата: Вторник, 17.01.2012, 19:06 | Сообщение # 52
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
торговать - единственный путь для Мишки
охотником ему быть - резона мало да и не обеспечить ему себе жизнь так.
 все сообщения
MADCAP-234Дата: Среда, 18.01.2012, 06:28 | Сообщение # 53
подхорунжий
Группа: Джигиты
Сообщений: 268
Награды: 3
Статус: Offline
Quote (Сергей_Калашников)
Не удаётся выковырять из Интернета геологическую карту Верхоянского района.


гляньте здесь.тут все по российским месторождениям.
http://www.vsegei.ru/ru/info/gisatlas/
 все сообщения
КауриДата: Среда, 18.01.2012, 06:49 | Сообщение # 54
Хранительница
Группа: Хранительница
Сообщений: 14471
Награды: 153
Статус: Offline
Quote (MADCAP-234)
гляньте здесь.тут все по российским месторождениям.




 все сообщения
VelkanДата: Среда, 18.01.2012, 15:36 | Сообщение # 55
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Сергей_Калашников, Карту фактов не обещаю, вернее совсем не обещаю, она млин сов.сов секретна и сейчас к таким картам у меня доступа нет smile Но общую схему месторождений выложу. Только надо в ЯнГРЭ сходить. Поищу и выделю, что поблизости.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Среда, 18.01.2012, 18:00 | Сообщение # 56
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Нашел каменный уголь - большое месторождение на Индигирке. Но, может быть есть где-то поближе выходы небольших пластов? Железная руда - в ту же сторону, что и уголь, но двое ближе. Не знаю - гематит или магнетит?
Промышленность начнём строить в последовательности соль-бронза-железо. Пущай Якутия платит ясак шуваловскими единорогами - чай, довезут их до Москвы (по Тунгуске в Енисей, а дальше - через Архангельск). А шкурки - они здесь нужнее. Для зимней одежды. Да и не стоит уж сильно соболя-то побивать.
Путешествовать будем - ты только показывай куда, и сразу поедем.
Не забывай - ты знаешь якутскую письменность, которую создадут почти через триста лет. А для оседлого народа это означает сохранение эпоса и кулинарных рецептов. И не только кулинарных. Так что на старости лет откроем Верхоянский Индустриальный Техникум с факультетом учителей младших классов.
Пока осматриваешься - подскажи, чего бы приметить.
Сталь выплавим, как только доберёмся до топлива - на древесном угле нам долго не простоять. Даже если уголь там длиннопламенный - переведём в жидкую фракцию, прогреем факелом в колонне, и замедлим приток воздуха - угарный газ восстановит железо и обойдёмся без возни с чугуном. И окалину меньше выколачивать.
А без карты можно обойтись - показывай куда идти и по каким признакам что находить.


Зануда. Незлой
 все сообщения
VelkanДата: Среда, 18.01.2012, 18:19 | Сообщение # 57
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Quote (Сергей_Калашников)
Нашел каменный уголь - большое месторождение на Индигирке. Но, может быть есть где-то поближе выходы небольших пластов? Железная руда - в ту же сторону, что и уголь, но двое ближе. Не знаю - гематит или магнетит? Промышленность начнём строить в последовательности соль-бронза-железо. Пущай Якутия платит ясак шуваловскими единорогами - чай, довезут их до Москвы (по Тунгуске в Енисей, а дальше - через Архангельск). А шкурки - они здесь нужнее. Для зимней одежды. Да и не стоит уж сильно соболя-то побивать. Путешествовать будем - ты только показывай куда, и сразу поедем. Не забывай - ты знаешь якутскую письменность, которую создадут почти через триста лет. А для оседлого народа это означает сохранение эпоса и кулинарных рецептов. И не только кулинарных. Так что на старости лет откроем Верхоянский Индустриальный Техникум с факультетом учителей младших классов. Пока осматриваешься - подскажи, чего бы приметить. Сталь выплавим, как только доберёмся до топлива - на древесном угле нам долго не простоять. Даже если уголь там длиннопламенный - переведём в жидкую фракцию, прогреем факелом в колонне, и замедлим приток воздуха - угарный газ восстановит железо и обойдёмся без возни с чугуном. И окалину меньше выколачивать. А без карты можно обойтись - показывай куда идти и по каким признакам что находить.

Пока остаемся на местности и смотрим как и кто перемещался по местности. Например, казаки поднялись с устья Яны, с моря Лаптевых. После ледостава их можно будет озадачить о зимней дороге на Якутск. Примерный маршрут знаю. Не заплутаем.
Потом показывать пока лето и осень залежи олова, свинца и железа.Они почти совсем под боком... Недели не пройдет как можно дойти до мест. И сказать, что эти места мне отец показал. Который был кузнецом. Но умер во время мора. Как то так.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Среда, 18.01.2012, 18:42 | Сообщение # 58
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Velkan)
показывать пока лето и осень залежи олова, свинца и железа
Железо покажем батюшке Айтал. Наверняка из привозного железа всё куют. Болотная руда, если и есть - то в мерзлоте. Вот пусть за зиму и наладят выплавку. Тогда солеварня - попутный промысел.
Семья Айтал - динлины. Они умеют рубить деревянные юрты на восемь углов (встречались при раскопках в Хакассии)
Живёт эта семья тут с 1400-х годов, а якуты пришли в 1500-х и восточнее Яны их пока мало - не успели расселиться.
К казакам пока присматриваешься. Ты ведь ещё не принят ими в свою среду - это произойдёт позднее. Счас, выложу очередной шажок в этом направлении.


Зануда. Незлой

Сообщение отредактировал Сергей_Калашников - Среда, 18.01.2012, 18:44
 все сообщения
VelkanДата: Среда, 18.01.2012, 18:48 | Сообщение # 59
Охотник и рыбак
Группа: Модераторы
Сообщений: 3809
Награды: 13
Статус: Offline
Quote (Сергей_Калашников)
Железо покажем батюшке Айтал. Наверняка из привозного железа всё куют. Болотная руда, если и есть - то в мерзлоте. Вот пусть за зиму и наладят выплавку. Тогда солеварня - попутный промысел.

Якуты ковали железо и очень хорошего качества. С этого и казаки удивлялись. При этом, что якуты делают железо из каменьев. Болотного тут не использовали. Но это было у Якутска. Так и тут залежы не хуже. Покажем семье Айтал? Без проблем.
Якуты рубили деревянные юрты, только четырехстенные. Дай ссылку на фотку юрты Хакасов. Чет я не могу найти юрты якутов. Хотя щас поищу.


Делай что должно, случится чему суждено.
 все сообщения
Сергей_КалашниковДата: Среда, 18.01.2012, 19:02 | Сообщение # 60
Зануда. Незлой
Группа: Авторы
Сообщений: 1867
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Velkan)
Дай ссылку на фотку юрты Хакасов
Не могу. Читал только описание раскопок. Остатки крыши не сохранились. Похоже на срубы крепостных башен и церквей, но круглая форма (приближённо) трактовалась исследователем как дань традиции круглых юрт - это ведь целая культура. Остатки крыши не сохранились.

Quote (Velkan)
Якуты рубили деревянные юрты, только четырехстенные.
Тогда пусть будет четырёхстенная. Я просто прочитал про наклонные стены из жердей, обмазанные глиной - видимо это был переходной период при переезде из степи в тайгу. Наверняка в обиходе использовались многие "проекты"


Зануда. Незлой
 все сообщения
Форум Дружины » Авторский раздел » тексты Калашникова Сергея » Проект ЯКУТ - МАТЕРИАЛЫ (материалы к проекту)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Главная · Форум Дружины · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA · Д2
Мини-чат
   
200



Литературный сайт Полки книжного червя

Copyright Дружина © 2017