Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная| Форум Дружины
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA
Страница 3 из 16 « 1 2 3 4 5 15 16 »
Модератор форума: aspesivcev  
Форум Дружины » Авторский раздел » Тексты aspesivcevа » Настоящий потоп (Пятая часть цикла о попаданце в Дикое поле семнадцатого века)
Настоящий потоп
aspesivcev Дата: Понедельник, 09.05.2011, 13:23 | Сообщение # 61
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
откуда такая инфа?

Из прочитанного. Разные статьи, там имена упоминаются. Ахмеды и Исламы... Кстати, предок князей Черкасских был, кажется, крестившимся мусульманином. Это было естественно, они ведь подчинялись хану, шамхалу, ориентировались на самое сильное государство - Османский султанат. Именно в 16 веке начало медленное омусульманивание черкесов. Они стали оглядываться именно на турок поставлять им рабов, в основном черкесов. Кстати, в плену черкесы массово переходили в ислам, для получения воли. Поначалу первая книга у меня о них была не такой, пришлось много корректировать в соответствии с прочитанным.
Но в массе, Вы правы, в то время черкесы были язычниками.


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Понедельник, 09.05.2011, 13:29 | Сообщение # 62
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
в те времена черкесы были христианами но очень наивными
суть втом что после взятия царьграда турками поддержка черкесской церкви константинополем исчезла.
но реальный переход в ислам - куда позднее
в 17 веке черкесы плевать хотели и на татар и на турок - они сами по себе.
а то что между собой воевали и людьми торговали - так ведь был спрос...
русские тоже не хило в этом в свое время отметились да и половцы и тд и тп.
 все сообщения
Кержак Дата: Понедельник, 09.05.2011, 13:34 | Сообщение # 63
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
впрочем, допускаю, что мои сведения и вообще инфа по теме не корректны и не точны.
 все сообщения
PKL Дата: Понедельник, 09.05.2011, 15:52 | Сообщение # 64
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
Quote (Кержак)
в 17 веке черкесы плевать хотели и на татар и на турок - они сами по себе.

Если брать черкесов (в широком смысле) в первой половине 17 века, то разные кланы ориентировались на разные силы, причем комбинации выстраивались самые причудливые. Хотя если условно - восточные (Малая Кабарда) тяготели к Московии, северо-западные к Крыму.

Кроме того не надо забывать про Иран. Аббас I сделал его ведущим игроком на Кавказе - и в описываемое время Ирану принадлежит гегемония и в Азербайджане и в большей части Грузии, у турок осталась только узкая полоса побережья Черного моря.



Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
PKL Дата: Понедельник, 09.05.2011, 16:04 | Сообщение # 65
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
Хочу еще пару карт России того времени выложить. Не знаю, может у Автора они есть, но для пишущих о 17 веке - весьма интересное зрелище.

Первая - изданная в 1641 г. в Амстердаме «Russia, vulgo Moscovia» (Россия в просторечии Московия)

Вторая - предположительно издана в Лондоне в 1640-х годах. Написано "Карта России".
В левом углу-титул: Великий Государь, Царь и Великий князь Михаил Федорович.




Прикрепления: 1784354.jpg(566Kb) · 7217088.jpg(691Kb)


Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
curser Дата: Понедельник, 09.05.2011, 22:31 | Сообщение # 66
Живопыра
Группа: Станичники
Сообщений: 1734
Награды: 18
Статус: Offline
Черкесы - черкасы 14-17 веков это не только Кавказ но низовья Волги и Дона , кроме того черкесы служили и в ВКЛ .

М. Крушинский, г. Краков
ЧЕРКЕССКИЕ КНЯЗЬЯ В ПОЛЬШЕ

В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами (польские писатели нашего времени утверждают, что там было 300 воинов). Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков, которыми те были очень довольны. Вот имена этих князей:
Касим Камбулатович (Черкасский)
Гаврила Камбулатович (Черкасский)
Онышко/Александр Кудадек (Черкасский), сын очень важного Западно-Черкесского князя Сибок Васул Консаукович. Темрюк Жумкович был знаком с Сибок и членами его клана
Солтан Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка
Темрюк Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка.
http://kraevedenie.net/2010/01/26/cherkas-cherkez/

ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР
О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ

Есть еще разные другие татары, обитающие на границе России, как-то: нагайцы, черемисы, мордва, черкесы и щелкалы, которые отличаются от крымских татар более названием, нежели управлением или чем-либо другим. Исключение составляют одни черкесы, примыкающие к юго-западной границе со стороны Литвы, которые гораздо образованнее прочих татар, собой весьма красивы и благородны в обращении, следуя в этом обычаям польским. Некоторые из них подчинились королям польским и исповедуют христианскую веру.
http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fletcher/frametext4.htm

Ясно что среди них были и христиане и мусульмане . Донским же казакам конечно приходилось встречаться с воровскими черкасами и не всегда мирно . Были служилые черкасы и на службе Московской Руси

А.А.Танков.ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ КУРСКОГО ДВОРЯНСТВА.

. В Царской грамоте путивльскому голове Зиновьеву [9] говорится, что с ним велено было отпустить в поле с Путивля 45 Черкас. В 1589 году путивльским выезжим Черкасам атаману Аггею “с товарищи” были отведены дворовые места в Путивле для своего устройства, здесь они просили пособия у Государя. Вообще Черкасы, поступившие на службу в Россию, несли ее наравне с дворянами и детьми боярскими. Так, голова Василий Андреев выручил из плена донецких атаманов Яковлева и Новгородца и разбил отряд воровских Черкас. Атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов с путивльскими Черкасами были отправлены на Псел и на Донец преследовать воровских Черкас. В другой раз Лысый разбил черкасского атамана Лазаря и отнял имущество и оружие, ограбленное у путивльских севрюков, в третий раз он отбил кош атамана Карнауха, разбил в Путивльском уезде атамана Берчуна.

Мартынов разбил атамана Колошу, опустошавшего Государевы бортные ухожья. Черкасские атаманы со своими отрядами помогали Русским воинским отрядам против Татар и казаков, так они разбили воровской разбойничий отряд Сеньки Колпакова. Таких отрядов и шаек было много. По Осколу и Донцу грабил воровской атаман Мишук, он разбивал станичников, приходил под Рыльск и Новосиль (в Путивльском крае) и похищал стада. Против Мишука Правительство принимало деятельные меры.

В 1593 году было приказано Донским казакам промышлять в Cеверского Донца на перевозах и шляхах над Крымцами вместе с Государевыми людьми путивльскими детьми боярскими и Запорожскими казаками под предводительством гетмана Косицкого. Черкасы, подобно Русским служилым людям, были наделяемы поместными окладами, и сами били челом о поверстанье и о поместном и денежном жалованьи.

С течением времени Черкасы, а в особенности их предводители и начальники сделались Русскими дворянами в Белгородско-Курском крае, вступив в сословие детей боярских и положили основание некоторым родам Курского Дворянства, будучи испомещены в Курском крае. Этот факт принадлежит к очень важным в истории образования дворянского сословия в названном нами крае. Развитие его последовало в следующие царствования.
http://diderix.petergen.com/plz-t8.htm

 все сообщения
aspesivcev Дата: Вторник, 10.05.2011, 10:54 | Сообщение # 67
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
в те времена черкесы были христианами но очень наивными

Нет, в большинстве - язычниками. Христианство в мусульманском окружении постепенно там отступало, однако доминирующим оно и раньше не было.
Quote (Кержак)
суть втом что после взятия царьграда турками поддержка черкесской церкви константинополем исчезла.

Да, Вы правильно назвали причину. Из центра прежней христианизации стали навязывать ислам.
Quote (Кержак)
в 17 веке черкесы плевать хотели и на татар и на турок - они сами по себе.

Нет однозначно. Они хану дань платили, а от стамбульских властей их торговля зависела, не только рабами. Жили сами по себе, но с оглядкой а Бахчисарай и Стамбул.
Quote (Кержак)
а то что между собой воевали и людьми торговали - так ведь был спрос...

Да, я ведь торговлю людьми отменять не решился, тогда это никто не понял бы.
Quote (PKL)
Если брать черкесов (в широком смысле) в первой половине 17 века, то разные кланы ориентировались на разные силы, причем комбинации выстраивались самые причудливые. Хотя если условно - восточные (Малая Кабарда) тяготели к Московии, северо-западные к Крыму.

Очень приблизительно... да.
Quote (curser)
разбил отряд воровских Черкас

В данном случае - запорожцев. Их на Руси черкасами кликали. А украинцев и белорусов - литвинами. smile


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Вторник, 10.05.2011, 11:12 | Сообщение # 68
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (aspesivcev)
Да, Вы правильно назвали причину. Из центра прежней христианизации стали навязывать ислам.

ну откуда вы это взяли?

черкесы зарабатывали людоловством и продажей своих соплеменников туркам и египтянам.
если бы они были мусульманами - то сразу амба, турки были бы вынуждены их отпускать на волю и тд.
то есть туркам было НЕ выгодно исламизировать черкесов категорически.
процесс этот реально пошел вперед ТОЛЬКО после Суворовских завоеваний в причерноморье - то есть не ранее 60-80 х годов 18 века, когда черкесы и вайнахи и тд и тп стали кадрами партизанской войны на восточном фланге Турции в борьбе с РИ.

Quote (aspesivcev)
Нет однозначно. Они хану дань платили, а от стамбульских властей их торговля зависела, не только рабами. Жили сами по себе, но с оглядкой а Бахчисарай и Стамбул.

сколько и кто платил? у них племен было с десяток... или больше.
да и вообще все в мире связанно, вот мы тоде зависели от торговли через Стамбул и тд и что?

насчет черкас и черкес - тут вопрос сложный, потому что если исходить из вашей посылки, то все черкасы - это казаки, но как тогда быть с вполне реальными черкесами? с князьями Черкасскими например? что тоже из казаков? так что....

 все сообщения
aspesivcev Дата: Вторник, 10.05.2011, 14:12 | Сообщение # 69
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
то есть туркам было НЕ выгодно исламизировать черкесов категорически.

Исламизировалась верхушка. Причём добровольно. Большинство простых черкесов жили по вере предков. Да и принимавшие ислам, если верить турку-путешественнику, жрали сало и на другие запреты шариата плевали. Жили по адату, частично и сейчас живут. Но мамелюкские сёла я не выдумал, были.
Quote (Кержак)
сколько и кто платил? у них племен было с десяток... или больше.

Больше. Платили ве, кто не жил высоко в горах. Кстати, Москва хану дань тоже платила.
Quote (Кержак)
насчет черкас и черкес - тут вопрос сложный, потому что если исходить из вашей посылки, то все черкасы - это казаки, но как тогда быть с вполне реальными черкесами? с князьями Черкасскими например? что тоже из казаков? так что....

Нет, нет, такого я не говорил! Но сечевиков реально черкасами в Москве называли. Это Кононюк в своём романе обыграл, кстати, если не читали - рекоменую. "Шанс. Праллельный переход".


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Вторник, 10.05.2011, 15:14 | Сообщение # 70
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
черкасы и сечевики - разные вещи
у нас на форуме пишется бер5 статья по истории казачества - вот посмотрите...

по верхушке - кто ее знает? лирика все это по сути, ничем особо не подтвержденная
по даням - Москва реально платила, и в чем тогда признак черкесской слабости? или вы хотите скзаать что Московское царство было зависимо от крыма?

 все сообщения
aspesivcev Дата: Вторник, 10.05.2011, 15:29 | Сообщение # 71
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
по верхушке - кто ее знает? лирика все это по сути, ничем особо не подтвержденная по даням - Москва реально платила, и в чем тогда признак черкесской слабости? или вы хотите скзаать что Московское царство было зависимо от крыма?

Имена. Если у князей, половины или даже больше, имена мусульманские... Но при таком повороте, как у меня, всё может быстро развернуться, согласен, что серьёзные кони в то время ислам в Черкессии не пустил.
Зависела ли Москва от Крыма... сложный вопрос. Хоть и обидный. Ведь, несмотря на дань, татары ещё и набеги устраивали. Фактически, до Софьи, пожалуй и в чём-то зависела. Хан ТРЕБОВАЛ дань, а царь выплачивал. Словес можно накрутить много, но дела говорят больше. Не могла тогда ещё Россия с турками воевать, как только достаточно окрепла - не только выплаты прекратила, но и завоёвывать начала.
А о казаках я столько прочитал... спасибо. Гляну, конечно.


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
curser Дата: Вторник, 10.05.2011, 16:46 | Сообщение # 72
Живопыра
Группа: Станичники
Сообщений: 1734
Награды: 18
Статус: Offline
Quote (aspesivcev)
Зависела ли Москва от Крыма... сложный вопрос. Хоть и обидный. Ведь, несмотря на дань, татары ещё и набеги устраивали. Фактически, до Софьи, пожалуй и в чём-то зависела. Хан ТРЕБОВАЛ дань, а царь выплачивал.

Дань Крыму за южнорусские земли платили еще посполитые . Когда эти земли перешли к Москве дань за эти земли ( за ненападение ) стала платить Москва . Такова была реальная обстановка , защитить на тот момент от набегов всю южную Русь возможностей не было .
А атаковать непосредственно московские рубежи после поражения под Молодями и на Котельских полях крымчаки больше не пытались . В 20-30 гг. 17 века война велась уже на рубежах Воронеж-Курск-Белгород , в 1636 г. началось возведение Белгородской 800км засечной черты .
 все сообщения
Кержак Дата: Вторник, 10.05.2011, 17:48 | Сообщение # 73
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
думаю, что факт некой дани мягко говоря не означает некого подчиненного статуса Москвы, не в том суть приятно или нет, просто не реально это.
и уж тем более не ясно как соотносятся дани татарам и отношения с турками...
мусульманские имена это вообще не признак никакой.
но спорить не буду, хотя еще в 19 веке часть черкесов не принявших ислам и остававшихся верными старой вере (смеси язычества и христианства) воевали с сторонниками имамата... и это было, а тот факт что значительную часть знати - пши, узденей и уорков сторонники имата просто вырезали...

http://virt-circassia.ucoz.com/publ/5-1-0-71
статья не супер бупер - но все равно, к слову там очень четко видно что в документах русских черкесов-кабардинцев черкасами зовут....

 все сообщения
aspesivcev Дата: Вторник, 10.05.2011, 23:07 | Сообщение # 74
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
но спорить не буду, хотя еще в 19 веке часть черкесов не принявших ислам и остававшихся верными старой вере (смеси язычества и христианства) воевали с сторонниками имамата... и это было, а тот факт что значительную часть знати - пши, узденей и уорков сторонники имата просто вырезали...

Могу добавить, что самые непримиримые враги русских - шапсуги - уехав в Турцию на ПМЖ, были в большинстве язычниками. Но имена, Вы не правы, означают веру. За редким исключением, которое подтвеждает правило. У тех же бесленеевцев уже лет 100 Гиреи оседали. Роднились с элитой, сами входил в её число... вся знать там постепенно к исламу склонилась. У других племён это было не так ярко, хотя те же кавказские ногаи уже поголовно мусульманами были, но процесс шёл. Медленно, неспешно... центром исламизации во второй половине 17 века стала Анапа, а до этого был Темрюк.
Quote (Кержак)
статья не супер бупер - но все равно, к слову там очень четко видно что в документах русских черкесов-кабардинцев черкасами зовут....

А статью, где черкасами кличут запорожцв найти ещё легче. Вероятно у предков были какие-то основания их называть одинаково, но, сами знаете, иберы жили и за Пиренеями и на Кавказе, албанцы - на Балканах и на Кавказе...


Анатолий Спесивцев

Сообщение отредактировал aspesivcev - Вторник, 10.05.2011, 23:35
 все сообщения
Кержак Дата: Среда, 11.05.2011, 08:32 | Сообщение # 75
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
Quote (aspesivcev)
центром исламизации во второй половине 17 века стала Анапа, а до этого был Темрюк.

анапа тогда была турецким портом
тут вопрос в том что черкасами звали не столько сечевков сколько вост украинцев - со слободской и северской украины, хотя я в теме не спец.
 все сообщения
aspesivcev Дата: Среда, 11.05.2011, 09:45 | Сообщение # 76
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
анапа тогда была турецким портом

Вы будете смеяться, но Челеби описал пустую, без людей крпость в 41 году. Донцы в гости приежали к османам, погуляли. Тогда даже в Анатолии турки селились на побережье тольк в крепостях, таких визитов боялись. biggrin
Quote (Кержак)
тут вопрос в том что черкасами звали не столько сечевков сколько вост украинцев - со слободской и северской украины, хотя я в теме не спец.

Нет. В документах тех лет, украинцев и белорусов звалилитвинами, много таких читал. Черкасы - запорожцы.


Анатолий Спесивцев

Сообщение отредактировал aspesivcev - Среда, 11.05.2011, 09:47
 все сообщения
PKL Дата: Среда, 11.05.2011, 10:19 | Сообщение # 77
Атаман
Группа: Походный Атаман
Сообщений: 6517
Награды: 62
Статус: Offline
Парочка статей по поводу Черкесии в свете обсуждаемого вопроса :

Генуэзцы в Черкессии (1266–1475)

К истории военного отходничества у адыгов



Доброй охоты всем нам!
 все сообщения
ber5 Дата: Среда, 11.05.2011, 15:47 | Сообщение # 78
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (aspesivcev)
Нет. В документах тех лет, украинцев и белорусов звалилитвинами, много таких читал. Черкасы - запорожцы.

Не совсем так. Черкасами довольно длительное время называли козаков вообще. Часто два термина "козак" и "черкас" в документах являются синонимами.
При этом различали, к примеру, "каневских черкас", "запорожских черкас" и даже "реестровых черкас". Последних трудно соотнести с собственно запорожцами.


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
Кержак Дата: Среда, 11.05.2011, 15:52 | Сообщение # 79
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
ber5, вот, то есть черкесы некая тема вообще - возможно какую то их часть переселяли в эти земли с сев кавказа
или они - наследники старой донской среды - потомки ясов - алано-сарматской среды...
 все сообщения
ber5 Дата: Среда, 11.05.2011, 15:57 | Сообщение # 80
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Добавлю, что все-таки чаще всего под черкасами современники - жители ВКМ понимали именно запорожцев, что совсем не удивительно.
Надо учитывать и то, что состав полков (как запорожских, так и городовых, и сердюцких, и кампанейских, и слободских и проч.) не был постоянным.
Имела место некая миграция, процесс взаимопроникновения.


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
Кержак Дата: Среда, 11.05.2011, 16:01 | Сообщение # 81
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
вопрос стоит так что обитатели низовских земель носили общее название

напомню, что панцирные хоругви по типу мах близкие к черкесским во многом совпадали по стилю с казацкими..

 все сообщения
ber5 Дата: Среда, 11.05.2011, 16:06 | Сообщение # 82
козак Мамай
Группа: Модераторы
Сообщений: 1134
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (Кержак)
возможно какую то их часть переселяли в эти земли с сев кавказа

Таких свидетельств вполне достаточно. Имели место отходы этнических черкесов в пределы Поднепровья и далее на запад.


козак душа правдива, як не горiлку п'є, то вошi б'є, а все не дармує
 все сообщения
aspesivcev Дата: Суббота, 14.05.2011, 19:31 | Сообщение # 83
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Луцкое чудо
Волынь, апрель 1639 года от Р. Х.

Хмельницкий старался максимально полно воспользоваться задержкой выхода польского войска на Русь. Казацкие полки рассыпались по западным воеводствам Малой Руси, осаждая замки, города и местечки, ещё контролируемые поляками и их сторонниками. Одно за другим вражеские укрепления становились казацкими. Но даже в подобном удобном случае рассчитывать на взятие мощных укреплений Львова, Замостья или Луцка не приходилось. Каменец-Подольский взял Кривонос, благодаря тому, что оборона к моменту его появления под стенами была сильно ослаблена голодом. Оставлять для осады других сильных крепостей большое войско означало резко ослаблять армию, идущую на решительный, самый главный бой. А взять штурмом без огромных потерь было никак невозможно. Богдан отправил под эти города небольшие отряды – попугать местную шляхту, чтоб сидела тихо и не думала ударить его войску в спину. Однако Луцк неожиданно пал. Воистину чудом Господним. Естественно, что чудо совершил человек не простой, можно сказать, почти святой.

* * *

В неспокойные времена лучше сидеть дома, желательно под защитой крепостных стен с охраняющим их многочисленным войском. Дороги в Малой Руси превратились в очень опасное место. Однако жизнь продолжалась, и далеко не все могли последовать подобному разумному совету: не высовый носа из дома. Если у тебя по лавкам сидят малые дети, а денег на покупку для них еды нет или скоро могут кончиться, никуда не денешься, будешь рисковать. Молились (Яхве, Христу, святой деве Марии или Николе Чудотворцу…), но трогались в опасный путь.
Небольшой обоз вёз из одного поместья на севере Волыни в оголодавший Луцк зерно. Путешествовали в нём люди с самыми разными целями. Евреи-торговцы рисковавшие головой ради сверхприбылей, ремесленники, отвозившие лично свои поделки для обмена на хлеб и теперь возвращавшиеся с тем, что удалось выменять, селяне из того самого поместья надеявшиеся сбыть выращенный ими хлебушек не задёшево. Все надеялись проскочить в город до подхода с юга казацкой армии. Хлеб стоил дорого и дорожал, чуть ли не каждую неделю, при удаче можно было неплохо заработать. А для некоторых целью был не заработок, а спасение от голодной смерти своих близких.
Скрипели в чьей-то телеге плохо смазанные оси, тихонько, но вслух молился кто-то из возниц, негромко стучали по сыроватой ещё дороге копыта лошадей. Изредка слышались лошадиные всхрапывания, понукание замедлившего почему-то трусцу коня. В связи с близостью завершения путешествия у многих уже забрезжила надежда, что оно скоро закончится удачей. Кто-то подсчитывал грядущие (огромные!) барыши, кто-то мечтал увидеть радостные глазёнки своих вечно голодных деток. Пронесла нелёгкая, вроде бы, уберегла от встречи с одним из многочисленных "казацких" - на самом деле хлопских – повстанческих отрядов. Уж те миловать бы в обозе никого не стали. Однако Удача дама капризная и непостоянная, своим вниманием несчастных в этот вечер обошла.
Когда навстречу обозу выскочил большой отряд всадников, все люди в нём взмолились, чтоб это был отряд из Луцка, ведь скакали они именно по дороге оттуда. Но, увидев вблизи подъехавших, приготовились к самому худшему. И хотя в обозе было оружие, сопротивляться никто и не пробовал. Против сотен сечевиков – легко опознаваемых по отвратительного вида тряпкам, на них напяленным – могли выстоять разве что недавно прибывшие в город немецкие наёмники, причём в не меньшем числе. Торговцам и ремесленникам в чистом поле об этом и мечтать нечего. Разозлишь этих разбойников и умрёшь не быстро, от удара сабли, а на колу или ещё каким неприятным способом. Впрочем, они не понимали в тот момент всей величины своего счастья. Для профессиональных грабителей они были не ненавистными жидами, а всего лишь добычей, да ещё и одним из ключиков к Луцку.
При виде главаря казаков хотелось сразу полезть за припрятанными деньгами. Уж очень выразительно он выглядел. Хоть и невеликого роста и без саженного размаха плеч, но молитвенное настроение и понимание тленности мирских богатств пробрало сразу всех. Да… святой человек, особенно обвешанный оружием с ног до головы и имеющий за спиной три сотни головорезов, внушает правильное отношение к жизни куда эффективнее, чем обычный поп (ксёндз, раввин). Вероятно, именно из-за своей святости.
Вопреки ожиданию обозников их не начали сразу рубить на мелкие кусочки. Оглядев череду телег, он довольно улыбнулся (пусть и у кого-то возникла ассоциация с волчьим оскалом – так нехристи же!) и тут же отослал куда-то одного из своих заризяк. Всё с тем же "милым" выражением лица атаман обратился к продолжавшим готовиться к смерти людям:
- Ну, що, панове жиды, повсыралыся?
Хотя половина застигнутых была совсем не евреями, а христианами, причём разнообразнейших конфессий, уточнять этот факт пока никто не спешил. Ни униаты, ни католики, ни баптист и арианин, ни даже православные. Раз немедленной резни не последовало, ждали продолжения. А вдруг… пронесёт? Пусть сразу в двух смыслах. Штаны можно потом и застирать.
Выждав немного, Срачкороб продолжил:
- А дарма (напрасно)! Не будемо мы вас сьогодни вбываты. Але доведеться вам за це видробыты.

* * *

Началась же эта история несколькими неделями раньше.
- Пьятнадцать чоловик на сундук мерця!.. – старательно выводил Юхим, нимало не заботясь географическим и историческим анахронизмом исполняемой песни. – Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Не колыхало это и других посетителей одного из шинков, выстроенных вокруг Сечи. Любой лыцарь имеет право петь всё, что ему хочется. И без пения знаменитого шутника в помещении было далеко не тихо. Да и полутемнота из-за лучинного освещения и густых клубов табачного дыма на интимную никак не тянула. Йоська Резник с помощниками выбивались из сил, обслуживая гуляющих вовсю сечевиков. Повсеместное изгнание евреев с Малой Руси его и хозяев других торговых точек, выстроенных вокруг крупнейшего в мире пиратского сборища, не коснулось. То есть пограбить их под выборы атаманов пограбили, но это были, можно сказать, плановые ограбления, заранее заложенные в цену товаров и услуг. Перспектива искать замену всем местным торговцам и трактирщикам никого здесь не вдохновила, поэтому чувствовали себя евреи, жившие рядом с гнездом антисемитизма, вполне комфортно. Приспособились.
- … и дьявил доведе тебе до кинця!.. – продолжал Срачкороб пение украинизированного им лично варианта единственной слышанной от Москаля-чародея песни. Петь тот не умел, голоса и слуха не имел, но как-то раз в сильно весёлом состоянии вдруг вспомнил и проорал эту песню. Крайне немелодично, но слова Юхиму понравились, и он потом выжал из друга и точный текст и мелодию.
- Йо-хо-хо, и бутылка рому! – допел-таки песню, сильно сожалея, что в припеве не имеет поддержки. Но гулявшие с ним казаки уже отдыхали, кто привалившись к столу, а кто и под ним. Срачкороба же сжигала обида на несправедливость бытия.
"Жил себе, не тужил, и на тебе – в святости вдруг стали подозревать! Не было печали, черти накачали. За что?!"
Всеобщее внимание в такой форме, да с поклонением, ему категорически не понравилось. А тут ещё – друг называется – Аркадий наговорил обидных слов, думая, что именно Юхим с Иваном устроили ему подлянку с женитьбой. Отгуляв-таки на свадьбе, Срачкороб сбежал на ставшую родной Сечь. Где и практически поселился в шинке, благо денег у него было много, хоть топись в горилке, если блажь такая в голову придёт.
Пил он в эти дни так, будто торопился повидаться с теми самыми маленькими зелёненькими чёртиками, хорошо известными многим. Однако дьявол знает почему, но горилка брала плохо и настроения совсем не поднимала, сколько не выпей. Присоединившиеся к гульбе сечевики, свои деньги успевшие пропить раньше, поотключались, пришлось самому себя пением развлекать. Вот тут к его столу подошёл какой-то подозрительный тип. Тощий, сутулый, без свойственной воинам ловкости в движении и сабли на боку. Не казак.
- Здравы будьте, пане казак.
- И тебе не болеть!
- Вот услышал в вашей песне слово «ром», а знаете ли вы, что он ещё хуже горилки? Пил я его в Данциге.
Одному сидеть было совсем скучно, поэтому Юхим пригласил подошедшего присаживаться:
- Садись вон туда, как там тебя? – показал пальцем на освободившееся в связи с выпадением на пол тела занимавшего ранее место за столом, одновременно наливая из большого штофа новому собутыльнику горилки в чарку выбывшего.
- Наверное, Марек я, - с некоторым сомнением представился тот, говоря с заметным польским акцентом, и присел на лавку. Чарку он взял и немедленно залпом выпил содержимое.
- Ик! Как это – наверное? Ты что, забыл, как тебя зовут?
- Да нет…
Выяснилось, что Марек, сын разорившегося ремесленника из Кракова. Ранее бывший истово верившим католиком, он не захотел гнуть целыми днями спину над чужой обувью и принял постриг, стал монахом бенедектинцем. И был наречён Николаем, в честь знаменитого святого. Надеялся сделать там благодаря своему шляхетству карьеру*. Но монашеская жизнь ему не понравилась, и он, подсуетившись, сумел понравиться одному из видных иезуитов города. Слышал, что те живут нормальной жизнью, в монастырях не запираются. Бог знает, как сложилась бы его судьба там, ленивым людям с завышенными требованиями везде плохо, но покровитель неожиданно умер. Брата Николая отправили в Луцк, на помощь местной иезуитской общине, заканчивавшей возведение огромного храма.
Увы, и в Луцке его сомнительные, если не отсутствующие таланты не оценили и в начальство не продвигали, зато работой нагружать не забывали. Достаточно скоро обиженный Николай проворовался и сбежал с украденным подальше. В место, где, как он надеялся, отцы-иезуиты его не достанут, на Сечь. Правда, здесь, узнав подробности казацкой жизни, принимать православие и вступать в войско он не спешил. Трусоват был Марек-Николай, дома воином не захотел стать и здесь не торопился за саблю браться.
Явную гнилость подсевшего к нему субъекта Юхим рассмотрел очень быстро, но одному было скучно, вот и смирился с не подходящим для лыцаря собутыльником. Под рассказы о порочности бенедиктинцев и подлости иезуитов и вырубился после опустошения очередной чарки. Похмелялся уже в своей, казацкой кампании, а здесь и война подоспела, пришлось с выпивкой завязывать до поздней осени. Ох и плохо ему было… хотя до зелёных чёртиков допиться так и не удалось, как ни старался. Организм бунтовал против резкого вывода алкоголя из дневного рациона и отказывался принимать внутрь сколь-либо серьёзные порции любой пищи.
"И правда, что ли, стали меня опасаться? Вот будет смешно, если черти, наслушавшись баек обо мне, вообразят меня опасным колдуном…но если начнут мстить, будет совсем не смешно. Хотя после длительных попоек мне и раньше жрать не хотелось".
Васюринский курень Хмель отправил для зачистки – прижилось одно из словечек Москаля-чародея у казаков – маленьких местечек и замков на юго-востоке Волыни и запугивания укрывшихся в Луцке. Тысячи пехотинцев и полутысячи конников для взятия такой крепости заведомо не хватало, им такую задачу и не ставили. Возглавил курень имени самого себя Иван, передавший опять полномочия куренного заместителю и ставший наказным куренным. Из-за материальной ответственности куренной всегда должен был оставаться при курене и порученном ему для охраны имуществе. Учитывая наказание за пропажу любой мелочи, сдача и приём этого самого барахла проводилась самым тщательным образом, никакой аудитор не подкопается.
Уже выйдя в поход, Срачкороб вдруг вспомнил отрывок из беседы с незадачливым бывшим иезуитом, о существовании подземного хода прямо из построенного в центре собора за городские стены. Название собора у него из головы вылетело, но имея возможность тайно проникнуть в город… Он немедленно подъехал к другу, и тот тут же отправил его обратно, искать этого Марека-Николая.
Найти удалось быстро. В одном из шинков, не том, в котором они встретились. Был Марек опять пьян, да до того, что не соображал, без сознания за столом прикорнул. Пришлось заплатить за выпитое им. Дожидаться, пока очухается и расскажет, сколько должен шинкарю и должен ли вообще, не стали. Некогда. Юхим зло посмотрел на якобы расстроенного донельзя и готового вот-вот впасть в отчаянье работника общепита, сплюнул на грязный пол и отдал половину запрошенных денег. После чего приказал свои казакам, и они, взяв бывшего монаха под белы (точнее, грязные) руки, вытащили на улицу, привязали к седлу и так повезли, словно мешок с чем-то непотребным. Под вопли шинкаря о его скором разорении. Когда поляк вёрст через десять немного очухался, весьма удивился неожиданному изменению окружающей обстановки.
- А куда мы едем? – жмурясь на солнце, протирая глаза рукавом и озираясь с удивлённым выражением лица, спросил он. Произношение слов давалось ему с немалым трудом, покрасневшие глаза видели плохо, впридачу пьяницу заметно пробирала дрожь, несмотря на тёплую погоду. – Где это мы? Зачем вы меня везёте? – к концу в голосе страх прорезался.
Пришлось бедолагу успокаивать и объяснять, почему его болезного умыкнули, будто девку в горах. Соображал Марек плохо, но подтвердил, что да, заставили злые отцы иезуиты его, несчастного наблюдать за работой каменщиков из Баварии, выкладывавших подземный ход кирпичом. И что видел он там другие, построенные давным-давно, в том числе один, идущий далеко. Прошёлся по нему до самого конца, подумал, что в древних тоннелях и клад найти можно. Ничего не нашёл, но длину приблизительную запомнил, как и направление от Петропавловского кафедрального собора. Наружу, правда, не выходил, и места, где заканчивается, Марек не знал, собирался позже поинтересоваться тайком, да дела помешали, а потом и бежать от "проклятых папежников" пришлось.
Юхим хмыкнул себе под нос, из разговора ему запомнилось, что отречься от веры отцов бывший иезуит не удосужился, получается – сам себя проклятым назвал. Решил, заодно, проверить и сколько переплатил шинкарю, в том, что тот взял с него лишку – не сомневался.
- Марек, а сколько ты жиду задолжал?
- Какому?
- Да шинкарю, из заведения которого мы тебя вытащили.
Поляк задумался, пытаясь вспомнить, потом довольно улыбнулся:
- Да нисколько, меня казаки за свой счёт угощали.
Срачкороб сплюнул с досады.
- От кляте племья! Ну, вернусь, я ему!.. – прекрасно понимая, что ничего серьёзного сделать обманщику не сможет. Самое большее – заставит отдать деньги в двойном размере.
Промашка знаменитого шутника вызвала весёлое оживление среди казаков и весьма ехидные комментарии. Многим довелось становиться жертвой розыгрышей Юхима, теперь они спешили отыграться.
- Ага, не один ты на…вать умеешь!
- Это, наверное, он от своей святости опростоволосился!
- Точно! Не надо было с чертями ссориться!
Раздосадованному Срачкоробу оставалось только отбрехиваться, причём получалось это, бог знает почему, у него сегодня плохо.
А к вечеру не до шуток стало всем. Марек вдруг стал заговариваться, потом принялся ловить на себе тех самых маленьких зелёненьких чёртиков, до которых Юхим допиться этой весной не успел. Пришлось срочно останавливаться в ближайшем селении и лечить болезнь народным способом – выпивкой. Однако горилка поляку не помогла, у него началась горячка, и через сутки он покинул земную юдоль. Вряд ли направившись в рай – маловероятно, что Господу по душе ленивые и трусливые предатели.
Но скоропостижная кончина бывшего иезуита стала для казаков неприятным сюрпризом. Просить Хмельницкого о значительном увеличении выделенных ему сил на основании сомнительного рассказа пьяного иезуита Васюринский не решился. Отправился на Волынь только со своим куренём. И, первым делом, Иван проверил сведения переданные ему Срачкоробом. Не соврал покойник Марек! За что, может быть, с него на страшном суде хоть один грех снимут. Однако все казацкие и союзнические войска уже разошлись по назначенным им для зачистки местам. Перед Васюринским встала во весь рост труднейшая задача: с недостаточными силами взять мощную крепость или ограничиться выполнением задания и от штурма Луцка воздержаться.
Честно говоря, никаких сомнений Иван и его помощники не испытывали. Иметь возможность наложить лапы на такие богатства и не воспользоваться… это ж каким дураком надо быть? А риск… так в казаки его боящиеся не идут, или быстро в бесштанных (в самом прямом смысле этого слова) нищебродов там превращаются. Посоветовавшись, решили попросить помощи у местного населения, в городе была многочисленная, хорошо организованная православная община. Во избежание утечки информации, их известили о предстоящем событии в самый последний момент.
Для использования имевшейся у казаков конницы решено было в самом начале захватить и одни из ворот, для чего и был перехвачен обоз в Луцк возвращавшийся. Открывать тайный ход раньше времени не стоило, и возможность проведения по нему конницы была под вопросом.
Получилось всё на удивление удачно. Наёмников в Высоком замке удалось застать врасплох и после ожесточённого боя – немцы сдаваться не собирались – всех вырезать. Составлявшие значительную часть потенциальных защитников города евреи из-за стрельбы в центре, вместо того чтоб бежать на стены, укрылись в синагоге, построенной, как и все культовые сооружения за последнюю сотню лет, в виде крепости. Подобным же образом поступили многие из жителей католических кварталов, все монастыри, церкви, укреплённые дома вынуждали к сдаче по очереди, обойдясь имевшимися силами. Местные захотели устроить резню. Но Васюринский воспротивился, выдал им десятка два шляхтичей, в том числе и одного из Потоцких, около трёх десятков евреев, связанных с ростовщичеством и арендаторством, остальным предстояли дальняя дорога и тяжёлый труд. А вот пару Чарторыйских «отложили» для торговли с Литвой.
А по стране пошёл ещё один слух об очередном чуде, сотворённом блаженным Юхимом, провёдшим православное войско сквозь расступившуюся перед ними стену незаметно для папёжников.

* - Ещё с пятнадцатого века все ремесленники и купцы старой столицы Польши официально считались шляхтичами.



Анатолий Спесивцев

Сообщение отредактировал aspesivcev - Суббота, 14.05.2011, 20:54
 все сообщения
Кержак Дата: Суббота, 14.05.2011, 20:19 | Сообщение # 84
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
интересная прода
 все сообщения
aspesivcev Дата: Суббота, 14.05.2011, 20:53 | Сообщение # 85
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
интересная прода

Благодарю, старался. Она пойдёт не в конец 2 главы, а после главки "Война". Следующую, 3 главу, намерен посвятить разборкам с Польшей.


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Суббота, 14.05.2011, 20:57 | Сообщение # 86
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
тут вопрос - имелась ли у казаков достаточно мощная артиллерия и инженерная система?
без этого мощные крепости не взять попросту.
опять же поляки - ребзя очень серьезные в реале...
 все сообщения
aspesivcev Дата: Суббота, 14.05.2011, 21:53 | Сообщение # 87
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
тут вопрос - имелась ли у казаков достаточно мощная артиллерия и инженерная система? без этого мощные крепости не взять попросту. опять же поляки - ребзя очень серьезные в реале...

Высокий Замок во Львове и мощнейший Каменец-Подольский Кривонос в реале взял. Брали казаки ту же Анапу (на скале!) Трапезунд, Варну... Азов, наконец. Дюнкерк, французы не смогли, а казаки взяли. Никакие стены и от реальных казаков не защищали, а уж при новинках у меня... ничего сказочного.


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Суббота, 14.05.2011, 22:01 | Сообщение # 88
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
что-то брали а что-то нет.
но при новинках - конечно шансы в разы больше
 все сообщения
aspesivcev Дата: Суббота, 14.05.2011, 22:16 | Сообщение # 89
хорунжий
Группа: Авторы
Сообщений: 392
Награды: 10
Статус: Offline
Quote (Кержак)
что-то брали а что-то нет.

Да, даже монголы на пике взлёта терпели поражения. Не бывает непобедимых. Я ведь уже неоднократно писал о мелких неудачах, крупная могла случиться под Стамбулом разве. Во всех остальных случаях роялем было бы поражение. Пока не ставились слишком трудные задачи.


Анатолий Спесивцев
 все сообщения
Кержак Дата: Суббота, 14.05.2011, 22:56 | Сообщение # 90
Батько
Группа: Атаман-отставник
Сообщений: 16021
Награды: 39
Статус: Offline
бывают разные вопросы - и не всегда все решает техника, враг не дремлет и может придумать разные маневры. кого то купить, кого то поссорить
натравить врагов.
и тд.
 все сообщения
Форум Дружины » Авторский раздел » Тексты aspesivcevа » Настоящий потоп (Пятая часть цикла о попаданце в Дикое поле семнадцатого века)
Страница 3 из 16 « 1 2 3 4 5 15 16 »
Поиск:

Главная · Форум Дружины · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · PDA · Д2
Мини-чат
   
200



Литературный сайт Полки книжного червя

Copyright Дружина © 2017